Три брата, три сна и три образа

                Три брата, три сна и три образа-символа.
                (Философские этюды к роману "Братья Карамазовы").

               «Есть многое на свете, друг Горацио,
                Что и не снилось нашим мудрецам»
            (У.Шекспир «Гамлет»; пер. с анг. Н.А. Полевого).


                ***


В романе «Карамазовых» есть такое сопоставление: три брата и три сна. Во сне Дмитрия «дитё плачет», Ивана во снах одолевают кошмары, у Алеши сны иные, Алеше снится Кана Галилейская. Три брата, три сна и три образа-символа, и каждому снится свой особый сон, у каждого свое ожидание. 
Но из братьев нас здесь интересует Иван Карамазов и его странные сны, как жизнь, что похожа на сон.
«– Нет, нет, нет! – вскричал вдруг Иван, – это был не сон! Он был, он тут сидел, вон на том диване. Когда ты стучал в окно, я бросил в него стакан… вот этот… Постой, я и прежде спал, но этот сон не сон. И прежде было. У меня, Алеша, теперь бывают сны… но они не сны, а наяву: я хожу, говорю и вижу… а сплю…
Алеша вспомнил давешние слова его: «Как будто я сплю наяву… Хожу, говорю и вижу, а сплю». Именно как будто это совершалось теперь»*.

Применяя фразу-вопрос персонажа романа (Ракитина) «что же сей сон означает?», мы вопрошаем: что означает «сон», кошмар Ивана Карамазова?

          (Отрывок из эссе "Иван Карамазов как человек-загадка", 2018г.)



          (Начато 03.02.2019г)


Рецензии