Четырехглазая собака. Предисловие

Когда  я начинала писать эту книгу, я думала, что это будет такое небольшой сборник веселых историй о жизни веселой и счастливой собаки - моей Эсти. Но жизнь всегда и во все вносит коррективы. Во-первых, пока писалась эта книга, Эсти росла и взрослела, и сейчас, перечитывая первые главы, я понимаю, что многое из этого я уже не помню - как хорошо, что записала! Во-вторых, Эсти росла и взрослела, менялась и внешне и внутренне, и многое, записанное еще лет 5 назад, сейчас уже потеряло актуальность. Но оно обязательно останется в книге - ведь это было, это тоже некий этап взросления, часть жизни Эсти. И в третьих, это самое главное, наблюдая Эсти и других собак много лет, я поняла, что легкого повествования не получится. Прежде всего потому, что собаки (и животные вообще) намного мудрее и разумнее, чем принято считать, чем считают многие, никогда не имевшие собак, и даже те кто имел собаку в свей доме, но никогда не допускал ее в свою жизнь и свою душу! Я поняла, что многие поведенческие реакции Эсти вызваны отнюдь не простыми инстинктами и рефлексами, и даже не просто пониманием пары-тройки десятков человеческих слов, нет! Это явно разумное, обдуманное, и вне всяких сомнений, связаннное причинно-следственными связями с нашим, человеческим поведением, и нашими, человеческими словами, поведение. За время написания книги мне пришлось познакомиться и тесно столкнуться с разумом (да, я теперь не боюсь этого слова - разумом) еще одного вида животных - черного ворона, Corvus Corax, который задал мне еще больше загадок. И все это побудило меня искать объяснение поведения Эсти не в простых книгах о дрессировке собак, а в новейших исследованиях по этологии (поведению животных). А порой, и опережая всех ученых, делать свои, может быть наивные, выводы о разуме тех, кто живет с нами много тысяч лет, но кого мы до сих пор так и не научились понимать...
Продолжение: http://proza.ru/2015/10/15/296


Рецензии