Здание Русских построек в Иерусалиме. Редкое фото

Фото: Здание Русской духовной миссии в Иерусалиме.  XIX век. Автор иеромонах Тихон? Историческое фото из архива Холодюка А.Г.

В  собрании фотографий  елеонской старшей сестры (наставницы) Феоктисты (Ягнам; 1924—2012) хранилcя редкий и  ранее непубликовавшийся снимок двухэтажного здания Русской духовной миссии и Свято-Троицкого собора на Русских постройках в Иерусалиме. Фото наклеено на  тонкий картон. На обратной стороне гусиным пером начертано: "Общий Вид Русской Духовной Миссии въ г. Iерусалимъ". Опытные графологи из Москвы  определили бы, кому из деятелей Миссии принадлежит этот ровный и размашистый почерк. Левый нижний угол картона отсутствует.

Здание Миссии, как известно, построено в период с 1860-го по 1872-е годы  Палестинским комитетом. Оно предназначалось  для размещения  русских православных паломников на Святой земле. При советской власти  здание Русской духовной миссии в числе других построек Русского подворья   по указанию Кремля  в 1964 году было  продано  правительством  СССР государству Израиль.

Здание Миссии и его обитатели в разные периоды жизни неоднократно переживали серьезные переустройства и  сильные потрясения. Ниже расскажем, какие события происходили внутри  и за  пределами здания в конце 40-х  и 50-х годах прошлого века. Приведем два отрывка из книги автора этого материала [1].

....Гефсиманский монастырь, где подвизалась инокиня Тамара, временно стал тем местом, где разместилось руководство Русской духовной миссии (далее – РДМ РПЦЗ). Само ее здание возле Троицкого собора в Иерусалиме до 1948 года находилось в юрисдикции РПЦЗ, однако члены Миссии занимали лишь малую часть здания, остальное – британский суд. На русской территории к тому времени британские власти создали и окружили колючей проволокой военный городок «Бевинград». После образования в 1948 году государства Израиль архимандрит Антоний и его сотрудники были изгнаны из здания Миссии. Новообразованное государство признало Московский Патриархат в качестве правопреемника дореволюционной Русской Православной Церкви и вернуло ему недвижимое имущество Русской духовной миссии. Новыми властями Иерусалима здание миссии и другие русские постройки были сданы внаем для размещения в них Испанского консульства, суда Палестинского Мандата, больниц, тюрем, бараков и складов британской жандармерии. 30 ноября 1948 года на Святую Землю из СССР прибыла делегация духовенства, которой надлежало стать Миссией Московской Патриархии (далее – РДМ МП). В числе делегации был архимандрит Леонид (Лобачев) и иерей Владимир Елховский. По некоторым данным, их «с любовью встретил старейший русский священник в Иерусалиме архимандрит Мелетий, бывший преемник архимандрита Леонида Сенцова». РДМ МП возглавлял сначала архимандрит Леонид, а в 1949 году – епископ Владимир (Кобец). Таким образом, в Иерусалиме уже с 1948 года начинают существовать параллельные структуры – две Русские духовные миссии. Инокиня Тамара, наученная в мирской жизни по-христиански и мужественно принимать все удары судьбы и быть готовой к грядущим испытаниям, молча, но не без волнений в сердце, слушала в Гефсимании откровенный рассказ жившего с 1934 года на Святой Земле архидиакона Мефодия (Поповича) – карпаторосса, ревнителя Православия и преданного России и монархии человека. Он состоял в братстве Русской духовной миссии и поведал всем гефсиманским сестрам горькую историю о том, как жестоко израильские власти выдворяли отказавшихся покидать здание Миссии, и  как скончался не  переживший мучений монах Никифор. Избитый до потери сознания и наотрез отказавшийся сдавать ключи вверенного ему храма, отец Мефодий был свидетелем жестоких событий передачи храма и имущества Миссии. Тогда местные власти в занятой ими части Иерусалима отторгли от РПЦЗ ее имущество и передали его не Российскому Палестинскому обществу (так называлось ППО в СССР с 1918-го по 1992 год), а правительству СССР. Оно же в свою очередь передало часть церковного имущества Московской Патриархии, а большую часть продало Израилю...
<...>
В конце 50-х годов отношения РПЦЗ с параллельной миссией Московского Патриархата были, как известно, весьма прохладными, поэтому глава РДМ МП архимандрит Никодим46 на юбилейные торжества в Спасо-Вознесенский монастырь не был приглашен. Его назначили начальником РДМ МП лишь в конце сентября 1957 года. До правления архимандрита Никодима в Святой Земле наблюдалось «смешение функций» (выражение о. Никодима.– Прим. автора) РДМ МП, Палестинского Общества (позже – Палестинское Общество Академии наук СССР) и консульского отдела Посольства СССР в Израиле. Начальники и члены РДМ МП, назначаемые Москвой в Святой Град Иерусалим, «обычно тяготились своим послушанием». Оформление виз для новых пополнений московского духовенства затягивалось израильскими властями на довольно продолжительное время. Условия пребывания миссийского духовенства были сложными и трудными. Немногим из священников удавалось побывать не только на горе Елеон, но даже в Старом Городе, чтобы хоть один раз попасть там к Храму Гроба Господня. Величайшая святыня находилась всего в 10–15-ти минутах ходьбы от РДМ МП. Трезвон пасхальных миссийских колоколов был слышен в Старом Городе, откуда доносился и до открытых окон здания РДМ МП пасхальный колокольный звон Храма Воскресения Господня (он же – Храм Гроба Господня). Власти Иордании чаще всего отказывали представителям РДМ МП в их просьбах разрешить беспрепятственный проход через границу из Израиля в Иорданию и обратно. Миссийскому руководству и рядовым членам РДМ МП находиться в Иерусалиме долго было просто невмоготу, поэтому после непродолжительных сроков пребывания в Святом Граде духовенство писало прошения в Москву о скорейшем возвращении в СССР. Московская Патриархия с пониманием относилась к просьбам своих посланцев в Святой Земле и через год-два удовлетворяла их заявления. По воспоминаниям архимандрита Никодима (Ротова), изложенным им в «Истории Русской Духовной Миссии в  Иерусалиме», духовенство «возвращалось домой с радостью, что Господь сподобил видеть Святую Землю и вернуться в свое Отечество», о чем свидетельствовали и хранившиеся в канцелярии РДМ МП в Иерусалиме личные дела командированных.

Литература.

[1]. Холодюк А.Г. Игуменья Царского Рода. Княжна Татьяна Константиновна, Елеонская игуменья Тамара. – М.: Издательство Фонда Великого Князя Сергея Александровича, 2018. – 204 с.: ил.


Рецензии