Хлеб блокады

Я никогда не забуду рассказов своей бабушки о блокадном Ленинграде. Она трудилась в оцепленном  городе с 41 по 43 год, изготовляя снаряды для фронта.  До сих пор не пойму, где черпали возможности опухшие от голода люди, и какие силы небесные помогали им победить смерть?
 
После проведенной операции "Искра" по прорыву блокадного кольца, ее эвакуировали в подсобное хозяйство недалеко от города.

 Бабушка стояла  в середине счастливой, галдящей и зареванной толпы, приветствующей освобождающих их от блокады, ликующих фронтовиков. Она плакала и улыбалась, целуя снежинки, которые тихо оседали  на рукавах ее затертой телогрейки.  Молча  прощалась бабушка с бедою, которая породнилась с ней ненароком в это лихое время.

 Прорванная блокада неслась, как невидимая черная лента вокруг страшных, не упокоенных земляных бугорков. Не отпетых и забытых могилок, к которым она преклонялась, прося прощения за дарованную ей, грешной, жизнь.

-Блокада была  не страшной, Девочка моя. -  тихо рассказывала мне бабушка.  - Она была чудовищной.
Помни, Ласточка, что крест несуший по силам тому, кому Господом даруем.

-Сначала исчез мой кот. - повествовала она. - Был этот бедолага белого цвета, с розовым ошейником. Белоснежное такое, чистое существо, как Ангелок. Ошейник его нашла я на улице, возле подъезда.

Сразу все поняла. Голод уже подкатывал к самому горлышку Ленинграда. Да и, вообще, домашние животные, как будто, в городе никогда не существовали.

Бабушка не любила рассказывать о том безумном времени открытым текстом. Она боялась признаться самой себе в том, что люди могут дойти до крайности и превратиться в хищников, способных удовлетворять лишь свой животный инстинкт.

Одно лишь я запомнила, как Отче Наш.
-Не верь никому, моя Девочка, что из выживших очевидцев того страшного ада остались живы только те, которые за счет своей воли и того крохотного кусочка хлеба, смешанного с опилками, выстояли, как герои. Спят они, благословенные, упокоенные Богом!

У бабушки было много драгоценностей, которые она меняла у мародеров только на хлеб, с опаской поглядывая на предлагаемое ей мясо.

-Откуда оно могло быть в блокадном Ленинграде? - всегда удивлялась она.- Я с ужасом могу представить его происхождение.

В сорок третьем году к ней стал наведываться молодой лейтенант, который всегда приносил ей свой паек. Бабушка говорила:

-В окно вижу, идет он ко мне. С ним спать надо, а сил и желания нет. О любви и страсти даже речи не было. Муж на фронте, дети в эвакуации, сама еле на ногах стою. И грешила я в полном беспамятстве чтобы выжить за банку тушенки и четвертушку хлеба. Как бы потом перед своим Григорием оправдывалась? Да и не знала еще, что убит он. Похоронку-то позже получила.
И долгое время рыдала я у иконки Богородицы в поисках прощения. И молила я о здравии детям моим, пред которыми согрешила неблаговидными своими поступками.

Когда бабушка приехала в подсобное хозяйство, появились первые грибы.

- Ни у кого не было сил преодолевать большие расстояния в поисках грибов, и набрала поганок у самых ближайших построек. Единственное, что я тогда твердо знала, что мухоморы не съедобны. Мы с соседями сварили огромный чан набранных поганок с крапивой.
Какой это был пир! Никто не думал тогда, что могут быть у всех последствия от нашей шикарной похлебки. Но, Слава Господу! Никто не отравился.
С тех пор я уверена, что почти все грибы съедобные.


Сейчас, когда я вижу буханки хлеба на помойке, вспоминаю свою бабушку Анну Алексеевну.
 Она всегда была очень щедрым и радушным человеком. Встречая гостей, все вынет из холодильника, чтобы всех до сыта накормить Но, только хлебушек всегда оставался у нее про запас. Нарезая его, каждую малую крошечку сметала в ладошку и облизывала ее с удовольствием. Иногда она стряхивала пепел со своей папироски на кусочек хлеба и, улыбаясь его съедала, с хитринкой приговаривая:

-По вкусу, будто бутерброд с яичком, а в блокаду это был наш излюбленный деликатес.

 
Однажды, я застала ее на лестнице, где она заставляла маленьких сорванцов съесть катышки хлеба, которыми они плевались. Я увела ее полуживую домой, а потом целый день отпаивала валерианкой.

По прошествии стольких лет, когда моя мама несла остатки хлеба своим любимым голубям, я вспоминала свою бабушку. Что бы она сказала?

 Пусть она простит нас, грешных...


Рецензии
Блокадный хлеб – особый продукт, знак памяти и символ жизни, а его рецепт – культурный артефакт Великой Отечественной войны. Блокадный хлеб нельзя оценивать с точки зрения «вкусно/невкусно», одно его наличие – надежда на выживание в суровых условиях. Расскажем о блокадном хлебе, используя воспоминания тех, кто жил в городе на Неве в 1941-1943 гг.

Наталья Скорнякова   22.12.2022 08:33     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, дорогая Наталья!

Мне очень дороги эти воспоминания...

С неизменным теплом.
Ваша М.К.

Маргарита Курникова   27.12.2022 05:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 33 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.