Предпоходная подготовка велосипеда. Ч. 2

Предпоходная подготовка велосипеда к велопоходу. (Часть вторая)


-Сегодня мы продолжаем изучать тему подготовки велосипеда к велопоходу,- с этими словами наш зампотех Сергей достал из офицерской сумки видавшую виды потрепанную общую тетрадь и, заглядывая в нее, начал свое повествование о том, что

КАКАЯ ПОДГОТОВКА – ТАКОЙ И ПОХОД!

Осмотрите резинки тормозных колодок (сменные резиновые картриджи) и если их менять еще рано, то при необходимости выковыряйте из них попавшие в процессе езды частички камней, металла и прочее, что может царапать обод (или ротор дискового тормоза). Если на боковых поверхностях обода есть царапины и остается слой резиново-металлического материала, то почистите тормозную поверхность обода велосипедным обезжиривателем и вытрите насухо. Затем пройдитесь очень мелкой наждачной бумагой-нулевкой и прошлифуйте войлоком с нанесенной на него пастой Гойя (как вы знаете, это такая зеленая подушечка-камешек для шлифовки поверхностей до зеркального блеска).

Замените густую смазку в подшипниках втулок колес. Если на осях колес не установлены стандартные резиновые пыльники для защиты подшипников от влаги и грязи, то не помешает поставить самодельные пенополиуретановые шайбы подходящего диаметра и толщины. При необходимости подобными шайбами можно защитить также картридж каретки, предварительно сняв шатуны выжимкой и надев на ось (вал) каретки эти самые шайбы.

Замените густую смазку в педалях. Некоторые вывинчивают их из шатунов и надевают пенополиуретановые шайбы на оси педалей со стороны шатуна – ведь шарики педалей, несмотря на пыльники, чаще других бывают в лужах, грязи и т.д. Попробуйте откручивать левую педаль – она должна откручиваться тем велоключом, которым вы будете ее откручивать на перроне перед вкладыванием велосипеда в велочехол.

Обязательно осмотрите раму и все остальное (и даже пощупайте их пальцами) на предмет выявления трещин. Далее для продления срока службы рамы желательно наклеить полоску скотча (под цвет рамы или прозрачного) снизу ее нижней (наклонной) трубы. Это частично защитит раму от преждевременной коррозии, поскольку грязь и всевозможные химические реагенты, которые при езде летят с колес на трубу при отсутствии грязевых щитков, могут разъедать лак и краску.

Замотайте скотчем все не используемые отверстия в трубах и перегородках (мостиках) рамы, которые предназначены для крепления заднего дискового тормоза и заднего грязевого щитка. Также вкрутите винты в свободные резьбы на раме, которые предназначены для крепления флягодержателя и насосодержателя – тогда через все эти отверстия внутрь рамы не будет проникать грязь и вода.

Правое нижнее перо задней вилки рамы надо защитить от цепи, которая на ухабах бьет сверху по трубе пера и сдирает лак и краску. Поэтому для защиты трубы на ее верхнюю часть прикрепите на липучке (примотайте скотчем) специальную фирменную или самодельную мягкую полоску в виде прямоугольника подходящего размера из практически невесомого пенополиуретана.

Некоторые велотуристы снимают резиновые ручки с трубы руля, вставляют внутрь ручек толстые кружочки пенополиуретана и надевают ручки обратно. Пенополиуретан пружинит и защитит резину в торце ручки от повреждения, когда велосипед кладут (роняют) на твердую поверхность.

Иные велопутешественники для сложных походов устанавливают на велосипед заднее колесо, в котором под заказ спицы набраны не «в два креста», как обычно, а «в три креста», т.е. спицы пересекаются между собой не два, а три раза. Поэтому такое колесо с двойным ободом и 36-ю спицами является жестким и может выдержать значительную нагрузку по сравнению с колесом, где обод – одинарный, спиц – 32 шт. и набраны они, как обычно, «в два креста».

Снимите с велосипеда лишний вес и лишние габариты – например, грязевые щитки, «рога» с торцов руля, флягодержатель, насосодержатель, передний белый светоотражатель, подрамную сумку и др. Сняв флягодержатель, ввинтите винты в раму на место, чтобы через эти отверстия внутрь трубы рамы не попадали грязь и вода.

Опытные велотуристы оставляют на велосипеде только то, без чего в походе обойтись нельзя – задний багажник. Не снимают они и почти ничего не весящие задний красный пластмассовый световозвращатель и велокомпьютер, а все остальное оставляют дома. Помните, что каждый грамм веса в походе превращается в килограмм, поэтому необходимо максимально облегчить вес велосипеда и всего остального снаряжения – как личного, так и группового.

Понятно, снижение веса не должно уменьшать надежность и безопасность велосипеда и снаряжения. Например, ни в коем случае нельзя снимать тормоз и/или передний переключатель – в любой поездке на велосипеде (кроме всего прочего необходимого) должно быть два исправных тормоза и два действующих переключателя. Не нужно снимать и пластмассовый защитный диск на самой большой ведущей звездочке (что на правом шатуне). При педалировании диск не только уберегает правую штанину ваших брюк от попадания между звездочкой и цепью, но еще и защищает зубья звездочки от повреждения при перетаскивании велосипеда с велорюкзаком на багажнике через камни, поваленные деревья и т.д.

Как все вышеизложенное заменить, отрегулировать и смазать см. в главе о ремонте велосипеда. Но если опыта у вас недостаточно, то лучше поручить все это добросовестному опытному веломеханику в соответствующей веломастерской. А самому во время этого процесса находиться рядом с мастером и поучиться у него. Но перед тем, как сдать своего «двухколесного коня» в ремонт, протрите его от грязи, включая все труднодоступные места. Недопустимо мыть велосипед водяной струей, скажем, из шланга под давлением – вода может попасть на подшипники колес, поскольку резиновые пыльники на их осях не предназначены для защиты шариков от воды, подаваемой под высоким давлением.

Затем наберите за компьютером и распечатайте на принтере в двух экземплярах список, в котором укажите в столбик, что конкретно на вашем велосипеде нужно поменять, отрегулировать и т.д. Ниже – примерный перечень работ.

Колеса:

— устранить боковые и радиальные биения ободьев;

— заменить ржавые и погнутые спицы (если есть такие);

— заменить не вращающиеся ключом ниппели спиц (если есть такие);

— заменить камеры и покрышки (или только покрышки – выберите с веломехаником ширину шин и их рисунок и если ширина покрышки переднего колеса изменилась по сравнению с предыдущей, то нужно перенастроить велокомпьютер с учетом новой покрышки);

— очистить от грязи и ржавчины конуса и втулки колес изнутри;

— заменить оси колес (если на осях сорвана резьба);

— заменить ржавые и почерневшие шарики во втулках колес;

— откалибровать (отобрать с помощью микрометра) шарики во втулках колес, чтобы они отличались один от другого не более чем на 0,02 мм;

— заложить свежую густую водоотталкивающую смазку в подшипники колес.

Тормоза:

заменить все тормозные колодки (резиновые картриджи);

— заменить тросы тормозов (если надо);

— отрегулировать тормоза.

Привод велосипеда:

— заменить цепь;

— если зубья звездочек «съелись» то заменить и ведомые звездочки кассеты на заднем колесе или заменить всю кассету полностью с точно таким же количеством звездочек и количеством зубъев на каждой звездочке;

— очистить от грязи и ржавчины барабан трещотки изнутри и внутренности храпового механизма трещотки;

— заменить «собачки» и пружинки в трещотке;

— добавить (если надо) недостающие шарики в трещотке;

— заменить почерневшие и ржавые шарики трещотки (если есть такие);

— смазать все шарики трещотки жидкой водоотталкивающей смазкой;

— очистить изнутри от грязи и ржавчины кареточный узел рамы и покрыть его изнутри водоотталкивающей смазкой;

— очистить сверху от грязи и ржавчины картридж каретки и покрыть его корпус сверху водоотталкивающей смазкой;

— очистить от грязи и ржавчины внутренности педалей;

— заменить почерневшие и ржавые шарики педалей (если есть такие);

— заложить новую густую водоотталкивающую смазку в подшипниках педалей с обеих сторон;

— смазать жидкой водоотталкивающей смазкой ролики заднего переключателя;

— если надо – заменить тросы переключателей на новые и отрегулировать переключатели.

Передняя амортизационная вилка:

— очистить «штанины» и «ноги» вилки изнутри от грязи и ржавчины;

— внутри вилки покрыть «ноги» и «штанины» густой смазкой, а также масляный картридж (картриджи) вилки;

— смазать внутри водоотталкивающей смазкой пружину вилки.

Рулевая колонка:

— смазать жидкой водоотталкивающей смазкой шарики;

— если надо – очистить от грязи и ржавчины чашки и втулки рулевой колонки, а также заменить ржавые и потемневшие шарики.

Все остальное:

— подтянуть все болты, винты и гайки на велосипеде, особенно – на багажнике;

— подстраховать от срыва резьбу болтов и винтов дополнительным навинчиванием на них гаек в местах крепления заднего багажника к раме и в месте крепления переднего переключателя к раме, где резьба нарезана в алюминиевом сплаве, а не в стальной детали;

— убрать все люфты (если есть) во втулках колес, каретке, педалях, рулевой колонке, передней амортизационной вилке.

Все замененные старые запчасти (детали) возвратить хозяину данного велосипеда (то есть вам), чтобы у веломеханика не возник соблазн забрать себе ваши фирменные и еще пригодные детали и запчасти, а взамен поставить на ваш велосипед поддельные («одноразовые») да еще и взять с вас за это лишние деньги.

Естественно, данный список является ориентировочным – что конкретно надо заменить, смазать и отрегулировать вы должны обсудить с веломехаником на месте после совместного осмотра вашего велосипеда. Оговорите с веломехаником стоимость каждого пункта ремонта регулировки и техобслуживания вашего вело, дату завершения всех перечисленных работ и пр. и запишите все это на обоих листах. Один экземпляр отдайте веломеханику, а второй идентичный лист оставьте себе, чтобы проверить выполнение работ по каждому конкретному пункту. Либо останьтесь рядом с веломехаником и поучитесь у него велоремонту, не досаждая ему и одновременно контролируя все работы на вашем велосипеде.

Кроме всех прочих плюсов такой список показывает веломеханику вашу продвинутость в велоремонтных делах и «обе высокие договаривающиеся стороны» теперь знают чего конкретно хочет заказчик, то есть вы. А если просто подъехать в веломастерскую и сказать, мол, подготовьте мне, пожалуйста, велосипед к походу, то веломеханик может просто смазать из масленки шарики, заменить явно растянутую цепь, отцентровать колеса и отрегулировать какие-то мелочи. Что творится внутри передней вилки, внутри трещотки, во втулках колес, педалей и т.д. ему не интересно, но расхлебывать все недоработки веломеханика придется в походе вам и вашим спутникам. Словом, какая подготовка, такой и поход!


Роман "Скажи смерти прощай!"
 
можно читать на этом ресурсе:
 
http://www.proza.ru/avtor/propovednik2016&book=1#1

или перейти по ссылке:

https://litnet.com/ru/book/skazhi-smerti-proshchai-b152252


Рецензии