Пираты Карибского моря
С произведения «Одиссея капитана Блада» и началась моя библиотека книг про пиратов. Я зачитал эту книгу до дыр, так мне нравился этот герой произведения Рафаэля Сабатини. Потом были книги Жюля Верна, две экранизации которых – «Пятнадцатилетний капитан», «Дети капитана Гранта», наиболее известны, наряду с произведениями Стивенсона про остров сокровищ.
Позднее я прочитал статьи об известных пиратах в истории, которые даже получили прощение у английского короля и поделились с ним добычей, а потом грабили суда других государств под английским флагом. Вот что написано об этом во многих статьях на исторические темы.
Пираты бороздили морские просторы с древних времен, а их деяния во все времена расценивались как разбойничьи и были запрещены законом. Однако в начале XIII века, Англия, будучи «царицей морей», имела не только несравненный размах в деле покорения океанских просторов, но и установила особый подход к пиратству.
Схема была простой: английский пират платил налог в казну, а взамен получал специальное свидетельство — Letter of Marque. Обладатель этой бумаги фактически получал лицензию на профессиональную деятельность, а профессия называлась капер, корсар или приватир. В отличие от пиратов, которые занимались разбоем на море, грабили всех без разбора на свой страх и риск, корсары имели право нападать на торговые суда в случае, если государства находились в состоянии войны. Государство же предоставляло им свои гавани и безнаказанное пребывание в городах. Поскольку как мир, так и война Англии с Испанией всегда держались на волоске, то корсар, будучи оторван от источников информации, никогда не знал, насколько легален его статус, подписание договора о мире мгновенно превращало корсара в пирата, служителя государства — в преступника. Но даже в мирное время хитрый политик королева Елизавета I тайно финансировала кругосветное путешествие пирата Дрейка.
В XVI веке корсары изрядно пополнили казну Англии. Флот Дрейка обогнул земной шар, разграбляя испанские корабли и колонии, в итоге доход от одного только этого плавания составил около 500 000 фунтов стерлингов, в то время как разгром «Непобедимой армады» обошелся всего в 160 тыс. фунтов, а годовой доход английской казны составлял 300 тыс. фунтов. Масштабы пиратской добычи были воистину огромны — на кораблях Дрейка гнушались серебром, с легкостью отправляя его за борт, а трюмы наполняли только золотом и драгоценными камнями. Пролив на оконечности Южной Америки назван именем этого пирата. (прим. – пролив Дрейка — пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океан, ограниченный на севере архипелагом Огненная Земля, а с юга Южными Шетландскими островами (Антарктида).
Впрочем, еще подходя к родному Плимуту, Дрейк предусмотрительно осведомился у рыбаков, здравствует ли королева? Если бы царствующая особа сменилась, то Дрейка бы вздернули на рее согласно букве закона. Филипп II Испанский потребовал у английской королевы строгого наказания пирата Дрейка и возмещение нанесенного ему ущерба. Но, увы, король получил весьма уклончивый и туманный ответ, и вместо наказания, королева Елизавета собственноручно произвела Дрейка в рыцари прямо на палубе его корабля. Впоследствии корсар сэр Фрэнсис Дрейк еще неоднократно отличился в трудах на благо страны и сыграл значительную роль в разгроме испанской «Непобедимой армады», принял чин адмирала, занял пост мэра Плимута и стал депутатом парламента.
Времена шли, но морские пираты еще долгое время то оказывались вне закона, то вновь становились служителями монархии. Так, почти век спустя, английский корсар Роберт Морган, известный тем, что превратил в кучку золы город Панаму, был опять спасен английским правительством от мести испанцев. Правительство формально осудило Моргана, и он был отправлен в «ссылку» — правда, на пост вице-губернатора Ямайки. Занятно, что через 4 года после его смерти, 7 июня в 1692 году в Порт-Рояле произошло сильнейшее землетрясение, и могила сэра Генри Моргана канула в морскую пучину.
Спустя еще несколько десятилетий, каперские суда сопровождали в качестве охраны суда Ост-Индской торговой компании, а с отъявленными пиратами, так и не заплатившими налог английской короне, началась жестокая борьба. История английского пиратства принесла еще несколько громких имен, включая Эдварда Тича по кличке Черная Борода и Бартоломью, но Золотой век пиратства неуклонно шел на спад, пока не закатился окончательно к середине XVIII века.
Кинофильмы о героических флибустьерах появились с самого начала кинематографа. Кто только не был героем этих фильмов. Пираты Морган, Флинт, Дрейк и многие другие, реальные и вымышленные герои, и как, правило, весьма благородные.
Американцы сняли сериал о пиратах Карибского моря, который посмотрели миллионы зрителей как на экранах кинотеатров, так и по телевизору. Намного меньшую аудиторию собрал фильм «Хозяин морей: На краю Земли». Сцены из этого фильма использованы в клипе Джеммы Халид на песню Владимира Высоцкого «Девушка из Нагасаки».
В последнее время я посмотрел немало кинофильмов про пиратов. Даже про Питера Блада было снято три кинофильма, один очень древний, еще довоенный, зарубежный, 1935 года выпуска, потом была вторая экранизация романа в 1950 году, и снятый относительно недавно, в 1991 году на нашей киностудии, в котором заняты актеры Ив Ламбрехт, совершенно незнакомый нашим зрителям, который играет благородного Блада, а его противника, на каждом шагу нарушающего законы пиратского братства, Леонид Ермольник.
Недавно появился сериал «Чёрные паруса;» — американский приключенческий телесериал о пиратах. Сюжет сериала явился своеобразным приквелом к роману Роберта Льюиса Стивенсона «Остров сокровищ», в сериале фигурируют герои книги. Сериал снимался для кабельного телеканала Starz под руководством продюсеров Джонатана Е. Стейнберга и Роберта Ливайна. Премьера сериала состоялась 25 января 2014 года. 12 октября 2014 года сериал был продлён на третий сезон, а 31 июля 2015 года — на четвёртый. Обо всех продлениях сериала на следующие сезоны было объявлено задолго до премьеры текущего сезона. Всего было снято 4 сезона. Я начал смотреть этот сериал, где много батальных сцен и рисованных кораблей, все, как это бывает в современных сериалах.
Конечно, дает такую возможность смотреть всевозможные фильмы Интернет, особенно человеку, для которого это практически единственная возможность не отстать от жизни и узнать что-то из прошлого. На днях я прочитал статью, где рассказывается о том, что пираты, которые действовали в Карибском море, отличаются от пиратов Старого Света. И решил поделить кое-чем из этой статьи Лилит Мазикиной.
Авантюристами и искателями богатства можно назвать, скорее, пиратов старой доброй Европы (а также многих других частей света). Пиратам Карибского моря было в основном нечего закапывать в кладах: они нападали на корабли, везущие провиант и оружие в форты. Если на корабле обнаруживались пассажиры, то их, конечно, беспардонно грабили, но еда с оружием и были основной целью — пираты нарочно высматривали корабли с таким грузом.
Замечательной удачей был корабль с грузом муки. Мука так легко воспламенилась, что капитан предпочитал сдаться, а не пытаться устроить перестрелку с риском сгореть вместе с кораблём.
Всё дело в том, что пополнялись ряды пиратов из беглых или восставших белых рабов на плантациях Нового Света. Пока чернокожих было завезено слишком мало, и они оставались дорогим товаров, английские работорговцы договаривались с правительством о том, что им будет дозволено продать в Новом Свете преступников, среди которых было немало ирландцев, к которым английские суды относились предвзято. Именно таким образом попали на плантации Карибского моря будущий капитан Блад и члены его команды. Также они заманивали мужчин на работорговые корабли под предлогом того, что дадут работу, и просто хватали детей и девушек на улицах.
Условия труда на английских плантациях были жесточайшие, белые рабы, непривычные к климату и изнемогающие от непосильного труда, умирали очень быстро, так что многие были готовы рискнуть и попытаться сбежать, напав на охрану и угнав корабль или хотя бы несколько лодок. Единственным способом выжить для беглых рабов долгое время было пиратство. Чернокожие пираты тоже встречались, но африканцев в Новом Свете было ещё маловато, и сбегали они реже.
Немного особо стояли пираты французских колоний, буканьеры. Они грабили суда других государств и потому продолжали считаться обычными колонистами, что давало им шанс легко вернуться к жизни на берегу. В их среде старались спрятаться и вышедшие в тираж пираты британских колоний.
Хотя в Новом Свете большинство из них грабило, чтобы выжить, они насиловали женщин, пытали офицеров и убивали пассажиров без разбора. Бывшим плантационным рабам было не за что любить плантаторов и представителей власти.
Но и когда пираты стали превращаться в подобие викингов — то есть, грабили, пока в силах, и обзаводились на берегу домом и хозяйством, когда выходили в тираж — они оставались свирепыми. Если в Старом Свете известны истории, когда в корсары уходили дворяне и, общаясь с пассажирами и капитаном, вели себя порой благородно, то в Новом Свете никто бы не отпустил пассажирку не тронутой, как бы охотно она ни снимала кольца с пальцев. Кроме того, французские пираты забирали рабов, которые пригодились им, когда приходила пора сходить на берег, или которых они продавали уже осевшим буканьерам.
Хотя они творили беззаконие, по отношению к своему экипажу и другим пиратам они соблюдали строгие правила чести. Тот, кого поймали на краже у своего или нечестно дележе, другие пираты судили и жестоко наказывали. От грабежа были защищены даже искалеченные и обессилевшие члены морского братства.
Чаще всего расправа была быстрой и короткой, но иногда пираты проявляли чудеса садизма, например, пропускали в качестве казни человека под килем корабля, где он не только страдал, долго оказываясь без воздуха, но и мучился от того, что его кожу буквально сдирали с мяса налипшие на дно корабля ракушки.
Высаживание на необитаемом острове тоже практиковалось, но выглядело не так, как в романах и фильмах. Остров выбирался без растительности и живности. Наказанный мучительно умирал от жажды под палящим солнцем — если ему не везло, конечно, наловить и поесть сырой рыбы. Мало кто спасался с таких островов.
В законы пиратов входило упорядочивание однополых отношений в экипаже. Брачный союз между двумя мужчинами назывался матлотаж, он подразумевал безграничное совместное владение всем имуществом, которое было в распоряжении супругов. К имуществу относились и женщины: если одному повезло обзавестись женой, она становилась женой и другому. Впрочем, известен и обратный случай, когда в матлотаж состояли две пиратки, и делили они мужчину.
Супруг также имел право получать в наследство не только имущество супруга, но и его предполагаемую долю в добыче, если один из партнёров умер до делёжки, в процессе грабежа. К этому праву взывает в одном из рассказов о капитане Бладе у Рафаэля Сабатини один из товарищей Блада, когда речь идёт о делёжке добытого сокровища.
Правда, если у супругов была жена, то она тоже получала долю после смерти своего основного мужа. Женщина, появляясь в однополой паре третьим лицом, часто нарушала идиллию, которой были знамениты пиратские пары: известно много случаев, когда один любовник брал на себя муки ради другого, например, половину наказания. Но стоило появиться женщине, и выявлялось, что далеко не все пираты заинтересованы именно в мужчинах. Начинались сцены ревности, которые могли заканчиваться убийством или двумя (когда один супруг убивал жену, а другой убивал за это первого).
Но есть и обратные истории. Например, пара пиратов поехала в порт и заплатила большие деньги за проститутку. Но в результате они только посмотрели, как она раздевается догола, и поняли, что дальше им неинтересно.
Несмотря на то, что пираты представляли себя более-менее единым братством, у них, вопреки стереотипам, не было единого флага. Каждый капитан придумывал собственный, выражавший не только род его занятий, но и индивидуальность. Кроме того, частенько пираты грабили под государственными флагами, чтобы усыпить бдительность жертв.
Мне трудно утверждать, что все написанное автором статьи на сто процентов достоверно. Вряд ли в России есть потомки тех самых пиратов, которые из уст в уста передают сведения про своих предках, благодаря которым наживались богатства этих семей. Но что были такие богачи, достоверно известно. Но вот что далеко не все пираты поступали так, как в снятых в XX или XXI веках фильмах про флибустьеров, соответствует действительности, я уверен. Много среди людей подонков, убийц, грабителей, воров, иначе не было такой преступности в нашем мире. И хорошо, если их можно увидеть только на экранах кинотеатров и по телевизору. Желаю вам удачного прочтения, и смотрите сериал «Черные паруса» без излишних переживаний. Ведь это все понарошку.
И в заключении хочу напомнить вам слова песни, которую мы распевали, будучи пацанами, грезящими о море.
БРИГАНТИНА
Слова Павла Когана
Музыка Григория Лепского
Надоело говорить, и спорить,
И любить усталые глаза...
В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина подымает паруса...
Капитан, обветренный, как скалы,
Вышел в море, не дождавшись нас,
На прощанье подымай бокалы
Золотого терпкого вина.
Пьем за яростных, за непохожих,
За презревших грошевый уют.
Вьется по ветру "Веселый Роджер",
Люди Флинта песенку поют.
И в беде, и в радости, и в горе
Только чуточку прищурь глаза —
В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина подымает паруса.
Надоело говорить, и спорить,
И любить усталые глаза...
В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина подымает паруса...
Свидетельство о публикации №219020200503