Между строк

                Была как-то у меня ученица, красивая, неглупая девочка, побывавшая с родителями почти во всех странах Европы, в Египте, Турции, Японии, Китае.
                Однажды во время занятий она прочитала один рассказ. Когда мы стали обсуждать его, я увидела, что девочка не поняла текст, не разглядела в нём скрытый смысл, не настроилась на одну «волну» с автором и восприняла всё буквально.
                Расспросив её, любит ли она читать, кто её любимый автор, какие у неё любимые книги, я с грустью услышала, что читать она не любит, что ей больше нравятся комиксы. Вспоминая писателей, она с трудом назвала фамилии нескольких, в основном тех, чьи произведения изучают в школе.
                Естественно, я с гордостью подумала: «А вот мои бывшие ученики, лет двадцать – тридцать тому назад, и читали больше, и разбирали произведения глубже, и обсуждали их ярче, и могли рассказать о любимых книгах, хотя не было у них тех источников, гаджетов и других наворотов, какими владеет каждый ребёнок в наше время. Стоп!» - вдруг прервала я себя, вспомнив своих тогдашних шестиклассников.
                Читали мы с ними рассказ канадского писателя Стивена Ликока «Как мы отмечали Мамин День». Помните, там одна семья решила торжественно отметить Мамин День? Они даже захотели украсить дом, но мама это сделала сама, потому что, по мнению членов семьи, она это делала лучше всех. Затем они купили обновки – для всех, кроме мамы. Маме так нравилась её старая шляпка, что она не захотела покупать новую.
                И такси заказали, чтобы поехать за город, на рыбалку. Но все не поместились в машину, поэтому маме пришлось остаться дома. Все волновались, как бы она не простудилась у реки. А чтобы не скучать дома, она заодно и обед приготовит.
                В общем, вернулись довольные, вкусно пообедали. Мама сама вызвалась помыть посуду. Никто не возражал, никому не хотелось перечить маме в её день. И когда дети подошли к маме сказать «спокойной ночи», она поблагодарила их за чудесный день, но автору показалось, что у мамы в глазах стояли слёзы.
                - Что за слёзы? - спросила я группу.
                - Слёзы благодарности за такой чудесный праздник, - ответили мне все ученики.
                - Для кого праздник? - допытывалась я. - Чей праздник они отмечали?
                И мы, эпизод за эпизодом, разбирали поведение папы, двух дочек и двух сыновей, сравнивая их благие намерения и результаты этих намерений.
                Постепенно до учеников стал доходить скрытый смысл текста, тонкая ирония автора, спрятанная между строк. Они почувствовали, как эгоистично вели себя члены семьи, думающие только о своих удовольствиях, прикрываясь фальшивой заботой о маме. Мы переделали текст так, что в глазах мамы действительно стояли слёзы радости и благодарности любящей семье, устроившей такой замечательный праздник – Мамин День.
                Следующий урок был в параллельном классе. Я шла на урок, уже зная, что ожидать от ребят, какая реакция будет на текст. Увы! Снаряд дважды не попадает в одну воронку, как говорится.
                Тишина в классе. Ученики сосредоточенно читают текст про себя. И вдруг на весь класс громко по-русски:
                - Дождалась! Получила то, что заслужила! Вырастила захребетников, они ей на голову сели и ножки свесили! Поделом тебе, тоже мне – мать Тереза! - бушевала девочка.
                Это Таня, староста класса, моя любимая ученица и помощница, умная, справедливая и ответственная девочка. Не выдержала такого иезуитского поведения неблагодарных членов семьи и взорвалась.
                Все с удивлением посмотрели на Таню.
                - А теперь всё это по-английски, - улыбнулась я, обращаясь к ней.
                - Не-е-ет, - протянула Таня. - Английских слов не хватит, чтобы описать мою ярость. Это же надо: так унижаться, пресмыкаться, растворяться, чтобы в результате получить по… Таня сдержала готовое вырваться слово, но все поняли, какое слово чуть не сорвалось с её языка.
                - Ребята, - обратилась я к группе. - Дочитайте текст до конца и объясните, почему Таня так взорвалась. А ты, Таня, комментируй все высказывания.
                И мы разобрали текст по косточкам и обосновали Танину ярость по поводу маминого поведения и поведения всех членов семьи, привыкших к тому, что мама взвалила на себя всю работу по дому, оберегая их от житейских трудностей и лишая себя радостей жизни.
                - Ну, а теперь, Таня, срежиссируй проведение праздника в этой семье таким образом, чтобы и мама была счастлива.
                - Так, - бодро подхватила Таня, глядя на Дениса, «главу семейства». - За работу! Вы с мальчишками украшаете комнату, чтобы празднично было. А мы с девчонками приготовим завтрак и бутерброды для пикника. Потом купим себе что-нибудь новенькое по случаю праздника. Я для себя присмотрела шляпку, хотя я и люблю свою старую, но не вечно же в ней ходить, правда? - подмигнула она Денису.
                Это был настоящий спектакль!
                Мы прошлись по всему тексту. И шляпку маме купили, и достали деньги из своих загашников и наняли не одну, а две машины (гулять, так гулять!), и наловили рыбы, и вместе устроили праздничный ужин. В общем, праздник удался! Мама Таня мудро вовлекла всех в работу. И каждый с радостью в ней участвовал.
                - Ну что, ребята, теперь мама довольна? - спрашиваю группу.
                - Теперь то, что надо! - заулыбались дети.
                По-другому прошёл урок, но по-прежнему акцент был на отношениях между членами семьи.
                Мы ещё раз обратили внимание на то, как автор хитро зашифровал свой рассказ. Если просто пробежаться по нему глазами, не сразу увидишь сарказм и иронию, а внимательно прочитав, задумаешься и оглянешься на себя.
                Так что я убедилась, что дети не изменились. От нас, взрослых, зависит, будут ли дети читать активно и внимательно. Надо научить их любить и понимать книги, вдумчиво читать, находить скрытый смысл в задумке автора и делать выводы. А это кропотливый труд – и в школе, и дома. Писатели и поэты хотели, чтобы их слова затронули сердца и души людей, а мы зачастую лишь пробегаем текст глазами. И счастливы те семьи, где есть традиция читать с детьми вслух.


Рецензии
Поучительные история. Многие согласятся со смыслом, но мало кто всерьёз задумается. И совсем единицы, примут как руководство к действию.

Юрий Захаров 5   17.09.2019 12:30     Заявить о нарушении
Пусть единицы! А вдруг другим расскажут? И те задумаются.

Галина Марчукова   17.09.2019 17:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.