Космические хроники. 148

                Побочный эффект.   

   - Капитан Петров, капитан Петров, вас вызывает генерал!
   Офицер остановился, услышав своё имя, обернулся и увидел девушку-лейтенанта – адъютанта генерала, спешащую следом. Неудовольствие не получилось скрыть.
   - Какого чёрта, у меня старт через два часа!
   - Похоже, вылет отменяется.
   - Все сошли с ума на этой планете. Один нормальный человек надумал вернуться на Землю, а его не отпускают.
   Это было несправедливо по отношению к симпатичной девушке пусть и адъютанту непосредственного начальника, и он оговорился:
   - Присутствующих это не касается.
   - Ещё как касается. Мне велено доставить вас живым или мёртвым. Боялась опоздать.

   Генерал хищно улыбнулся, увидев офицера, и разговор начал без обычной артподготовки:
   - Капитан, обстоятельства поменялись, и ваш вылет откладывается на двое суток.
   - Мы объявили войну кому-то? За такой срок мне не управиться.
   - Не ёрничай, всего лишь выступишь на Генеральной Ассамблее Межгалактического комитета.
   - Шутите? Чтобы командир боевого корабля подменил какого-то чиновника? У меня талант крючкотворства отсутствует, и полномочий нет.
   - Вечером получишь грамоту с огромной печатью, подтверждающей твою компетенцию. И выступать будешь, как всегда говоришь. Эту камарилью нужно поставить на место - отправить на три буквы. Мы выходим из комитета! Взносы увеличиваются, а порядок уменьшается, потому что аппарат пухнет не по дням, а по часам. Мы не будем больше спрашивать у них разрешения, чтобы где-нибудь чихнуть!
   - А хоть маломальский предлог есть?
   - Каждая вторая местная трёхпалая мерзость норовит залезть землянке под юбку. Экзотики захотелось! – подала голос девушка.
   Генерал удивился неожиданной реплике.
   - Ты ещё здесь? Брысь отсюда!
   Потом ответил капитану:
   - Сборище завтра состоится – есть время подумать. Запомни главное: мы не сами уходим, а нас вынуждают выйти из организации. Так должно выглядеть!
   - Капитан может только послать их, а генерал даже заслать. Ваше слово весомее будет. Или стрелочника на будущее готовите?
   - Нет. Я бы лейтенанта на это зарядил, чтобы унижение заметнее получилось, но лучше твоей кандидатуры не нашёл: носишь офицерские погоны и слова не выбираешь – настоящий солдат, одним словом.
   У солдата тепло разлилось по телу, и он сдался:
   - Сделаю! За минуту-другую уложиться?
   - Нет, помучай всех час-полтора. Можешь переливать из пустого в порожнее, но иногда встряхивай сосуды, чтобы публика не заснула. Только не стреляй в это время, - генерал тоже любил пошутить.
   Аудиенция закончилась, и командир корабля отправился на судно готовиться. Он даже к никчемной поставленной задаче относился серьёзно, и эта не стала исключением. Генерал не зря выбрал его и к тому же подсластил пилюлю.

   Земляне выступали пятыми, но настроение капитана к его выходу на трибуну только улучшилось, потому что предыдущие ораторы с разных планет подсказывали всё новые и новые поводы сказать: «Вы не правы!»
   Начал он речь сумбурно, обвинениями на грани оскорбления:
  - Вы как та хозяйка, что затягивает стирку, чтобы оттянуть момент развешивания белья! Вы же лентяи, и даже не делаете вид, что работаете! Бездельники всегда в раздумье. Так хоть думайте так, чтобы это приносило пользу!
   Как человек, отдающий всё больше команды, он не мог говорить долго, и поэтому гонялся за мыслями, а те ускользали. Отсутствие опыта сразу сказалось: появились паузы, он начинал рассказывать о чём-либо, но скоро менял тему. Взбалмошные, случайные мысли начали доминировать.
   «У меня же были заготовки! Куда они попрятались?» - подумал офицер.
   Увидев в зале девушку-адъютанта в гражданском одеянии, капитан что-то вспомнил и неожиданно выдал очередной экспромт:
   - Планета Земля делает взносы в Межгалактический комитет золотом, а нашим сотрудникам, работающим там, платят зарплату бумажками. Даже проститутки отказываются брать их за свои услуги. Спровоцированное безденежье привело к тому, что местное мужское население начало приставать к инопланетянкам!
   Он заметил, что девушка, явно выполнявшая какое-то задание, закрыла ладонями лицо, и тут же сменил тему.
   - На планете всего один город! Пусть мегаполис, но всего один! Почему не осваиваете другие территории? Это же как у нас в России. Размеры страны огромнейшие, а почти десять процентов населения державы загнали в столицу. Теперь жалуются, что граница вдруг приблизилась к ней. Это какая деревянная голова додумалась складывать яйца в одну корзину? А ведь половина государства находится в Европе, а вторая в Азии. Почему не найти уютное местечко между ними и поставить в этом месте обелиск? И выстроить вокруг него город-сад! На одной стороне обелиска заканчивалась бы Европа, а с другой начиналась Азия. Или наоборот, если смотреть с другой части города. Только такой и там должна быть столица евразийского государства!
   Капитан понял по поведению коллеги-землячки, как по термометру, что стало жарко, потому что девушка-адъютант сползла в кресле, а руки с лица перебрались на голову. Он еле нашёл её взглядом и поменял лошадей прямо на переправе.
   - Ваши проблемы не стоят выеденного яйца! Создайте вселенский банк. Почему нет? Пусть каждая планета внесёт в него посильный объём золота и получит за это соответствующее количество новой валюты. Назовём эту денежную единицу условно вюбом. Фишка в том, что она будет стоить какую-то определённую часть унции золота. Сегодня и завтра – постоянную величину - константу. Это необходимо закрепить законодательно. И всё, кердык многим проблемам, включая инфляцию! Нужно раздать деньги вкладчикам в зависимости от внесённой доли драгоценного металла.
   Работать в банке будут представители планет-вкладчиков. Для чего? Приобретёт одна планета у другой что-нибудь, а их представители переоформят перемещение золота в документах. И перетаскивать ничего не надо, и даже валютой пользоваться при этом.
   Конечно, деньги придётся допечатывать, чтобы оплачивать пополнение новых золотых слитков, и участвовать в этом будут все соучредители банка для достоверности. И сразу необходимо напечатать на 25% денег больше, чем наличествует золота. Это для того, чтобы вести обычную банковскую деятельность: выдавать кредиты, делать инвестиции и просто зарабатывать. Они вернутся в итоге, умноженные многократно. Куда пойдёт прибыль? Планетам-вкладчикам и частично на дальнейшую банковскую деятельность.
   Затариваться новой валютой смогут любые предприниматели. Они будут приобретать вюбы тут и на родине, но уже на её условиях.
   По воле случая этой планете повезло с расположением, и на ней нашёл приют Межгалактический комитет. Я дал рецепт, как благоустроить её. Жители потом сами переименуют свою планету в Нью-Васюки.

   Капитан почувствовал необъяснимую неловкость и замолчал. Задумался, обвёл взглядом зал, и показалось, что понял причину. Девушка сидела в пятом ряду и, не мигая, смотрела на него. Даже с такого расстояния удивление на её лице было заметно.
   «Что-то не так, или переборщил? Хоть бы знак какой-нибудь подала», – подумал он и продолжал:
   - Почему 25%, а не больше и не меньше? У нас одна страна почти такое сотворила, и начала бесконтрольно печатать деньги. И что мы получили в итоге? Регулярные кризисы, нежелание других стран участвовать в необоснованном обогащении этой мошенницы. Самый настоящий раскол произошёл!
   Офицер вновь посмотрел на девушку, ища одобрения, но её не оказалось на месте.
   «Сбежала и таким образом знак подала. Дождался. А что мне было ещё говорить? Еле-еле на час натянул. Пора закругляться», - промелькнула догадка.
   Неожиданно очевидный вывод сменило разочарование и следом злость. Тональность голоса поменялась.
   - Почему, думаете, я вам это рассказываю? Хорошие друзья никогда не позволят вам совершать ошибки одним. Мудрый человек всегда уступит глупому, а я не настолько умён – всего лишь командир корабля, вот и настаиваю на своём. А вы обыкновенные, рядовые глупцы. Плохо, что начальники ваши такие же.
   Не верите? Хотите ещё пример? Пожалуйста!
   Межгалактический комитет страдает избыточным бюрократизмом! Что это за болезнь такая, расскажу на земном примере. Я больше летаю, чем нахожусь дома, и машиной чаще пользуется жена, хотя даже она на зиму загоняет её в гараж. Гаражный кооператив возглавляет сосед-пенсионер, и поэтому я знаю обо всём не понаслышке.
   Кооператив состоит из четыреста пятидесяти боксов. Нужно платить налоги. Казалось бы, если за один гараж необходимо заплатить какую-то сумму, то умножь её на четыреста пятьдесят, добавь сюда оплату электроэнергии по общему счётчику, и свободен. Нет! Сосед рассказывал, что это только начало. Нужно предоставить столько разнообразных справок, что голова идёт кругом, и разбирался он во всёх хитросплетениях только благодаря высшему образованию.
   Так было у нас, пока одно министерство не возглавил молодой реформатор. Он решил подобную проблему просто и радикально. Ему предоставили список подчинённых чиновников, он разделил огромную стопку пополам и всех людей из одной половины сократил. Конечно, с выходным пособием, разумеется, с соблюдением законодательства. Для чего это понадобилось? Для оставшейся половины. Нагрузка на неё удвоилась, и люди через два месяца избавились от решения множества вопросов, которые вдруг оказались надуманными.
   На этом история не закончилась. Через полгода министр повторил операцию. Не поверите, но и она прошла безболезненно, потому что в итоге остались лишь действительное острые вопросы, нуждающиеся во вмешательстве министерства.
   Опыт прижился. Это случилось ещё и потому, что освободились грамотные люди, в которых нуждалась страна, а биржа труда подсуетилась и наладила курсы переквалификации.
   Я мог бы ещё полчаса излагать свои соображения, но и этого хватит, чтобы задуматься. У нас своих проблем достаточно, чтобы заниматься ещё вашими!

   В этот раз генерал встретил подчинённого молча. Капитан почему-то чувствовал себя виноватым и поэтому тоже молчал. Старший офицер начал говорить, когда внезапный порыв гнева утих, и тишина стала неприличной.
   - Я должен был сделать с твоей помощью так, чтобы нас исключили из Межгалактического комитета. Ты перестарался и, похоже, даже посольство наше выдворят с планеты. Заставь капитана Богу молиться…. Ты хоть помнишь, что плёл?
   - Повторить не смогу. Я предупреждал, что не гожусь для подобной работы.
   - В таких случаях мысли на листочки записывают, а потом читают.
   - Скажите ещё, что можно стрелять резиновыми пулями.
   - Что? Убирайся отсюда, улетай, чтобы глаза мои тебя не видели.

   Капитана дома отправили в отпуск, а его корабль покинул Землю с другим командиром. Так всегда поступали с офицерами его уровня перед объявлением отставки.
   Он не удивился, когда позвонила девушка-адъютант и сообщила, что его вызывают на 17 часов.
   «И генерал уже здесь, и посольство расползлось по земле. Она – матушка – принимает злых и добрых, счастливых и неудачников. Генерал отведёт душу, всучив мне приказ об отставке», - вывод напросился сам собой.

   Старший офицер почему-то улыбался при встрече и сказал без злорадства:
   - В отставку уйдёшь.
   - Всё же сделали стрелочником!
   - Не всё так просто. Тебя избрали генеральным секретарём Межгалактического комитета.
   - Не понял!
   - Я тоже, но это ничего не меняет.
   - Без меня меня женили, - ответил капитан, рухнул на стул и задумался.
   - Вюб, что за валюта такая? – спросил генерал.
   - Инициалы моего друга. Водку на Земле при встрече пьём. Это он считает, что банки наши мутят воду, не помогают, а мешают работать. Его теория, я только перца добавил.
   Старший офицер достал бутылку коньяка, рюмки и коробку конфет. Разлил спиртное.
   - Ты доволен?
   - Как девушка, только что потерявшая невинность – ничего не почувствовал от боли.
   - Врёшь. Такое смехом сквозь слёзы называется. А вот для тебя ещё одна новость: меня повысили. Мало того, работать предстоит на родной планете. Я у тебя в долгу, капитан. Пару специалистов найду, которых сделаем помощниками. Речь твоя дала побочный эффект, и ты радикально изменил расстановку сил и саму обстановку.
   - Лишь собираюсь. Через год не только там, первые вюбы на Земле появятся, а через два заполонят вселенную.
   - Ты только записывай мысли.
   - Обязательно. Занесу колонкой и не по порядку исполнять заставлю, а все сразу.
   - Будь! – сказал самый короткий тост генерал и притронулся к бокалу капитана.
   - Буду! – ответил бывший подчинённый. – Буду генеральным секретарём Межгалактического комитета.

                *****


Рецензии