Материнство и отцовство

Жизнь человечества на земле, несколько абстрагируясь, можно считать бесконечно развивающимся по спирали процессом. Жизнь отдельного человека имеет два периода: до возмужания и пору зрелости. Первый включает младенчество, детство, отрочество и юность. Это время физического и умственного созревания, активного освоения молодым человеком традиций, навыков, образа жизни и труда людей, накопленных многими поколениями; романтически возвышенного восприятия явлений в семье, обществе и природе. Второй период жизни – пору зрелости (самый длинный) и старости.

Перед будущими молодыми родителями, в том числе и перед нами, зрелыми, встал важный вопрос: с какого момента и возраста младенца начинается формирование физически здорового, психически нормального, высоконравственного, самостоятельного потомка – созидателя?

По этим проблемам всегда дискутируют учёные, педагоги, психологи, физиологи, социологи. Это естественно: человеческое общество, общественные формации, производственные отношения, производительные силы находятся в непрерывном диалектическом процессе изменения, что, в свою очередь, требует опережающего совершенствования форм и методов воспитания самого человека как части производительных сил и  учёта положительного опыта, исторических традиций, образа жизни народов.

Знакомство с жизнью, историей и культурой Древней и последующей Руси и других славянских и угро-финских народов говорит о высоком уровне организации образа жизни и межличностных отношений внутри рода и семьи, об умелом использовании ими традиционных трудовых, игровых, свадебных и иных эффективных высоконравственных общинных, родовых и семейных обрядов в воспитании.

географического общества (РГО), которое изучило нравы и обычаи разных народов мира. Г. Верещагин общался с такими всемирно известными учёными, как Миклухо-Маклай, Ф. Литке, П. Пржевальский, Семёнов-Тянь-Шанский…

Вот что писал Г. Верещагин об образе жизни удмуртов в поэме «Загубленная жизнь»:

«…Как жили в старину
Седые старички,
Как не были к вину
Пристрастны мужички,
Как дети мать-отца
Боялись оскорблять,
Веления Творца
Старались исполнять:
Как люди меж собой
Умели жить в ладу,
Над нивою родной
Трудилися в поту.
Как в стары времена
Царила простота,
Была везде видна
И в нравах чистота.

Историческая память в исследованиях учёных, подтверждающих гуманнейшие и эффективные принципы, присущие образу жизни наших далёких предков, стимулирует продолжения работы в этом направлении, используя многие положительные моменты их опыта жизни и воспитания.

Работая над первой книгой «Сказания о роде Матвея», я не задавался вопросом: откуда взялись у его предков гуманные, мудрые формы и методы воспитания своих потомков? Они умели и учили всякую работу выполнять ладком, без шума и в удовольствие. Мне за всю более, чем 80-десятилетнюю жизнь не довелось услышать, чтобы кто-либо из старших представителей рода Матвея повышал голос на детей, женщин, друг на друга или на посторонних. К истокам гуманизма, светлого, чистого образа жизни моих предков привело меня знакомство с историей и образом жизни людей, начиная от Древней Руси до наших дней. Дополнительный импульс этой работе придала книга Сергея Вячеславовича Перевезенцева, доктора исторических наук, сопредседателя Правления СП РФ под названием «Россия. Великая судьба» – об истории культуре и судьбе великого народа, изданная в 2013 году. Изучая историю России, Удмуртии и своего рода, к большому моему удовольствию обнаружил, что многие принципы в жизни моих предков – отношение к труду, к роду и семье, к женщинам и детям… пришли, совершенствуясь, оттачиваясь из поколения в поколение, от далеких предков. В их образе жизни укоренились такие принципы как:

 – бережное отношение к природе;

 – уважительное отношение к труду, его старательное, качественное исполнение;

 – понимание цены труда;

 – коллективизм;

 – взаимопомощь;

 – почитание старших, культ уважения мудрости стариков;

 – доброта, разумная любовь к младшим, детям;

 – главой семьи, рода традиционно становился старший, самый мудрый мужчина;

 – обучение детей через осложнения видов работ, по мере роста;

 – соблюдение аккуратности и чистоты в труде, быту и тела;

 – соблюдение чести и целомудрия.

И сегодня исторический опыт и опыт большинства успешных семей, в том числе и нашей, доказывает, что формирование, воспитание будущего полноценного гражданина следует начинать задолго до его рождения, а именно, с воспитания будущих родителей. Практически этот процесс идет, должен идти непрерывно в русле традиций народа, его позитивных нравственных принципов, опыта, методов воспитания в семье и обществе.

Женитьбу можно назвать границей, определяющей переход юноши и девушки в пору зрелости.

Жизнь нового человека начинается в утробе матери. Время первой беременности для будущих молодых родителей – один из самых радостных, сложных и ответственных периодов на дороге семейной жизни. Это время активной психологической и практической подготовки жены и мужа к ответственной должности матери и отца, время проверки на зрелость. Вынашивание ребёнка – тяжелый повседневный труд, наполненный радостным и тревожным ожиданием. С зачатием ребёнка отношения любящих, жены и мужа, наполняются калейдоскопом новых красок. Будущая мать расцветает, как нежная роза – царица цветов; рядом со своей половинкой любящий муж начинает сиять теплыми лучами радости и проявляет дорогой супруге и их желанному малышу нежные чувства.

Молодой муж, часто вместе с ближайшими родственниками, создают для будущей матери, в меру возможностей, гигиенически комфортные условия: ограждая от тяжёлых и вредных бытовых работ; организует максимально полезное для матери и ребёнка питание с учётом опыта бабушек и рекомендаций медиков; повседневные безопасные прогулки, учитывая, что движение для матери и зародыша – обязательное условие здорового физиологического развития. С определённого возраста зародыша родители начинают с ним разговаривать, слушать вместе хорошую музыку, песни… Ласково шепча, нежно поглаживают его жилище, ощущают его движения.

А что творится в душах и мыслях будущих родителей перед родами? Это надо испытать! – Необыкновенное, ранее не ощущаемое, радостное и беспокойное волнение. Я чувствовал себя волшебником, ожидающим появления чуда, сотворённого нами – с моей любимой ладушкой. Мы твердо надеялись и верили на рождение здорового, самого красивого малыша – наследника или наследницы. В наше время пол ребёнка заранее еще точно не определяли, сейчас это делается за минуты.

И вот настал день и час, когда малыш начал стучаться и проситься на свет божий. Моя мама позвонила мне на работу и сказала чтобы я не задерживался: надо с Риммой идти в роддом. Время было 13 апреля, конец рабочего дня. Я быстро написал заявление на отгул и бегом, как на крыльях, побежал домой. Работал тогда на Станкострое «Ижмаша», а жили мы на Красногеройской улице – напротив мотозавода. Прибежал, запыхавшийся, возбуждённый, домой, а Риммуля моя уже ждёт готовая. Я говорю:

– Давай такси вызовем!

А она спокойно отвечает:

– Нет, не надо. Так пойдём.

И пошли мы в Роддом № 3 города Ижевска, на гору за «Арсеналом», где в то время размещалось ложевое производство «Ижмаша», рядом с сегодняшним зданием Госсовета. Этот двухэтажный кирпичный родной роддом белоголубого цвета и сегодня исполняет свою благородную миссию. Теперь, проходя мимо этого дома, я каждый раз вспоминаю те радостные и волннующие дни и часы.

По пути в роддом я неимоверно волновался. Малыш то нет-нет, да и стучался, просился к нам на свидание. Риммуля  успокаивала меня, а я её. Она у нас молодец – очень волевая, выдержанная, сильная духом. Мне с ней в жизни повезло. Дошли без приключений. Передал я свою ладушку в приёмный покой, в чужие руки, но с уверенностью, что в добрые и надёжные. На Руси в старину и у угрофиннов рожали только у себя дома или в своей бане. Роды принимал муж или кто-либо из ближайших родственников, а повивальная бабка могла дежурить на всякий сложный случай в другом помещении или соседнем доме. Тогда считалось, что приём родов ребёнка неродным человеком вызовет у него психологический стресс. Мужья в этом отношении были просвещёнными. Таков был обычай. Мне недолго пришлось кружить у роддома в ожидании рождения нового жителя планеты. Это произошло на следующий день в 10 часов. Чудо свершилось! Родился сын! Мне доктор сообщила:

– Рожала ваша супруга без шума, без крика, но со слезами радости на глазах. Она молодец!

Я прыгал от радости, крича:

– У нас сын родился! Сын родился!! Ура!!!

Просился взглянуть на свою Риммулю в палате. Но, увы – это запрещено для защиты детей и рожениц от инфекций и лишних волнений. Доктор с улыбкой сказала:

– Успеешь, насмотришься.

Я бегом домой с радостной вестью. (Ведь мобилок-то не было в наши молодые годы.) Родные тепло поздравляли, обнимались, желали счастья малышу и родителям. Моих дорогих из роддома выписали через три дня. А до того с мамой Екатериной Семёновной и тёщей Анастасией Михайловной в определённый час приходили на свидание с Риммулей и сыном под названное окно второго этажа и виделись через стёкла. Был апрель. Ни окна, ни форточки открывать не разрешали. Конечно, ничего не слышали, но видели наших милых и родных людей. Махали руками, что вызвало во мне духовное умиротворение и ощущение благодарности всевышнему Разуму и Энергии Вселенной. Свидание завершилось быстро. Риммуля помахала ручками с улыбкой, и мы пошли домой. И тут я заметил, как прекрасен весенний солнечный день. Середина апреля. Белое покрывало земли под тёплыми и довольно яркими апрельскими лучами интенсивно таяло и осело. По обочинам дорог снежные сугробы с южной стороны подтаяли; образовались гроты, в которых повисли играющие солнечными бликами сосульки. По тёмно-серому асфальту текли ручьи, местами застоялись лужи снежной воды. Машины, проезжая по ним, обдают по сторонам веером брызг. Стаи грачей и серых ворон с берёз весело и звонко приветствуют прохожих с наступлением весны, временем оживления флоры и фауны, земли, деревьев и кустарников и всего вокруг. Весна, солнце, ручьи и птицы… всё приветствует рождение нашего сына. Так мы втроём – две мамы, вернее теперь уже две бабушки (до этого только моя мама была бабушкой двух внуков) шли, разговаривая о знаковом событии в моей семье, любуясь следами движения весны по нашему городу.

В этот день свершилось рождение одновременно Материнства и Отцовства – высших званий и главного предназначения женщины и мужчины на Земле. Мы стали Матерью и Отцом. Это совершенно новое ощущение ответственности и долга перед друг другом и перед малышом за его здоровье и судьбу. Появилась ответственная цель – создать Пространство любви и добра, комфортные условия для жизни, теперь уже трёх человек, воспитания достойного гражданина из маленького человечка. Забота об этом началась с первых дней зачатия малыша. Теща (бабушка) засуетилась об одежде – пелёнках, распашонках, штанишках, носочках, рукавичках, чепчиках… Она это делала с большим энтузиазмом. У неё же единственная дочь и первый внучек. Я, как отец, должен был обеспечить кроваткой, коляской, горшочком, склянками, пузырёчками мерными, сосочками, игрушками, погремушками разноцветными… Всего этого в конце 50-х годов ещё не было в изобилии. Кроватки и коляски кочевали от малышей родственников, друзей из квартиры в квартиру. Детская металлическая кроватка нашему сыну перешла от его двоюродного братика Миши. Но вскоре классную деревянную болгарскую детскую кроватку и немецкую чудненькую детскую коляску я привез из Москвы. В конце 60-х нач. 70-х товарный рынок в стране стал  наполняться товарами народного потребления нашей страны и стран социалистического лагеря. Страна уже вставала на ноги, люди неплохо зарабатывали. Но мы ещё не научились делать производство качественных товаров народного потребления.

Перед нами с первых месяцев, с первых же дней рождения ребёнка встал вопрос:

– Какие формы и методы воспитания малыша, ребёнка наиболее эффективны в ранние возрастные периоды, т.е. со дня рождения и до зрелого юноши?

Нам очень важно было понять, почему из детей, рождающихся в одной стране, находящихся под воздействием одинаковой идеологии, культуры, обучающихся в школах, работающих по одним государственным образовательным программам… вырастают люди совершенно разные по взглядам на жизнь, на взаимоотношения людей, на семью, на труд, на свой образ жизни, в конце концов, на свою судьбу. Одни молодые люди активны, целеустремлённы, самостоятельны, нацелены на успех и добиваются его; другие – пассивны, их мало беспокоят то, куда вынесет их река жизни, они равнодушны к своей судьбе; третьи, наоборот, агрессивно активны, идут к своей цели, безжалостно ломая судьбы других: готовы любыми путями добиться желаемого; четвёртые – всю жизнь считают, что кто-то обязан решать их проблемы, вести за руку – родители, предприятие, организации, государство… Известно, ребёнок рождается с нулевым представлением о мироздании, о жизни на земле, о человеческих отношениях, о природных явлениях..., обеспеченный лишь врождёнными инстинктами и генетическим кодом, подаренным ему родителями. Можно представить, что его мозг – чистый лист с маленькой точкой посередине, имеющий потенциально неимоверное множество возможных путей развития, насыщения разными векторами и объемами знаний и навыков. Но какую картину нарисуют со временем на этом листе его родители и иные воспитатели – это вопрос:

– или образ, картину, радующую окружающих всеми цветами радуги;

– или картину хмурую, угнетающую своим видом зрителей.

Конечно, то, каким вырастет из ребёнка гражданин, зависит не только от способностей, интеллекта родителей и ближайших родственников, но и от окружающей среды, от социально-экономической системы, от её идеологических установок и морально-нравственных устоев, ориентации СМИ и образовательных и культмассовых учреждений.

Но в младенческом и отроческом возрасте главными воспитателями, авторитетами для детей являются родители, деды и бабушки, старшие братья и сёстры – кто повседневно рядом; национальные и семейные традиции, их образ жизни. По утверждению учёных, наивысшая обучаемость человека, его восприятие окружающих явлений и природных человеческих отношений, понятий и нравственных принципов бытия... приходится на детские и отроческие годы: с 2,5 до 11–12 лет. Полученные в этот период впечатления, навыки, знания, освоение сути понятий добра и зла, правды и лжи, чести и совести, любви и ненависти... закрепляются в молодой памяти ребёнка наиболее прочно и оказывают позитивное или негативное влияние на его действия, поступки, поведение всю жизнь.

В первые месяцы ребёнок воспринимает внешний мир, реагируя на внутренние и внешние раздражители: чувство голода, боль, сырость, холод, яркий свет, звук... и реакцию на некомфортные раздражители малыш проявляет беспокойным поведением: корчится, вскрикивает, гримасничает, извивается, плачет...

Положительное самочувствие ребёнок высказывает в улыбке и мурлыкании, в радостных вскриках, весёлым помахиванием ручками и ножками... Родители, бабушки и дедушки, любящие малыша, как правило, адекватно реагируют на его поведение: если голодный – накормят, если мокрый – подмоют и перепеленают, переоденут... и всё это – ласково разговаривая с ним, напевая ему песенку со светлой радостной улыбкой. Ребёнок, отвечая на нежное, ласковое обращение с улыбкой успокаивается, начинает гы-гы-кать, улыбаться под сказочную мелодию голоса матери или ближних родственников, а примерно с годика многие детишки подхватывают, понравившиеся звуки музыки и переносятся, засыпая, в волшебный детский мир.

По мере роста инстинктивные действия малышей приобретают осознанный характер. Они очень быстро запоминают ответные реакции родителей, дедушки и бабушки (кто с ними систематически общается) на свои действия и начинают их использовать для получения желаемого. Такой опыт может быть положительным и отрицательным. Мудрые родители спокойно и убедительно убеждают ребёнка в невозможности исполнения или вредности его требования, или, чаще всего, в общении с самыми маленькими умело переключают их желание в полезное и интересное для них русло, на другой предмет. В таком случае у малыша не возникает чувства неудовлетворения и он развивается, растёт спокойным, разумным, почитающим мнение родителей. Если же закрепляется к 2–4 годам отрицательный опыт общения с малышом, что случается при несогласованности действий родителей в общении с ребёнком или неуравновешенности, грубости невнимательных родителей. В таких случаях ребёнок становится капризным, сложно управляемым. Иной раз в общественных местах, торгово-развлекательных центрах, на улице с удивлением и жалостью смотришь, как ребёнок с надрывом кричит на всю округу, требуя то, что родитель не может удовлетворить по разным причинам: требование вредно, опасно для ребёнка, нет средств, не дорос по возрасту... В таких ситуациях ни в коем случае нельзя повышать голос на ребёнка, не впадать самим в истерику, а быть сдержанными, последовательными и убедительными в доказательствах причин невозможности выполнить его просьбу или предложить полезную и интересную альтернативу. Иначе подобные капризы и, следовательно, стрессы ребёнка будут повторяться бесконечно. А став взрослым, ребёнок, юноша... ваше чадо сядет вам на шею и будет терзать до конца жизни. Взаимная любовь и уважение матери и отца, а также их родителей друг к другу и к ребёнку – высшая гарантия благополучного рождения и успешного физического, психического и духовного воспитания чудо-наследника. Однако не во всякой молодой семье возникает атмосфера взаимной любви и уважения. Иногда оценки проступков ребёнка у отца и матери оказываются диаметрально противоположными. В таких случаях ребёнок воспринимает более легкий вариант поведения. И в его глазах падает авторитет обоих родителей. Как следствие, растет, воспитывается приспособленец, желающий жить без напряжения. Растёт не боец-созидатель.

В семьях моих предков формирование, воспитание детей как личностей, способных во взрослости самостоятельно выживать в самых сложных условиях жизни, шло естественным образом. Насколько я знаю из рассказов деда, отца и других родственников, а также из моих наблюдений и личного опыта жизни в нашем роду проблема в воспитанием детей и внуков в нравственно-психологическом и физическом плане не возникала. Почему?

• прежде всего потому, что наш деды, родители и мы, дети, воспитывались по требованиям самой высокой общинной крестьянской морали отношении к семье, к женщине, детям и к труду; и потому, что их образ жизни преемственно соответсттвовал высоким нравственным принципам. Чувство Отцовства и Материнства в нас воспитано предками. Они с большой любовью и ответственностью относились к воспитанию своих наследников;

• во-вторых, во всех поколениях они создавали семьи свои на основе уважения и большой взаимной любви, сохраняя нежные отношения до конца жизни; можно сказать, везли семейный, любимый груз в одной упряжке;


• в-третьих, все они с ранних лет познали цену, значение труда во имя жизни и любви (моя спутница Риммуля начала работать с 14 лет на заводе, а я – с 12 лет круглогодично в колхозе);

• в-четвертых, в семье моих родителей было четверо любимых детей, родившихся друг за другом в течение семи лет;


• в-пятых, родители для детей являлись во всех отношениях образцом для подражания. Они очень уважительно и бережно относились друг к другу, к детям, к старшим и друзьям. Отличались чрезвычайной гостеприимностью;

• в-шестых, наши родители, бабушки и дедушки с разумной любовью и уважением воспринимали желания и устремления детей, умели без ущерба их самолюбию посоветовать, поддержать, одобрить инициативу, желания малышей. Это вызвало ответную положительную реакцию детей, развивало их инициативу к творчеству, к самостоятельному мышлению и развитию, учило прислушиваться к мнению старших.


Использование традиций предков в воспитании детей, особенно в многодетной семье, дает хорошие плоды. Мой отец и его сестра Александра – дети потомственного крестьянина Алексея, как и их вторые половинки. В семье Александры родилось шестеро детей, а у нас, у Ермила, – четверо. В многодетной трудовой семье процесс воспитания детей идёт во всех отношениях намного полнокровнее и легче, чем в малых и неполных. Если посмотреть с точки зрения материальных затрат на одного ребёнка, то в многодетной семье расходы относительно меньше. Одежда, обувь, детская мебель, игрушки, учебные принадлежности, спортинвентарь... переходят от старшего к младшему. Много иных преимуществ в воспитании настоящего, всесторонне развитого человека. Конечно, общие затраты в многодетной семье будут больше, но и радостей жизни больше.

Шестеро, четверо детей – это уже хороший коллектив. В такой семье развитию малышей неплохо помогает, помимо традиций, действующий в природе животного мира фактор подражания младших старшим в освоении различных навыков жизнеобеспечения, выживания. Например, в нашей семье старшие дети прививали младшим навыки самообслуживания: умение обуваться и одеваться, раздеваться, правильно умываться и аккуратно есть, привычку в чистоте и опрятности содержать свой уголок с игрушками, учебными пособиями и другими личными принадлежностями (постель, одежда...). По мере взросления через подражание и обучение осваиваются более сложные знания и навыки. От старших младшие познают растения, ягоды, фрукты, грибы, травы... их полезность; животный мир, его разнообразие; от простейших электронных игр переходят к сложнейшим информационным технологиям и мн. др.

В большой семье инстинкт подражания хорошо помогает быстро осваивать выполнение многих житейских бытовых и иных дел. У малышей с ранних лет воспитываются дух коллективизма, умение общаться с ровесниками (это особенно важно для детей, не посещающих детские учреждения). Им в семье никогда не скучно, они инициативны и растут смелыми, общительными; если даже в детский сад не ходят, они не боятся других детей и школы. Подражая школьнице, старшей из детей, младшие до школы начинают читать, умеют считать, рисовать... Роза, старшая моя сестра, училась в четвертом классе, когда я пошёл в первый. От неё я научился азам первоклассной школьной премудрости. Потом, вместе с ней, мы учили наших младших – Римму и Геру. Так что все мы, младшие братья и сестры, пришли в первый класс зная, чем занимаются в школе. Это неплохо, но мне в первом классе было уже не всё интересно и увлекательно. Почему?

Потому что кое-что уже знал, но всё же на чистописание у меня терпения не хватало, очень не нравилось выводить целыми строчками палочки, крючочки, бараночки, вместо того, чтоб сразу писать целые буквы и слова. Но требовательность учительницы и собственное самолюбие заставили меня к концу первого класса от троек по этому предмету придти к пятеркам и закончить четвёртый класс с отличием. Остальные мои десять братьев и сестер учёбу в школе завершили хорошо. В итоге из одиннадцати детей включая ещё Катю (дочь Опоча, брата моего отца) восемь закончили успешно разные вузы, трое получили средне-специальное образование. И все работали старательно: из них двое стали учёными, двое других – награждены медалями ВДНХ СССР, каждый из одиннадцати отмечен разными грамотами, медалями и орденами. На сегодня все, в том числе и я, пенсионеры, Здравствуем и трудимся на своих земельных участках на радость детям, внукам и себе. Жизнь продолжается.


Рецензии