Кыжа пятая часть

  Так далеко Марусю-маленькую в лес не водили,  особенно бабушка. Но тут она ей и рюкзачок свой отдала, и тёплые вещи сложила в него для внучки, которая  уже на своём велике  по  укатанной, влажной от дождя, грунтовке, ехала без опорных роликов, и довольно быстро для её возраста. Деду Ване, правда это стоило сильно попотеть и побегать за внучкой  по школьному стадиону прежде, чем он окончательно эти ролики открутил. Маруся-большая нажимала педали, внимательно следя за внучкой  позади неё. Делали два привала с чаепитием. После третьего привала велосипеды завели в кустарник  в стороне от дороги и дальше прямо в чащу  через бурелом пошли пешком. Маруся-большая достала плеер и включила Сен-Санса погромче.  Поднявшись на гору, увидели что-то похожее на старое заросшее  ущелье. С обеих сторон его были невысокие скалы, и кое-где имелись более-менее  пологие выходы наверх, по которым, хоть и с трудом, но можно было зайти и выйти из этого  лога.
- Ба, а как он узнает, что мы пришли?
- Так я же музыку включила. Слух у него очень чуткий. Он  нас и услышит.
- Кы-ы-ы-ы-ыжа-а-а-а-а!  -  тут же заорала Маруся-маленькая во весь свой звонкий голос.
   Долго ждать не пришлось. Хозяин вышел к ним с пустой корзинкой. Доброго здоровья вам, Маруси. Прошу к моему шалашу. Ягодами вялеными угоститесь? Не высохли ещё. Вкусные-е-е.  А это вам под грибы. И протянул новую чистую корзину старшей Марусе.
- Спасибо, как угадал, у меня как раз корзина рассыпаться начала.
- А ягоды сладкие?
- А какие с сушилки выберешь, так тебе и будет. Там разные лежат. Я то их потом сортирую, когда усохнут  окончательно.  Как сможешь выбрать, так и поешь сладкого, или кислого, а плохо будешь выбирать, так и горького опробуешь.  Пойдём, покажу.
   Бабушка осталась стоять с корзиной, а внучка с Кыжей прошли в противоположную их приходу сторону  под скалу.
- Залазь вот по этим выступам вверх, там есть пещера. В ней и ягоды, а я за тобой.
- Вы идите, я грибы пособираю и здесь встретимся к вечеру - помахала Маруся-большая им обоим рукой. 
   Под потолком пещеры в каких-то шариках светились жучки. Этого света хватало, чтобы видеть куда идти. Узкий коридор  вывел их в грот, стало гораздо светлее. Из щели сверху падал солнечный свет. Несколько зеркальных отражателей позволяли освещать это жильё почти круглый день. То,  что Марусе-маленькой показалось на первый взгляд зеркалами, оказалось идеально отшлифованными каменными плитками разных размеров и цветов. 
- Так у хозяйки медной горы должно быть в пещере. Это самоцветы, драгоценные камни?
- Какие-то да, а какие-то нет. Что нашёл, из того и делал. Мне то они без надобности, это я для бабушки твоей делал.  Сам я в темноте не хуже вижу.
   Разноцветные лучи сходились в центре на каменной возвышенности, которая у Кыжи была столом. Рядом лежали небольшие камни  с удобными углублениями для сидения.
- Сейчас поиграем маленько.  Вот  шкурку подложи, камни прохладные, присаживайся.  Это мы на ягодах гадать будем. Как погадаешь, так и поешь - Он принёс небольшую циновку из лыка, на которой лежали разные подсушенные ягоды, собранные недавно - Сперва ты их понюхай, а потом мне скажи, как думаешь, какого вкуса будет эта ягода, сладкая, кислая, или какого другого. Только есть не торопись. Это урок такой, экзамен тебе. Глаза надо закрыть, и кончиками пальцев чуть дотронуться до ягоды, обнюхать сперва палец, потом взять саму ягоду и её проверить. Мне будешь говорить, что думаешь об этом, какой у неё аромат, и захочешь ли ты её съесть.  Если всё правильно угадаешь, дам тебе изумрудик настоящий. Какие ягоды ты ещё не знаешь, я подскажу про название. Ну, что, начнём..?
- Давай...!
   Ближе к закату в пещеру вошла Маруся-большая, освещая путь универсальным фонарём.
- Хорошая была охота! Полнёхонькую белыми грибами уложила с горкой.
- А как домой то отнесёшь в такую даль, да в темень уже?
- На багажнике повезу, не в руках, а на велосипеде, фонарь есть, доеду. Спит малая, умаялась?
   Маруся спала в боковом углублении на тёплых шкурах, укрытая овчиной, её губы были испачканы  черникой. 
- Как с ягодами справилась, отличает добрую?
- Она любую чует, только не с первого раза.  Поучить  её ещё надо. А на вашей еде,   да  без поста это не получится.  Если хочешь, оставляй её у меня. 
- Ну, так за тем мы к тебе и приехали. В рюкзаке её теплая одежда. Не застуди  тут мою девочку.
- Ой! Кого учишь??? А у тебя чай остался с карамельками?
- Да уж припасла для тебя немного. Зеркала протереть надо, все в пыли.  Тряпку найдёшь..?
   Маруся-маленькая проснулась за полночь от какого-то лесного шума.  Теперь вместо солнечных лучей на стол и стены грота падали отражения звёзд, как будь-то, копируя небосвод. Зрелище сказочное. В нескольких местах по зеркалам стекали капельки воды, и от этого некоторые звёздочки мелко дрожали на камнях.
- Вау, как красиво.  Кыжа, бабушка. Вы где ..?
- Я здесь. А Маруся-большая домой ушла.  Перед возвращением  деда твоего вернётся за тобой.  Погостишь у меня. Я тебе ещё всяких детенышей завтра покажу. А пока вот на, что обещал. Я его сам нашёл, сам просверлил, только шнурок бабушка твоя делала.  Я даже не знаю, из какой особой  шерсти  трёх сортов пряла-сучила.  Но сказала, что другой шнурок к этому изумрудику не подходит.  Вот, носи такой кулончик пока. А вырастешь, тебе сделают колечко для свадьбы с этим камешком, если не потеряешь. 
- Он настоящий, драгоценный, не пластмассовый?
- Самый настоящий, только не говори никому, что это от меня подарок, и то, что он настоящий.
- А он дороже моего крестика серебряного?
- Нет, никак не может он дороже креста быть. У тебя на крестике кто? Христос! А это самое дорогое, что у нас есть. Камешек драгоценный, это тебе за труды ягодные подарок от меня. А Христос нам себя всем просто так, даром подарил, просто от любви своей к людям, так же, как ты своих родных любишь даром, так и он. Нет,  не дороже он креста, да и цены у них совсем разные. А ты спи ещё. С птицами вместе вставать теперь будешь у меня.  Недолго осталось отдыхать.
 - Я на звёздочки только посмотрю, самую капельку. Краси-и-в-о-о.  Можно?
 -  Но недолго, а то слабая будешь. Всех детёнышей не сможешь завтра  увидеть. Ходить надо будет много.
   На опушке  с  беседкой с вечера гуляла, и пела под шашлыки семья  егеря.  Юбилей,  однако, у главы семейства.  И тут вдруг Мария Филипповна мимо них,  да в полночь.  Да с такой корзиной. Грех было не поздороваться, да не обзавидоваться такой охоте. Грибочки один к одному.
- Да-а-а! Ты, конечно, своих грибных мест не выдашь.
- Угостить угощу, а мест не выдам. На вот,  возьми себе на барбекю.
- Дай бог тебе здоровья, добрая ты  женщина.  Наденька прими грибочки. А ты с нами за стол садись. Юбилей у меня сегодня. Что-то ты зачастила в лес по ночи.  Так, мой дед мне рассказывал, они партизанам помогали. У тебя, что в каждой стороне леса по партизанскому отряду?
- Так ведь не воюем же ни с кем.
- Эх, если наше правительство так дальше будет народ выжимать,  то точно начнём в леса уходить. Кто просто в бега, а кто и бандюганить. Хотя тут недавно троим жуликам в лесу сильно не повезло.  Я бы тебя взял к себе в отряд, доктором.
- Я же не медик, я бухгалтерша-домохозяйка.  Какая из меня партизанка? У меня домик благоустроенный, я в землянках жить не смогу. Я в лесу кроме трав да грибов ничего и не знаю.  Стрелять, и то не умею.  С днём рождения тебя.  Пора мне, надо ещё с грибами возиться.
- Ну, скажи, где собирала?
- Вот угощайся, и будь доволен. Вам расскажешь. Вы же всю грибницу порушите, потом ни мне ни живности лесной ничего не останется.
- Ну, что ты меня в дикари то записываешь? А рюмочку за здоровье?
- Не-не-не.  Видишь ведь - я за рулём.
- Не по людски это – ты мне грибов царских, а я тебе ничего…
- Ты мне расскажи, что про бедолаг знаешь, которых в лесу нашли. Да кто, и как, и что? Почему я про эту новость ничего не ведаю…
- Никодимыч их нашёл у мёртвого родника. Говорит, что приехал за водой для покойника. А они лежат только глазами хлопают, и мычат что-то невнятное.  Подумалось ему сперва, что они обкурились какой дряни, так как запаха спиртного не было. Он их давай водой отливать, не помогло. Только плачут, да мычат. Вызвали скорую помощь и в больницу увезли.
- А больше Никодимыч ничего не рассказывал?
- Нет. Одно, что к покойнику с водой  торопился.  Жара  тогда была сильная. 
- Ну, хоть мяска свежежареного отведай.  Пост давно закончился
- Курица есть на шампуре, по Надиному рецепту? Тогда отведаю.
- Есть, есть, есть. Угощайся! Филипповна!
Приглашу ка  я этого водовоза завтра к себе, как бы для привоза особой воды для полива яблонь. Он мужик болтливый, больше расскажет, чем егерь – думала Мария Филипповна, откусывая вкуснейшую курочку с шампура.


Рецензии