Ты не должна жить в свое удовольствие

Автор этой фразы – моя мать. Она добрый, хороший человек, воспитанный в СССР. Ее мать – гордая сибирячка, прожившая тяжелую жизнь и претерпевшая советский концлагерь, где и вышла замуж за армянина.  Когда моей матери было немного за двадцать, они с сестрой более не могли выдерживать тиранию родителей и решили сбежать в съемную квартиру. Старшая сестра испугалась, а младшая посчитала себя сильной, смелой и переехала. Она выдержала две недели. Сейчас она оценивает эти две недели свободы как самое несчастное и тяжелое время – она постоянно чувствовала вину и чего-то боялась. В итоге к ней приехали армянские дядья, пригрозили ей и вернули к матери. Покинула она свою мать, только выйдя замуж, сменив родительский гнет на гнет свекрови.  И это не  Домострой XVI века , не XIX век, это 70-е года XX века.
Мои братья съехали от матери в 18 лет. Старшему даже дали квартиру, чтобы он жил там и наслаждался бурной молодостью. Младший съехался с девушкой. Мне же, как младшей и единственной дочери, приходилось жить с мамой, естественно, мне было запрещено ночевать у подруг и друзей. В 20 лет мама уже не могла запрещать, но на мои слова «Я останусь у подруги» принималась читать лекцию о том, что спать нужно в своей кровати, не ночуют дома только непорядочные девушки, что она будет тревожно спать и будет переживать за меня. Естественно, это заставляло меня либо ехать домой, либо самой весь вечер переживать за причиненную матери обиду. 
В 25 лет, устав от маминого надзора и постоянных упреков, я решилась и съехала. Одна. В самый дальний район от квартиры мамы. Мне было страшно, одиноко, тяжело, хотелось плакать, хотелось вернуться.  Конечно, мама ожидала меня с повинной в ближайшие две недели. Однако этого не произошло. Я взяла себя в руки, нашла вторую работу и стала жить для себя. Но постоянное ощущение вины, навязанное матерью, преследовало меня. Каждый раз, приезжая в гости, я слышала такие фразы: «Незамужняя девушка не должна жить одна», «ты не должна жить в свое удовольствие, иначе привыкнешь , а потом не сможешь жить с мужем и свекровью», «ты должна жить со мной, помогать мне заботиться о бабушке», «если бы ты хотела отдельную квартиру, ты бы могла пожить и со мной, видимо, ты не любишь меня», «пожив для себя, ты не сможешь заботиться о муже и детях». Постоянно «ты должна». Братья могут делать что угодно, жить одни, жить с девушкой, не заботиться о матери, а дочь – обязана. Дочь – это всегда приложение к матери и затем -  приложение к мужу. Дочь – это не цельный человек. Она не имеет права на собственное счастье и жизни для себя.
Понимаю, это не ново, но в России большинство женщин выходит замуж прямо из родительского дома. Я сталкиваюсь с тем, что женщины не считают себя цельными без мужчины и готовы на многое, чтобы удержать его. Они не думают о себе, страдая от этого, постоянно заботятся о других, а почему – потому что они всасывают это знание, это осознание вины вместе с молоком матери. Не отсутствие денег на отдельную квартиру, а боязнь причинить боль и обиду патриархальной матери лежит в основе многих несчастных судеб русских женщин.


Рецензии