Картонные и живые

Речь пойдёт о художественных образах, картонных и живых.
Посмотрите на современные «мультики» (гнусное, примитивно советское название мультипликационных фильмов). Это же не люди и не звери фигурируют в них, а плоские, двухмерные манекены. Можно ли сравнить их с прекрасными фильмами Уолта Диснея?
Да, это я оскорбил Диснея, упомянув рядом макулатуру и высокое произведение искусства.
 А в литературе?
Аналогично. Картонные марионетки, по-большинству, а не жывые люди.

Сразу, во избежаение недоумения, дам примеры ЖИВЫХ героев.
Об Остапе Бендере и говорить не приходится! Он  – «Живее всех живых»!
Как в известном анекдоте советских времён.
Учительница спрашивает в классе: Дети, кто написал «Повесть о настоящем человеке»?
Дети отвечают: Ильф и Петров!
Но у Ильфа и Петрова в двух гениальных романах практически ВСЕ герои, сколь бы ни эпизодические, ЖИВЫЕ!
Гробовых дел мастер Безенчук. Картон или живой?
Несомненно живой.
Вдова Грицацуева? Живая.
Паниковский живой? Ещё как!
Козлевич живой?
Живой! И так практически ВСЕ!

Но часто ли удаётся писателю создать такого живого героя?
Далеко не всегда.
Сэр Вальтер Скотт. «Айвенго» (Так по-русски транскрибирован или транслитерирован «IVANHOE»)
Практически все герои, включая и главного – картонные фигуры, ползающие по плоскости романа и чего-то там говорящие и делающие. Единственным ярким исключением является образ «отрицательного» рыцаря-храмовника (Тамплиера) Бриана де Буагильбера. Он живой!

Вспомнилась фраза одного писателя, к сожалению, не помню, кого, что создать живой облик отрицательного героя несравненно легче, чем положительного.
Пожалуй, верно!
Но Остап-то вовсе не отрицательный! Он, несмотря на все свои недостатки, вызывает живейшую симпатию у читателей! (Именно ЭТО инкриминировалось в вину писателям, когда их книги подверглись уничтожающему разносу в ЦК и запрету к изданию и распространению!)
Так ЧТО ЖЕ???
Эрих Мария Ремарк. Его «Три товарища». Готфрид Ленц – живой? Да1
Сам Робби Локамп? Я бы сказал, туда-сюда, но всё же живой.
Третий – Отто Кестер? Схема, картон!
Патриция Хольман, любимая Робби – картонная!
Вообще, у меня создалось впечатление, что Ремарк, будучи талантливым писателем, тем не менее затруднялся создать женские образы живыми, а не картонными.

(Это, кстати, беда почти всех писателей и писательниц! Женщины - героини, всегда или тихие и преданные мышки, льющие незаметно слёзы из-за измен ими обожаемых самцов или кровавые стервы-вампирши, пьющие кровь кавалеров не стаканами даже, в целыми бочками!
НО!!!
Скарлет О'Хара в «Унесённых ветром» – живая!
Беатриса в «Сними обувь твою»  – живая!
И всё?!
А ведь в действительности, в реальной жизни, есть немало замечательных женщин ЛИЧНОСТЕЙ!)
Так что, Ремарк, чувствуя, что образ героини у него не получается ЖИВЫМ, применил единственный, имевшийся в его распоряжении приём:
Он ВСЕГДА наделял героинь, для «реанимации», какой-нибудь болезнью или крупным недостатком, думая, что этим делает их «человечнее».
Патриция у него умирает от туберкулёза.
Другая героиня тоже. («Жизнь взаймы»)
Третья – психопатка в лечебнице. («Чёрный обелиск»)
Четвёртая – гипогликемия. («Тени в раю»)
Пятая – стерва и шлюха, хотя герой к ней и привязан (сексуально). («Триумфальная арка»)
Не он первый, не он последний.
Вспомним «Манон Леско» Аббата Прево.
Вспомним также привязанность Пушкина к образу Марины Мнишек.

А герои?
У Достоевского Дмитрий и Иван – живые «Братья Карамазовы», папаша тоже, Алёша – лубочный коврик на стенке с лебедями и целующимися голубками.
Дунечка и Екатерина – картонные.
Князь Мышкин – картон! (Для правдоподобия, ОПЯТЬ ЖЕ, наделённый психическим заболеванием, но «выздоровевший».)
Настасья Филипповна – живая стерва-вампирша.
Ставрогин и Верховенский-младший в «Бесах» -- живые.
Дамочки – картонки, с картонными же  руками, ногами и МЫСЛЯМИ, приколотыми булавками к  телу или двухмерной «душе», дабы придать им видимость «движения»!
Сонечка Мармеладова в «Преступлении и наказании» –  картонная «святая грешница».

Так, что же, всё-таки делает «героя/героиню» живыми?
Котомка с видимыми недостатками, намертво привязанная к спине героя-ини?
Или наоборот, некий нимб величия и святости? Ещё хуже!
Нет!
Необходим некий набор ЖИВЫХ КАЧЕСТВ, и неважно, человеку ли присущих или животному. Животное-герой тоже должно обладать этим набором.
«Белый клык»  – да, живой.
«Белый Бим – Чёрное Ухо» -- ЖИВОЙ!
«Винипегский волк» Сеттона-Томсона – живой!

Думаю, что этот набор состоит из мыслей и поступков героя НЕЗАУРЯДНЫХ, что-то отличающее его от всех остальных! Или, наоборот,  через него, выпукло и гротескно характеризующее «всех остальных». Ведь и Лоханкин, и Митрич в «Вороньей слободке» заурядны донельзя. И, тем не менее – живые!
Неудача! Попытался ввести «незаурядность», как пример живого, и тут же сам себя опроверг!
НЕ ЗНАЮ!
Не ЧТО, а КАК эти качества описаны! А это «КАК» описать в чётких формулах или формулировках –  наверно невозможно!
НЕЗАУРЯДНОЕ ОПИСАНИЕ ЗАУРЯДНОСТИ – вот признак настоящего литературного таланта и наличие или отсутствие этого делает героев живыми или картонными планариями!
Faciant meliora potentes.
21 I 2019


Рецензии
Смешанные чувства... первый порыв был рвать за Федора Михайловича. Мышкин как раз удивительно живой ( простите за то, что лезу со своим мнением). Человек, от доброты которого всем плохо, потому что она слабая, бездеятельная. Глуповатый, жалостливый... такой и должен быть. Алеша? Да, рупор автора. "Ну не шмогла я, не шмогла".
За упоминание "Сними обувь твою" отдельное спасибо, хотя, как по мне, героиня там редкостная холодная дрянь, что сама же в конце и поняла. Так что в Вашу схему "мышка либо стерва" вполне укладывается.

Геленор Лавкрафт   04.02.2019 05:19     Заявить о нарушении
Уважаемая Геленор Лавкрафт,
Как обычно, моя искренняя благодарность Вам за прочтение заметочки и написание комментария.
Наконец-то, у нас возникли долгожданные разногласия! С чем и поздравляю!
И ещё одна благодарность за то, что Вы своим эмоциональным выступлением указали мне на банальность "ходячей истины": "Сколько людей -- столько мнений".
Я мог бы добродушно согласиться с тем, что Вы видите мир и, в частности литературу, иначе, чем я и любой другой. Но проблема в том, что ИСТИНА ОДНА, а подделок под неё -- тысячи!
Мышкин -- образ картонный -- эдакая добродетьель на колёсиках. Он ПЛОСКИЙ!
Алёша -- ещё более двухмерный.
Беатриса -- не "холодная дрянь", а женщина, полная эмоций, но не нашедшая достойного партнёра. В первую очередь -- она живая. Да, она продаёт себя мужчине, к которому не испытывает "любви", как обычно привыкли называть заурядное физическое влечение. И я её за это нисколько не осуждаю. Не она первая, не она последняя ищет в такой самопродаже выход из тяжёлого положения. Так что её "холодность", Вами упомянутая, ЕСТЕСТВЕННА! "Холодная дрянь", которая принимает в свой дом ребёнка из бедняцкой семьи и делает его человеком, мужем своей дочери, непредставима!
С признательностью Ваш Эспри

Эспри Де Лэскалье   04.02.2019 17:57   Заявить о нарушении
Вообще-то, у нее два родных сына заброшенных. А почесу она дрянь, ей самой прекрасно рассказала крестная мама дочки ( моя любимица в этом романе). И мужчина ее не покупал, а любил. Он всю жизнь любил, она всю жизнь презирала.

Геленор Лавкрафт   04.02.2019 23:58   Заявить о нарушении
Уважаемая Геленор,
Начнём с того, что она -- ЖИВАЯ, и это явно видно по Вашей эмоциональной реакции!
Это главное, что следует из моей заметки! Вы, и мне это очень нравится, относитесь к литературной героине как к реально существующему человеку! Я и сам так же отношусь к талантливо описанным героям и героиням.
Я НЕ СКАЗАЛ, что Генри Телфорд ПОКУПАЛ Беатрису. Я лишь сказал, что она ПРОДАЛА себя! "Любил её всю жизнь...", что не помешало ему обзавестись любовницей, к чему сама Беатриса отнеслась "С облегчением". Тут всё ясно: "Любить" мало, надо ещё и с вниманием относиться к чувствам другого человека! Генри был не злым и не подлым, но достаточно примитивным человеком, не понимавшим Беатрису и даже не пытавшимся её понять -- слишком сложной она была для него. Недаром она сразу завоевала симпатии леди Монктон! До смерти последней.
Её дети не были ею брошены, один ребёнок трагически погиб, убитый быком.
Для меня Беатриса не только живая личность, но и глубоко мне симпатичная. При всех её недостатках. Как сказал Ларошфуко: "Есть люди, которые привлекают при всех недостатках, и есть люди, которые отталкивают при всех их достоинствах".
Вам лично Беатриса НЕ нравится. Значит наши критерии добра и зла, и эмоции наши ЗДЕСЬ резко отличаются! Вполне естественно!
Но, вообще-то, Ваши комментарии подтолкнули меня к вопросу: Найти некие точные критерии, по которым можно отличить героев -- червей-планарий, ползающих по страницам книг от ЖИВЫХ, трёх-четырёх-и-более-мерных! За что -- моя признательность Вам!
Не знаю, удасться ли додуматься до желаемого.
Ваш Эспри

Эспри Де Лэскалье   05.02.2019 00:54   Заявить о нарушении