Бутерброд с Дорогобужским сыром. Работа в совхозе

Бутерброд с «Дорогобужским сыром». Работа, в, деревне Васино.
Когда то, давно, в, 70 годах, на маслозаводе, города Дорогобуж, выпускали, этот сыр .В, самом городе, его было, не, достать. Только, в Москве, его можно, купить. Приятный вкус, и, нежный аромат, у, этого сыра. И я, решил, что, этот сыр, олицетворяет мечту.
В, 77 году, весной. Мне, из-за ерунды, дали отсрочку, от, армии. Я, хотел, по быстрей, отслужить, в армии. В, апреле месяце, я, спешил, на, призывную комиссию. Комиссия находилась, в, училище . Нужно было, подняться, в гору, и там, проходить комиссию. В, тот день, шел снег. И, мне, приходилось, идти, навстречу, снегу. Я еле, поднялся, в гору, и, запыхался.
Все лицо, моё, было, красным. Я пришел, и хотел, немного отдохнуть. И, прийти, в себя, успокоиться. Но, военные, всех, торопили, и меня, погнали сразу, к, терапевту. Он, сразу увидел, мое, красное лицо. И, он, велел померить, у меня, давление. Я ей, сказал «Доктор, я сейчас, поднимался, в, гору. И, навстречу, снегу. Вот и, давление, поднялось. Немного отдохну, и все, придет, в, норму».
Она мне, не поверила, и, забраковала, меня. Так я, получил отсрочку, на, полгода. До этого, я окончил, курсы шоферов. А в, апреле, на завод, пришло письмо, из, районо. Они просили, трактористов, и, водителей, на помощь, сельчанам. Мне предложили, поработать, в совхозе, Васинский.
Я, приехал туда, 1 мая. И, до сентября, трудился, на, тракторе Т 40.Неделю я, приводил трактор, в, порядок. У меня, не было, аккумулятора. И мне, пришлось сначала, его заводить, с, толкача. Потом были, другие, недоделки. На турбине, масляного генератора, был, всего, один ремень. Я бы, поставил второй, но там, на складе, не было, запчастей. Мне пришлось, ставить трактор, на возвышенности. И, оставлять его, на, тормоз. Потом, когда, сажусь, за руль. И, выжимаю сцепление, и, включаю, 6 передачу.  А, потом, снимаю трактор, с тормоза. и одновременно, опускаю сцепление. Все, трактор, заработал. И так, я, проделывал, много раз. Ранней весной. Я возил, на телеге, зерно, для посева, и, удобрения. Возил, и дрова, и, запчасти, для тракторов, и, машин. После, посевной, возил, зеленую массу, на, компостную яму.
Два месяца, я, возил зеленку, а потом, возил сено . Вернее, скрученные, валки сена, к, сеновалу. Ко мне, обращались, и, строители.  Это, жители Кавказа. Чеченцы там, строили дома, для, совхоза. Работали они, на, совесть. С утра, до, глубокой ночи. Потом люди, в, этих домах, жили, без, всяких неудобств.
Вот они, меня, попросили им, помочь. Им нужно, было, привести материалы, для стройки. Я,  сказал «Я, пока, занят, но вечером, я вам, помогу».
 Вечером, я приехал, к, их дому, и, постучался, в, дверь. Мне, говорили, что они, люди, необычные.  Мне говорили, что они, мусульмане. И, они, очень горячие. И, не любят, оскорблений, в, адрес, отца, или, матери.
Я, подъехал, к ним, с, телегой. Я,  вылез, из кабины, и, подошел, к, молодому чеченцу. Я, ему «Вы пока, грузите телегу, а я, хочу, попить воды. Не, проводишь, меня?» Он мне, кивнул, и, позвал, за, собой. Потом он, сказал «Сними обувь, у, входа». Я, снял обувь. И, сказал, хозяйке  «Здравствуйте, хозяйка. Не, угостите меня, водой. Жажда, мучит».
 Я, осмотрел комнату, где они, жили. Довольно, скромная обстановка. Шкаф, с одеждой. И в, углу, столик, с, Кораном, и, четки. В углу, сложены, стопкой, матрасы, и, одеяла .На полу, низенький столик. И, никаких картин, и, ковров, на, стене. Она дала, мне, кружку воды. И, как то, строго, на меня, посмотрела. Она, спросила «Ты здесь, живешь?» Я, ей «Нет ,я просто, помогаю, сельчанам.  Я сам, работаю, на заводе. А сюда, меня, направили, на уборку. Вот, поработаю, до, осени. А потом, меня, призовут, в, армию. Да, и, хочется, подзаработать, немного, денег. Ладно. Спасибо хозяйка, за, воду. Пусть, в, ваш дом, никогда. Не, постучится, беда. Прощайте. Хотя вы, обращайтесь, ко мне. Я, всегда, к, вашим услугам».
Я ей, кивнул, и, обувшись, у порога, кроссовки ,вышел, из дома. У меня, насчет их, не было, никаких, своих мыслей. Я, подумал «Ну, живут люди, как им, хочется, жить. И, не, мое дело, обсуждать, их, жизнь». Я, потом, не раз, им, помогал. Ну конечно, они, иногда мне, платили. И даже, покупали мне, спиртное. Но они, сами, не пили. По, крайней мере. Я, ни разу, не видел, их, со, спиртным. Да, и, в общем, они, заканчивали поздно. И, времени, у них, на, всякие глупости, не, хватало. Я, как то, спросил, одного чеченца «Зачем тебе, много денег?» Его ответ, меня, озадачил .
Он, мне «Понимаешь, Николай. Мне, чтобы, жениться, нужно заплатить, калым, за, жену. А это, серьёзные деньги. Так, года, за два ,три, мне удается, скопить, эту сумму». Он даже, сказал, свое имя, Гамзат. За год, их бригада, строила, не менее, трех домов. Каждый дом, по, двадцать тысяч. Ну а, бригада, их, из, шести человек. Пятеро мужчин, и, чья то мать, или жена, как, хозяйка. Ну и,  директор совхоза, от них, был, не, в, накладе.
Строили они, быстро, и, добротно. Ну а, потом, у них, строгая дисциплина. Никаких, пьянок, и, аморалки. Они же, уже, несколько лет, колесят, по, Смоленщине. Их знают, главы администрации, разных районов. Так что, они долго, не, сидят, без работы.
Я, как то, возил, зеленую массу, на, компостную яму, целый день .И, увидел, двух девушек. Одна, высокая, и, красивая. Другая, невысокая. Но тоже, с виду, приятная. Я, остановил трактор, возле них. Вылез, из кабины. И, сказал «Девушки, не, хотите прокатиться, со, мною?» Кабина, у, моего трактора, маленькая. Туда, уместилась бы, одна девушка. Я, положил рядом, со, своим сидением, солому. Эта, маленькая девушка, согласилась, прокатиться, со, мною. Она, назвалась Надей.
Потом, я узнал, что ей, всего, шестнадцать лет. Мне же, к, тому времени, было, девятнадцать лет. Ну думаю, покатаю её, поближе, познакомимся. И, когда, ни будь, я, с ней, закручу роман. До, самого сентября, я её, катал, на, тракторе.
Мы, с ней, долго ,проводили время, на танцах. Или, просто гуляли, по лесу, и, беседовали. Я даже, не помышлял, с ней, улечься, в, постель. Это была, только, дружба. Потом, я ей, писал, в, Москву, где она, проживала. Я знал, что, у неё, есть друг, там, в, столице. Я же, простой работяга, из, глубинки. Она, очень, умная девушка. Тогда она, училась, в, школе.
 Но, потом . Когда я, демобилизовался. Я, приехал, к, ней, в, Москву. Я был, у неё, дома. И, потом мы, с, её другом, гуляли, по Москве. Это будет, потом, через, два года. А, пока, я её, катаю, на тракторе, и, угощаю, конфетами. Она, не пила, спиртное. Я же, с, друзьями, пил. Нет, не, водку. Мы, пили, бальзам, Абу-Симбел. Нет, мы, не пили, спиртное, каждый день. Это был, раз, или, два раза.
Все время, с, 8 часов утра, до, 7 часов, вечера. Мы возили, разные грузы. Один раз, на, компостной яме, у меня, упала телега, на бок. Там, по яме, ездил, трактор, Д Т75. Он же, мне затащил, телегу, на место.
Закончились поездки, с, зеленой массой. И я, начал возить, валки, крученого сена, на, хранилище сена. Забили, весь, огромный ангар, сеном. Управляющий, был, доволен работой. Теперь сена, хватит, на, всю зиму. По вечерам, возил, пенсионерам, дрова, и, прочие грузы.
 Один раз, весной, я бегал, домой, вдоль, высоковольтной линии. Это, почти, прямая дорога, до, поселка. Там, по пути, была, проблема. Дорога вела, через, небольшое болотце. И там, в, этом болотце, были, сделаны, мостки. В начале мая, болотце разлилось, и, мостки, залило. Я бежал, в, резиновых сапогах, и не, боялся, замараться. Но тут, я шел, по, этим мосткам, почти, в, слепую . Ну и, промахнулся, и, упал, в воду. Благо там, было, неглубоко. Так я, опять, нащупал мостки, и, пробрался, до, берега.
А там, уже, горит костер, и, люди, сушатся, от, огня. Видно, не, один я, искупался, в, озерце. Ну, я, разделся. И, выжал одежду, и, вылил воду, из, сапог. Немного погрелся, у костра, и одел, сырую одежду. Так, в, мокрой одежде, я, предстал, перед, отцом, и, мачехой. Чтобы, не заболеть, я принял, горячий душ.
Что, странное. Я тогда, даже, не, чихал. Хотя, в, этом болотце, вода была, ледяная. Потом я, сам видел, как, разлился Днепр. Это было, в, августе. Прошли, затяжные дожди, и, залило, заливные луга. Так, рыба сама, выскакивала, на, поверхность. Люди, её, ловили, руками, и, чем, попало. Трава, начала гнить, и, рыба задыхалась, от, этого.
Наступила осень, и меня, рассчитали. Я тогда, неплохо, заработал. Но деньги, забрал отец, и я, их, не видел . Ну да, ладно. Через, неделю, я, проходил, призывную комиссию . А, в, ноябре, я уже, сидел, в, поезде. Везущем нас, призывников, в, город Балашов, Саратовской области.   


Рецензии