Откуда богатство?

Давайте немного порассуждаем об экономике. Тема, безусловно, не простая, зато многое станет ясно о том, как устроен наш мир. Итак, начнем.

Основной производительной силой в мире остается человек. Почему? Дело в том, что в условиях глобального рынка соотношение эффективность/цена у человека (по крайней мере из Азии) по прежнему ниже чем у робота.

Тут следует остановится подробнее. С точки зрения экономики человек это производитель-потребитель. Т.е. такой объект, который является с одной стороны основным потребителем всего (в отличии от робота этим и выгоден для экономики) с другой - это все и способен производить. Для развития экономики существуют две крайности типа потребителя. Один это тот кто много производит и мало потребляет, второй — кто много потребляет и мало производит (речь о материальном продукте). Эти две условные крайности и создают разность потенциалов за счет которых развивается экономика. Чем больше исчислимая разность потребления-производства, тем лучше для роста экономики. Это и есть прибавочный продукт. При этом мы должны понимать, что эти две крайности потребителя не могут стабильно существовать в рамках одной территории так как оба они хотят одного - меньше производить и больше потреблять. Следовательно те у кого запросы меньше чем возможности находятся в конкуренции с теми у кого запросы удовлетворяются лучше, что приводит к социальным перекосам и может выражаться в борьбе классов. Поэтому для экономики выгодно, чтобы люди с высокой производительностью и малыми запросами жили подальше от основных потребителей их продукта. Таким образом, в экономике есть четкое деление на страны центра и страны периферии и немногочисленные страны промежуточного состояния (например Россия).

Страны периферии характеризуются значительным экономическим расслоением общества. Абсолютное большинство населения этих стран находятся в крайне бедном состоянии. Это необходимо как раз для создания условий производства большого прибавочного продукта (чем беднее человек, тем проще его заставить работать на любой работе за кусок хлеба). Эти страны в основном создают реальный материальный продукт, т.е. подготовленные к переработке или переработанные ресурсы, а также не передовую индустриальную продукцию.

Страны центра характеризуются созданием продуктов виртуальных и передовых, т.е. тех, без которых прожить можно, но не интересно, а так же технологий, которые определяют образ будущих продуктов и услуг потребления. Здесь экономическое расслоение общества так же велико, но за счет верного глобального распределения торговых и технологических доходов большая часть населения достаточно обеспечена, что позволяет ей потреблять значительно больше, чем в странах периферии.

В существовании этих двух типов стран крайне заинтересованы те, кто занимаются перераспределением мирового прибавочного продукта - глобальные элиты. Таким образом, политическими мерами поддерживается определенный уровень жизни стран периферии и маркетинговыми стратегиями - стран центра.

Каким же образом происходит перераспределение мирового прибавочного продукта в пользу стран центра?

Чтобы в этом разобраться, давайте попробуем порассуждать о экономике изолированной страны. И так. Для обеспечения человека требуется некий минимальный набор продуктов, вещей, жилье и ряд услуг (парикмахер, врач и пр). Если человек живет на земле, которая теоретически способна обеспечить его жизнь и земли достаточно, то в стране не производится никакого прибавочного продукта, т.е. рынок отсутствует, как таковой. Однако нужно помнить, что всегда существуют те, кто хотят много потреблять и мало производить (т.е. их труд не сопряжен с создание материальных благ). Причем если они находятся внутри страны они стремятся побудить остальных к созданию прибавочного продукта, если во вне - они этот продукт хотят получить каким-либо образом (война, торговля и пр). Т.е. для сохранения целостности территории и поддержания порядка необходима оборона и власть. Именно стремление владеть большим, чем необходимо стало ключевым в историческом процессе. Для обеспечения роста экономики в закрытой стране власть (государство) должно поддерживать высокий уровень прибавочного продукта, который должен быть распределен между жителями страны согласно неким принципам (рынок или план). При этом граждане с одной стороны должны стимулироваться к производству с другой - к потреблению иначе экономика прекратит рост. Извлечение из этого оборота части прибавочного продукта (за счет налогообложения) тратится на оборону и поддержание власти. При учете отсутствии роста населения в какой-то момент система придет к балансу - основные потребности будут удовлетворены и дальнейший рост экономики станет практически не возможен. И тут на выручку приходит маркетинг. Создание у массы людей желания приобрести то, что в целом не нужно и не влияет на жизнь является ключевым для дальнейшего развития рынка, а следовательно и экономики. Только желание владеть еще большим, позволит дальше мотивировать людей эффективно работать. Тут так же стоит остановится подробнее так как социалистический эксперимент в СССР во многом начал свою стагнацию именно после удовлетворения всех основных потребностей общества в период брежневской эпохи. И внутренний рынок начал приходить в упадок так как приобретать либо было нечего в плане ничего хорошего не было, либо просто не было ничего. Поэтому внутренний рынок застопорился, что далее по сумме факторов (траты на оборонную промышленность, компенсация стагнации экономики наращиванием экспорта энергоресурсов и другим) привело к глубокому кризису социализма в СССР. Не конкурентоспособность социалистического эксперимента в СССР во многом была определена конечностью основных потребностей человека. Т.е. именно отсутствие активного желания заполучить что-то еще через эффективную работу, и поставило крест на пути к коммунизму. Поэтому вопрос мотивации эффективной работы в случае социалистического эксперимента по прежнему остается открытым.
В капиталистическом мире вопрос трудовой мотивации был решен благодаря разработке новых методов управления в том числе и благодаря использованию ЭВМ. Маркетинг и эффективное управление в сумме позволили продолжать создавать достаточный прибавочный продукт, для развития экономики.

Еще один метод мотивации к работе (повышения количества прибавочного продукта) решается повышением налогов и силовыми методами (закон о тунеядстве, например). Человека стараются поставить в условия, чтобы он работал больше, а все сверх потребности у него отнимать. Стимуляция производится не за счет развития или манипуляции сознанием людей, а за счет их закабаления. Данные методы очень характерны для стагнирующих экономик.

Очевидно, чтобы спрос продолжался необходимо создание продуктов, которые бы все хотели. Это пожалуй главное на чем стоит рост экономики. Эта миссия осуществляется технологическими и творческими элитами. Ставка СССР на исключительно технологические элиты (инженеров) также оказалась ошибочным шагом и не дала конкурентных преимуществ в экономической борьбе. Т.е. с точки зрения маркетинга эстетика продукта не менее важна чем его технические характеристики.

Итак, подводя итоги наших рассуждений закрытая страна может быть богата (с высоким уровнем ВВП на душу населения), только если она создает прибавочного продукта много больше чем потребляет ну и конечно если этот продукт распределяется более-менее равномерно. Все же хотелось бы под богатством понимать именно их равномерное распределение. Т.е. богатство закрытой страны зависит от эффективности людей, которые одновременно должны быть эффективными работниками и эффективными потребителями. Безусловно, реализовать это крайне трудно и социалистические эксперименты продемонстрировали ряд ключевых ошибок в подобных попытках.

Теперь рассмотрим случай, когда страна занимается импортом и экспортом.

По факту страна превращается в одного большого - производителя-потребителя. И каждая другая страна снаружи хочет больше продать и меньше купить. Т.е. на глобальном рынке страна выглядит, как торговец с огромной массой товаров. Если речь идет о не рыночном государстве (с плановой экономикой) - то вопрос торговли решается на государственном уровне. Если о рыночном, это осуществляют частные лица в виде компаний/предприятий по средством государственного контроля. И в том и другом случае страна или частное предприятие должны произвести продукт, который захотят в других странах. Т.е. прибавочный продукт созданный внутри страны должен быть реализован, а необходимое приобретено в других странах. Следовательно, если импорт ниже экспорта страна богатеет, если выше - беднеет. В целом на государственном уровне стараются поддерживать либо баланс, либо рост экспорта. И это вовсе не значит, что если в Польше растут яблоки и в России растут яблоки они не могут оказаться по разные стороны границы - все зависит от суммы факторов (стоимость, маркетинг, конкурентные качества товара и пр). Т.е. торговля ведется постоянно пока есть те, кто хочет торговать. Таким образом, богатство страны в глобальном рынке зависит от того, наличествует ли в стране определенный процент технологической и творческой элиты способной проектировать продукт, который захотят все, наличие производственных роботов-людей способных создать этот продукт с заданными ценовыми характеристиками (фактически не желающих много, но любящих трудится), и торговых людей, которые могут это все правильно реализовать на рынке. И не будем забывать о государстве, которое должно это все вырастить и создать условия для работы.

Глобальный же рынок все эти функции перераспределил между странами - технологические элиты находятся в странах центра, люди-роботы в странах центральной Азии, торговцы — в крупных торговых узлах и биржах.

Богатство стран центра обусловлено тем, что они владеют технологиями, которые все хотят и верно перераспределяют торговые выгоды между импортом и экспортом в глобальных масштабах - это и позволяет странам центра поддерживать высокий уровень потребления (Например, доля США в мировом потреблении -40%). А главное интеллектуальные, экономические, творческие и политические элиты стран центра сумели создать такой внутренний климат, который используя необходимые стороны менталитета граждан, позволяет поддерживать необходимое количество этих самых элит, работающих на благо этих стран.

Главное, что заставляет экономику развиваться — люди желающие большего, чем есть, желающие перемен и развития и делающие это в интересах не только личных, но и своей страны. Как и при каких условиях такие люди появляются остается большим вопросом.

Вот, как ни крути переходя от крупных структур (государство, компания, местная власть и пр.) мы упираемся в человеческую личность и ее качества. И если государство полно пассивных людей без стремления к лучшему, если те кто активны, просто рвутся к кормушке из суммарного изъятого прибавочного продукта вместо отстаивания интересов большинства, и в целом, если в стране граждане не способны к консолидации и отстаиванию своих интересов, то вряд ли эта страна сможет похвастаться богатством хоть когда-нибудь. Каждый останется при своем - богатые будут становится богаче, а бедные - беднее. Такие дела.


Рецензии