Акафист отцу Олегу Ступичкину
КОНДАК 1
Избранному на служение Небесному Царю, рожденному в день Сошествия Духа Святого, в царском служении подвизавшемуся даже до мученического венца, уподобился в подвиге святым Царственным мученикам и Новомученикам. Мы же, тебе, яко подражателю святых мучеников и исповедников, возгласим славу. Богу же, воздвигшего тебя на служение сие, тако воспоем: Радуйся, воителю за Русь, отче Олеже, новомучениче времен последних.
ИКОС 1
Ангелу подобный, не только по слову имени своего[1] , священномучениче Олеже. Рождением своим во уделе Первомученика Дома Романовых[2] , к царским служителям Промыслом Свыше сопричтенный, от начала века Богом предузнанный и благословенный на избранническое служение, спасения ради народа Своего. Ныне Бога об избранничестве твоем благодаря, мы – «некогда не народ, а ныне народ избран»[3] , воспоем ти просвещенными сердцами:
Радуйся, в уделе первомученика Дома Романовых рожденный;
Радуйся, в уделе мучеников Царственных упокоенный.
Радуйся, мученика боярина Михаила просвещение;
Радуйся, Великого князя Михаила благословение.
Радуйся, к сонму Алапаевских страдальцев по праву сопричтенный;
Радуйся, мучеников Царственных последователь усердный.
Радуйся, не только именем Ангелу уподобление;
Радуйся, всем верноподданным благое укрепление.
Радуйся, воителю за Русь, отче Олеже, новомучениче времен последних.
КОНДАК 2
Видение образа «мира сего», как творения Божьего, и ведение образа человека, как образа и подобия Создавшего его, привело тя к ведению Творца всего сущего. Ты же, познавая Творца через творения Его, в ликованьи воспевал: Аллилуиа.
ИКОС 2
Разум твой, просвещаемый гармонией творений Творца всяческих, восходил от «силы в силу» к постижению гармонии небесной. Мы же, видя восхождение твое «от степени в степень, в меру возраста Христа», прославляя гармонию небес, воспоем:
Радуйся, в граде-крепости рубежной[4] Южного Урала возраставший;
Радуйся, веру в Господа, крепче адамантовой стяжавший.
Радуйся, по имени своему Ангелу подобный;
Радуйся, последователь Олега Брянского преподобный.
Радуйся, от старца Санаксарского благословенье на священство получивший;
Радуйся, всего себя служенью Богу посвятивший.
Радуйся, на доброй почве Слова Божьего плодоношение;
Радуйся, «от силы в силу в меру возраста Христа» благое восхождение.
Радуйся, воителю за Русь, отче Олеже, новомучениче времен последних.
КОНДАК 3
Сила духовная проявися в тебе от младых лет, егда в «ревности пророка Илии» восставал на защищение обидимых товарищей своих. Также возрастая в силе, в пору возмужания твоего, с «мудростью Соломоновой» и в «кротости Давидовой» восставал глаголом уст на защищение Самой Истины Небесной. Мы же, преклоняясь перед ревностью твоей, неумолчно воспоем Богу: Аллилуиа.
ИКОС 3
Имеющий от Бога ревность Илии, мудрость Соломонову, кротость Давидову, от Владыки-старца рукоположения сподобился еси. И яко в юности, подобно воину Христову, в ревновании Илиином восставал на защищение обидимых, тако на подвиг пастырский к воинам Российским заступил еси. Мы же, вслед подвига твоего идуще, возглаголем ти согласно:
Радуйся, пророчеств старца Санаксарского благое исполнение;
Радуйся, от Оренбургского Владыки-старца в сан священный возведение.
Радуйся, в день Солнца Русского – Александра Невского, хиротонии сподобивыйся;
Радуйся, обетов иерейских чести удостоивыйся.
Радуйся, в полковом храме Георгия Победоносца подвизавшийся;
Радуйся, безкомпромиссно всех прилогов «зверя века сего» отвергавшийся.
Радуйся, яко воин-пастырь, ратников Российских окормителю;
Радуйся, пред алтарем Господним ревностный служителю.
Радуйся, воителю за Русь, отче Олеже, новомучениче времен последних.
КОНДАК 4
Буре великой противостал еси, егда слуги антихристовы приступили к народу Божьему, с присвоением «звериных имен». Словом правды, по слову: «молчанием предается Бог», теплохладных обличая, верных возжигая, боязливых укрепляя, на путь исповедничества направил стопы твои. Мы же, по крестному пути, за тобой последовав, Богу воспоем: Аллилуиа.
ИКОС 4
Слыша глас Архангельский: «Се, Жених грядет в полунощи!» - «девам благоразумным» подражая, в Сретение Господу последовал еси. Мы же видя благоразумие твое, от возженных светильников сердец своих, возглаголем тако:
Радуйся, чадо избранное Бога Вседержителя;
Радуйся, отрадо Ангела-хранителя.
Радуйся, в теплохладности архиереев обличивший;
Радуйся, Чин Покаянный в числе первых проводивший.
Радуйся, Ектинии по Чину Царскому служивший;
Радуйся, небесное паче земного возлюбивший.
Радуйся, в темницы ко отверженным вхождение;
Радуйся, от отчаяния их освобождение.
Радуйся, воителю за Русь, отче Олеже, новомучениче времен последних.
КОНДАК 5
Боготечною звездою последовал в место тесноты и скорби. Гласом Небесного, а не земного Владыки призываемый, яко пастырь добрый, шедши за «овцей единой», стал наставником «разбойников благоразумных» во узах пребывающих. Мы же, видя христоподражательное житие твое, со разбойниками теми воспоем: Аллилуиа.
ИКОС 5
Видя неправды «мира сего», возвещал безстрашно Правду Слова Божьего. Противящихся обличая, отпадших увещевая, душею мертвых, по слову Господа «Се, стою, и стучу», духом уст своих для Жизни воскрешал еси. Слышавшие же пламенные глаголы твои, теми глаголами оживотворяемые, возглашают тебе ныне тако:
Радуйся, в стоянии за Истину смиренно запрещенье претерпевший;
Радуйся, Чинами Покаянья подвиг мучеников Царственных воспевший.
Радуйся, послушник верный Бога Вседержителя;
Радуйся, славитель Самодержца-искупителя.
Радуйся, литургию по Чину Царскому служивший;
Радуйся, по Завету Апостольскому «всем для всех» бывший.
Радуйся, для душ заблудших в грехах «века сего» – воскресение;
Радуйся, словом и делом проповедавший спасение.
Радуйся, воителю за Русь, отче Олеже, новомучениче времен последних.
КОНДАК 6
Проповедию пути спасения стало подвижническое житие твое. Пастырю Кронштадскому подобно, в места скорби и узилища входил, отпадших к покаянью призывал, о болящих ко Господу молил. За ближних и дальних, странных и убогих, за верных и неверных, без лицеприятия у Бога милости просил. Ныне, странные и убогие, ближние и дальние, тобой молитве наученные, Богу возгласят: Аллилуиа.
ИКОС 6
Возсияло Вифлеемскою звездою житие твое на земле Уральской. В освещении звезды сей, в устремлении ко Господу, проходил весь путь твой от рожденья до кончины. Мы же, трем евангельским волхвам в уподобленье, к Рождеству Христову поспешающих, в День великого Рождества сего, твоему рожденью в вечность послужившему, воспоем смиренными усты:
Радуйся, за дело Правды непоколебимое стояние;
Радуйся, твердое на Бога упование.
Радуйся, Георгия Победоносца – Победа Непобедимая;
Радуйся, Александра Невского – «Не в силе Бог, а в правде!» - мужество неодолимое.
Радуйся, Апостолов Петра и Павла – церковное строительство;
Радуйся, героическое Олега Брянского воительство.
Радуйся, супротив владыки «мира сего» крепкий ратоборче;
Радуйся, ревностный за чистоту служенья Истине, заступниче.
Радуйся, воителю за Русь, отче Олеже, новомучениче времен последних.
КОНДАК 7
Хотением Божиим, а не волею своею направил стопы своя, яко по «стопам святых отец», во удел Царственных великомучеников. В следовании же подвига сего, Господом к подвигу мученическому приуготовляемый, возгласил смиренно: Аллилуиа.
ИКОС 7
Новую жертву, ради спасения народа Своего, «Жертве всесожжения» Друга Царского и Царственных мучеников подобной, замыслил Господь. Сего ради, избранник Царя Небесного, яко Исаак на гору Мориа, на Голгофу Царскую последовал еси. Видя же покорство твое Промыслу Подвигоположника Христа, со смиреньем воспоем ти:
Радуйся, ходатай за погибший мир, пред Богом, дерзновенный;
Радуйся, послушниче Отца Небесного смиренный.
Радуйся, молитвой и терпеньем Голиафа победителю;
Радуйся, всех Царских верноподданных хранителю.
Радуйся, нелегитимных претендентов Дома Романовых на Трон Российский обличителю;
Радуйся, благоразумный о помазании на Царство Богом данного Царя ревнителю.
Радуйся, своею пламенной молитвой духов злобы поднебесных раздраживший;
Радуйся, плод духа в вертограде сердца возрастивший.
Радуйся, воителю за Русь, отче Олеже, новомучениче времен последних.
КОНДАК 8
Странствие земное завершая, ко уделу Царственных великомучеников переселился еси. Во уделе сем, духом Голгофским и духом Царского служения оживотворяемый, к месту своего последнего служения последовал еси. Мы же, Промысел великий в сем благом переселеньи прозревая, Богу воспоем: Аллулуиа.
ИКОС 8:
Всеми силами желая поработать Богу, настоятельства в храме Первоверховных Апостолов сподобился еси. И, яко те Апостолы, по слову Господа «будете ловцами человеков», в сети милосердья Божьего души уловлял еси. Темже, видя в тебе последователя рыбарей Евангельских, все уловленные от мира воспоют:
Радуйся, в День Рождества Христова настоятельства в храме Первоверховных Апостолов сподобивыйся;
Радуйся, спустя два лета, в тот же День Великий мученичества сподобивыйся.
Радуйся, своей молитвой Божий гнев на милость преклонявший;
Радуйся, о милосердии Небесного Владыку призывавший.
Радуйся, паче елея и меда жаждавший спасения;
Радуйся, тайными, Христа ради подвигами врага приведший в изнурение.
Радуйся, в тайне плоть свою постами утеснивший;
Радуйся, узкими путями ко спасенью восходивший.
Радуйся, воителю за Русь, отче Олеже, новомучениче времен последних.
КОНДАК 9:
Всем требующим помощи неленостный служитель явился еси: заблудших просвещая, колеблющихся укрепляя, ревнующих направляя, плачущих утешая, яко Первоверховный Апостол «всем для всех» был еси. Мы же, проповедию твоею утешенные и просвещенные, Богу воспоем: Аллилуиа.
ИКОС 9:
Витийство и похвалы отвергл еси отче Олеже, всю славу и хвалу Богу воздавая, неустанно на поприще возрождения храма и воскресения храмов живых трудился. Ныне же, видя ревнование и подвиги твоя, воспоем ти, от алтарей сердец своих:
Радуйся, и «жителей Десятиградия» ко спасенью обращавший;
Радуйся, антихриста прилоги с гневом отвергавший.
Радуйся, на Камне истины непоколебимое стояние;
Радуйся, смиренное в скорбях на Бога упование.
Радуйся, за всех отверженных людьми, пред Богом истово моливший;
Радуйся, во юдоль скорби яко пастырь добрый приходивший.
Радуйся, тысячи духовных чад в своих молитвах поминавший;
Радуйся, никого о помощи просящих не отгнавший.
Радуйся, воителю за Русь, отче Олеже, новомучениче времен последних.
КОНДАК 10: Спастися хотя всем человеком, всех тебе посланных Богом ближними считая, Крест сугубого подвига пастырского служения на рамена подъял еси. Мы же, ближние твои, вслед тебе идуще, Богу воспоем: Аллилуиа.
ИКОС 10:
Стеной и оградой была молитва твоя для множества пасомых – ближних и дальних, знаемых и незнаемых, ведающих и неведающих тя. Сам же, стену спасения окрест чад своих молитвой воздвигая, врата сердца для скорбей мира сего отвергл еси. Видя сие, и Ангелы небесные, славословя Бога за деяния сия, воспоют ти:
Радуйся, до Креста голгофского Престола Царского ревнителю;
Радуйся, послушник верный Бога Вседержителя.
Радуйся, на Престоле сердца литургию «тайно образующе» служивший;
Радуйся, глаголом уст сердца людей для Жизни воскресивший.
Радуйся, за Церковь и за Русь Святую глубоко скорбевший;
Радуйся, в стремлении к покою вечному земной покой презревший.
Радуйся, деланию «благоразумных дев» уподобление;
Радуйся, десятикратное талантов умножение.
Радуйся, воителю за Русь, отче Олеже, новомучениче времен последних.
КОНДАК 11:
Пение скорбное возносил о погибающей России, в молениях слезных денно и нощно вопрошая к милосердию Его. Ты же, Господи, скорый на слышание, явился в безвидном видении к угоднику Твоему. В том вид;нии, глаголом неизреченным тайну спасения мира открыл избраннику Своему – «Крест и Жертва!» Ты же, отче Олеже, глаголу сему с покорностью внимая: «Да будет не моя, но Твоя святая воля. Если угодно Тебе, чтобы мне стать такою жертвой», Господу воспел: Аллилуиа.
ИКОС 11:
Светом Рождества Христова освятилась душа твоя, к свету небесному приуготовляемая. Ты же, в свете сем, за губителей своих, Господа моля: «Готово сердце мое, готово сердце мое!» - яко друзей восприял еси. Сам же, смерть от рук губителей воспринимая, яко Исаак от руки Авраама – «Свете тихий, святые славы», Богу возгласил еси. Мы же, видя мученическое отшествие твое, вслед тебе идуще, возгласим ти тако:
Радуйся, из придела в честь «Введения во Храм» в чертоги райские отшедший;
Радуйся, в День Рождества Христова во обители небесные восшедший.
Радуйся, во Всесожженьи Царственным страдальцам уподобивыйся;
Радуйся, мученичества за Россию и Христа сподобивыйся.
Радуйся, подвига мученика-Царя, уподобление;
Радуйся, новая жертва Всесожжения.
Радуйся, в День Рождества Христова для вечности рожденный;
Радуйся, в День Собора Богородицы в небесные чертоги возведенный.
Радуйся, воителю за Русь, отче Олеже, новомучениче времен последних.
КОНДАК 12:
Благодать Божия прославила имя твое, Господь, сказавший устами пророка: «Прославляющего Меня Аз прославлю»[5] , всему миру, в день Христова Рождества о твоей кончине возвестил еси. Мы же, слыша весть о рождестве твоем в день Рождества Христова, преклонив колена перед подвигом твоим, в скорби сердца возгласили: Аллилуиа.
ИКОС 12:
Поюще «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный», со Ангелами, Апостолами, архиереем, священниками, монахами, с сонмом почитателей твоих, яко песнь гря-дущей победы торжествующе возгласили еси. Во знамение же Торжества сего, Воскресению Христовому подобному – «Смерть! где твое жало?! ад! где твоя победа?!», небо зимнее радугой и крестом Андреевским освятилось еси. Видя же великое знамение сие, Ангели, Апостоли, архиереи, священники, монаси, вси почитатели твои, воспевают ти:
Радуйся, при погребении тройною радугой зимой благословенный;
Радуйся, облачным Андреевским крестом с небес Владыкой мiра освященный.
Радуйся, яко русский богатырь «сына погибели» духовный победителю;
Радуйся, яко Георгий Победоносец «великого жидовина» погубителю.
Радуйся, убийцу своего после кончины ко спасенью обративший;
Радуйся, его слепое сердце светом Слова просветивший.
Радуйся, в подобие Христу, благоразумного разбойника приведший к покаянию;
Радуйся, и к неблагоразумному имевший сострадание.
Радуйся, воителю за Русь, отче Олеже, новомучениче времен последних.
КОНДАК 13:
О, святый мучениче времен последних, отче Олеже! Призри с высот небесных на погибающую Державу нашу. Ибо, вольной волей, возгласив: «Если нужна жертва за Россию!», жертве Царской уподобясь, на алтарь Отечества возложен был еси. Мы же, перед жертвой сей, как перед Царской жертвой колена преклоняя, возгласим ти: Аллилуиа.
(Трижды. Затем, Икос 1, и Кондак 1)
М О Л И Т В А
О, священномучениче времен последних, великий угодниче Христов. В День Сошествия Святого Духа, во уделе Первомученика Дома Романовых родился еси. Духом же Святым от младенчества водимый, «от силы в силу, в меру возраста Христа», молитвами Царственных великомучеников возрастая, в годы последние близ Голгофы Царской служения сподобился еси. В месте же Голгофы сей, видя твои ревность и смирение, Подвигоположник Христос к подвигу Голгофскому «от степени в степень» премудро возводил еси. В ночь же Светлого Рождества Своего, слыша глас смиренный твой «Буди ми по глаголу Твоему», и – «Готово сердце мое», душу твою с любовью восприяв, в райские обители возвел еси. Ныне же, мы, чтущие подвиг и житие твое, просим предстательства пред Вознесшим тя в небесные обители. Да пошлет нам всем Господь твоими молитвами: в скорбях терпение, от нужд избавление, в несении Креста смирение, за всё – благодарение, от дел антихристовых – хранение, всех дел Божьей правды исполнение. Да, твоими молитвами хранимые, избегнув всех напастей мира, в небесные обители внидем, за все благодаряще Господа. Аминь.
ТРОПАРЬ, глас 4:
Уральской земли предивное прозябение, / о земле Русской и о всем мире ходатаю. / Царственных страдальцев до смерти крестной возлюбивый, / во Уделе Царском упокоивыйся. / В жертве всесожжения к друзьям Царевым сопричтенный, / всех знающих тебя, друзьями своими и Царя соделавый. / Яко древний богатырь дела древняго змия разрушивый, / буди ходатаем о нас во времена последние.
+ + +
КРАТКОЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ИЕРЕЯ ОЛЕГА СТУПИЧКИНА
«Душа изнывает от раны,
Гнетущие язвы в груди.
Не нужно сдаваться во брани,
Господь на кресте – Победи!
Ах, это тревожное время,
И эти пустые мечты –
Отбросим греховное бремя,
Поднимем на плечи Кресты!..»
(священник Олег Ступичкин)
Всякий, кто прибывает в поселок Сусанна (ныне – Нейво-Шайтанск), на могилу отца Олега Ступичкина, обращает внимание на огромную груду камней, расположенную вблизи его могилы. Обратил внимание и автор сего материала. На вопрос о происхождении сей каменной груды, получил ответ: «Это камни из могилы отца Олега». – Для разрешения возникшего недоумения, пояснили: «Храм Апостолов Петра и Павла, который отец Олег возрождал, стоит на скальном грунте, поэтому и могилу ему пришлось не копать, а вырубать, в буквальном смысле этого слова.
Первой ассоциацией от лицезрения этой огромной груды, было воспоминание о подвиге схимонахини Марии (Матукасовой), которая в течении тридцати лет носила на плечах мешки с камнями. Поэтому, видимо, не случайно, когда во время похорон, кто-то из священников сказал: «Эти камни он носил на себе за всех нас», – то произнес это не от себя, а указал самую суть подвига нашего современного мученика.
Отец Олег был из той редкой сейчас породы подвижников, которые безкомпромиссно и безоглядно восприняли слово Спасителя: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Лк. 9; 23). – и, взяв этот Крест, стал не внешне, а до глубины души – крестоносцем, то есть, несущим Крест. А, потому, не случайно, Господь, видя в отце Олеге верного своего последователя, повел его туда, куда и Сам шел в земной жизни. На Голгофу, на пропятие, на Крест. Подвиг мученичества, подвиг самораспятия – высшее, к чему может привести Христос в этой земной жизни, потому что всякий, кто последует Ему в этом подвиге, становится соучастником той победы, о которой сказано нам словами Евангелия: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16; 33).
Родился отец Олег 30 мая 1966 года в г. Усолье Пермской области, на праздник Святой Троицы; если быть точным, то в день Сошествия Святого Духа на Апостолов. Возможно, именно это определило характер его духовной жизни, по образу апостольского служения. Слово Божье он нес одинаково всем, кто встречался на его жизненном пути. Касалось ли это постоянных прихожан храма, или военнослужащих гарнизона под Донгузом, или – заключенных лагеря «Черный дельфин» в Соль-Илецке, либо – просто рабочих, которые и дороги в церковь не знали, или – отверженных обществом бомжей, пьяниц и наркоманов.
Вырос отец Олег в светской семье, не помышлявшей о религиозных вопросах. Родители его, Борис Викторович и Любовь Ивановна, познакомились в Ростовском политехникуме связи, где вместе учились. Борис Викторович Ступичкин был родом из г. Армавира Краснодарского края. Любовь Ивановна происходила из крестьянской семьи хутора Ракитный Ростовской обл.
После окончания ими в 1960 г. Ростовского политехникума связи, они переехали в г. Оренбург, согласно распределению. В 1962 г. молодая семья поселилась в г. Усолье Пермского края, где спустя четыре года и родился сын Олег, ставший впоследствии священником. В том, что о. Олег родился именно в Усолье, видится определенный Промысел Божий, потому что городок сей находится на середине пути между пос. Ныроб, где в 1602 г., по приказу Бориса Годунова был замучен боярин Михаил Никитич Романов, и Пермью, где в ночь с 12 на 13 июня 1918 г. был расстрелян Великий Князь Михаил Александрович Романов.
Это неслучайное совпадение как-бы определило дальнейшую судьбу новомученика, ибо родившись в День схождения Святого Духа на Апостолов, отец Олег получил еще и двух царственных молитвенников за себя. Неслучайность такого совпадения подтверждается также тем, что жизнь его закончилась в уделе святых Царственных мучеников и святых Алапаевских мучеников. Господь отметил отца Олега с детства, ибо если посмотреть на его отроческие фотографии, то порой обнаруживается пугающее сходство с Цесаревичем Алексием Николаевичем Романовым. А если посмотреть фотографии его молодости, то обнаруживается такое же сходство с Великим Князем Михаилом Александровичем Романовым.
Не прошло и полугода со дня рождения сына, как семья переехала назад в Оренбург, где проживала первые два года после окончания техникума. Именно в Оренбурге, городе, стоящем на рубеже Европы и Азии, и изначально задуманном как рубежный форпост от степных кочевников, прошли детство и юность отца Олега. Здесь, после окончания восьмого класса он поступил в художественное училище, где встретил свою судьбу – Марину Олеговну (ныне – монахиня Магдалина).
После службы в Советской армии, отец Олег вернулся в Оренбург, где устроился работать в Оренбургский театр кукол бутафором, а в дальнейшем стал заведующим постановочной частью. Уже тогда начались его духовные поиски, а потому такая работа все менее удовлетворяла молодого искателя Истины. В духовных поисках молодой семье способствовал переезд в г. Сакмару, где прошло детство Марины. Там оба принимали участие в реставрации местного храма, помещение которого в советское время использовали для кинотеатра. Причем работа на этом поприще проходила безвозмездно. Когда отец Олег начал воцерковляться, то стал много ездить по святым местам, встречаться с известными старцами и подвижниками благочестия наших дней.
Для пришедшего к Богу художника реставратора со всей неотступностью встал вопрос о перемене участи. Все чаще отец Олег стал задумываться над тем, чтобы целиком посвятить себя Господу. Видя духовное состояние своего супруга, матушка Марина поехала в Санаксарский мон-рь к известному старцу Иерониму (Верендянкину). Едва она задала вопрос о духовных поисках своего мужа, как старец, в ответ на просьбу о благословении ее и Олега, спросил: «Олег? А он священник?». – Нет, батюшка, он у меня не священник, – ответила Марина. Отец Иероним кротко улыбнулся, и произнес твердо: «Нет, священник», - и затем добавил, как о давно решенном: «хороший, хороший… скоро-скоро». Действительно, вскоре совершилась хиротония отца Олега Владыкой-старцем, митрополитом Оренбургским Леонтием, который давно уже заметил сего ревностного в делах веры мирянина. Рукоположение совершилось в день памяти св. кн. Александра Невского – 6 дек. 1998 года. Эта была последняя хиротония Владыки, потому что через месяц он отошел ко Господу. Отец Олег до последнего дня считал митрополита Леонтия своим духовным отцом, которого никто не может заменить.
Первым местом служения отца Олега был войсковой храм Георгия Победоносца пос. Донгуз Оренбургской обл. Военное начальство сразу полюбило открытого и безкомпромиссного священника, и когда возник конфликт с церковным начальством, по поводу неприятия батюшкой глобалистских новшеств (ИНН, нового паспорта и проч.), то именно военное начальство ходатайствовало перед архиереем, об оставлении отца Олега на приходе.
Другой причиной, почему отца Олега отстранили от настоятельства храма Георгия Победоносца, явилась его приверженность к такому вопросу, как необходимость Соборного Покаяния народа в грехе отречения от Обета на верность Дому Романовых, данного на Земско-Поместном соборе в 1613 году. Во-вторых, отец Олег считал, что Царь-мученик Николай II принес в1918 году искупительную жертву за свой народ. И если бы не эта жертва, то грех преступления Клятвы на верность Дому Романовых, погубил бы Россию. Отец Олег открыто говорил о необходимости прославления Царя Николая II в чине искупителя. Когда же батюшка узнал, что старец Николай (Гурьянов) благословил проводить Чины Покаяния за грехи клятвопреступления и цареотступничества, то в числе первых, весной 2002 года провел такой Чин у себя на приходе в Донгузе.
Сейчас, в среде монархистов существует разное отношение к вопросам Искупления и Соборного Покаяния. Мнения высказываются порой прямо противоположные. Поэтому, автору, который подробно занимался изучением этих вопросов, хотелось бы кратко осветить их суть.
Одним из аргументов, против необходимости Соборного Покаяния, является позиция, что сами Романовы серьезно погрешили против Церкви, народа и российской государственности. Формально, сторонники этой позиции правы, так как за примерами не надо далеко ходить. Здесь можно упомянуть и церковную реформу Царя Алексея Михайловича, с последовавшим за ним расколом, и государственную реформу Петра, открывшую путь западничеству, а также абсолютизм, упразднение патриаршества, лишение Церкви соборной жизни, и еще много чего другого. Со всем этим можно согласиться, но… ради трезвомыслия вспомним, что Соборный Обет 1613 года был дан задолго до того, как совершились указанные события. Это – первое. Во-вторых, отречение народа от Клятвы на верность Дому Романовых произошло не в семнадцатом году, а… в семнадцатом веке. Можно с уверенностью сказать, что каждый третий (если не более) житель России возносил тогда в разной степени хулы как на Царя, так и на Патриарха. Поэтому народ согрешил не только против решений Собора 1613 года, но и против Четвертой Заповеди Церкви. Очень неприятный факт, но именно ревнители Древлего благочестия, вместо того, чтобы решить вопросы церковности на соборах, которые до 1700 года регулярно созывались, начали возносить хулы в адрес и Рус-ского Самодержца и Предстоятеля Русской Церкви. Все это неизбежно закончилось расколом, с вытекающими отсюда последствиями. Виновными же в расколе были все. И Царь, и Патриарх, и бояре, и средние сословия, и – простой народ. Поэтому, каяться в расколе, и возникшей в результате его смуте, нужно было и Дому Романовых, и Патриарху, и священническому сословию, и боярам, и дворянам, и простому народу. А поскольку покаяния в этом деле Господь так и не дождался, то Россия пришла со всей неизбежностью к 1917 году. Когда Царь-мученик Николай II (ибо покаяния, как в высших, так и низших сословиях не предвиделось) дал Богу согласие на принесение самого себя в качестве искупительной жертвы, за отступивший от Соборных Обетов народ.
Вопрос Искупления рассматривался Православной Церковью от начала ее создания. По большому счету, всю эпоху христианства можно обозначить, как эпоху Искупления. Все человечество, начиная от крестной смерти Христа, хочет оно того или нет, живет в эру Искупления. Можно сказать более – все Таинства Церкви, после голгофских страданий Спасителя, носят искупительный характер. Мы, ныне живущие, сейчас обладаем тем, о чем не мог мечтать ни ветхозаветный Израиль, ни языческий мир. Отныне, всякий верующих во Христа, является деятельным участником великой тайны Искупления.
Согласно «Догматическому богословию» митр. Московского Макария (Булгакова), о Догмате Искупления, существует четыре пункта, по которым можно судить: кто может быть искупителем.
Первое: Замысел всегда должен исходить от Бога Отца, ибо и Христос пришел на землю не по Своей воле, но во исполнение воли Отца Небесного.
Второе: Необходимость добровольного согласия на совершение подвига искупления.
Третье: Непричастность искупителя к тем грехам, которые он должен искупить.
Свт. Иоанн Златоуст, говоря об искуплении, указывает, что «вектор греха должен быть направлен от грешника, против того, кто этот грех должен искупить».
Четвертое: Искупитель это тот, кто дал согласие стать искупителем, дабы оплатить (дать выкуп) грех народа своей смертью.
Как пишет вновь свт. Иоанн Златоуст: «раб не может выкупить господина, но раба выкупает свободный». Здесь ясное указание святого, что понятие – Искупитель иерархично, а значит, имеет прямое отношение к властной категории. Таким образом, искупителем может быть лишь тот, кто получил от Бога власть. Власть от Бога получают (благодаря церковным Таинствам) Царь, епископ, священник, глава семьи – муж. Отсюда, со всей определенностью становится понятным, что глава семьи может быть искупителем своей семьи, священник – духовных чад, Патриарх – Поместной Церкви, Царь – всего народа.
Отец Олег Ступичкин, если не в деталях, но в целом, стоял на таких позициях. И уже потому, он многим был неудобен. По большому счету, батюшку должны были тогда запретить в служении, хотя, по нынешним меркам, правящий архиерей поступил гуманно, то есть, перевел отца Олега вторым священником на приход в Соль-Илецк. Перевод же этот был промыслительным, потому что отец Олег, еще будучи настоятелем прихода в Донгузе, ездил без каких-либо понуждений в тюрьму Соль-Илецка («Черный дельфин»), где отбывали наказание пожизненные заключенные. В этой тюрьме до сих пор томится оклеветанный узник – Александр Андреев, потомок Александра Васильевича Суворова, и именно к нему отец Олег приехал в первое свое посещение.
После того, как враг и здесь восстал на священника, для которого совесть являлась главным ориентиром, он попросил у правящего архиерея «Открепительную грамоту», и уехал в Екатеринбург, в мон-рь «Спорительница хлебов». Благодаря помощи наместника этого мон-ря, схиигумена Сергия (Романова), отец Олег был назначен настоятелем церкви святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в селе Нейво-Шайтанское (Нейво-Сусанна).
Церковь тогда находилась в удручающем состоянии, действовал лишь один придел «Введения во храм Богородицы», но новый настоятель не пришел в отчаяние. Отец Олег старался ежедневно служить, а также ежедневно совершал крестные ходы вокруг храма. При этом, главное внимание он стал уделять не стенам, но людям – храмам живым. Это выразилось, как в деле работы на ниве духовного просвещения, так и возрождения церковной общинности. Народ сразу потянулся к необычному батюшке, для которого каждый человек являлся родным. Храм стал все более наполняться, люди захотели принимать крещение, исповедоваться, причащаться, увеличилось число церковных браков. Главной чертой отца Олега являлось то, что он никогда не ждал, когда его специально позовут. Подражая св. прав. Иоанну Кронштадскому, он сам шел в брошенные деревни (так как транспорта у него не было), сам ходил к рабочим на предприятия. Без официального приглашения посещал профилакторий для наркозависимых. Ко всему, регулярно организовывал крестные ходы по селу, ставил Поклонные кресты. В конце концов, Господь послал для храма Первоверховных Апостолов жертвователей. Ими были, российский дипломат Анатолий Пшеничный и Фонд Святителя Николая из г. Москвы.
Последний год жизни отца Олега был особенно напряженным. Он подъял на себя сугубый подвиг поста и молитвы. При этом, всячески утеснял себя физически. Например, в течение года, отец Олег спал через ночь. Ночь напролет он молился в храме, затем проводил день в церковных делах, а в следующую ночь спал по 5-6 часов. Затем, после дневных трудов снова уходил в храм на ночную молитву. Понятно, что для этого нужны были нечеловеческие силы, хотя отец Олег был физически сильным человеком, и повернись судьба иначе, он мог бы сделать блестящую спортивную карьеру. Но, Бог дал ему здоровье для других целей.
Автору было открыто, какой подвиг нес отец Олег в последний год своей жизни. В конце сентября 2010 г., после поездки в Иерусалим, автор сел за написание книги об отце Олеге. Было повеление Свыше: «Теперь пиши!» Как будто чья-то невидимая рука водила рукой автора, и на душе было радостно от того, что под пером слагается повесть жизни. Когда последняя точка была поставлена, автор возблагодарил Бога, и… комнату заполнила неотмирная тишина.
– Это, Господь! – возникла тихая, как «глас хлада тонка» мысль.
В следующий миг автору стало понятно, какой подвиг нес отец Олег в последний год жизни, и ради чего он совершал этот подвиг. Все свои посты, утеснения плоти, бдения и молитвы, он совершал единственно ради спасения России и избавления ее от власти антихриста. Возможно, кто-то помнит, что в 2006 году, вовсю шла реклама некоего Дэвида Блейна, которого недвусмысленно пророчили на пост мирового правителя. Тогда же, с оглушительным (хотя и искусственно раскрученным) успехом прошла премьера фильма «Код да Винчи». Всё и вся говорило: «Мессия грядет!» Но, странным образом, в августе того же года, реклама раскрученного фокусника, этого Гарри Гудини наших дней внезапно прекратилась. Что же произошло?..
Отец Олег, по заведенному им обычаю продолжал молиться за Россию, и за весь мир. Одиночное всенощное бдение выпало тогда на 12 сентября 2006 года. Это был праздник перенесения мощей св. блг. князя Александра Невского. Северный предел храма в Нейво-Сусанне до революции был освящен в честь этого святого. Ко всему, иерейскую хиротонию отец Олег получил также на св. Александра Невского. Поэтому, не случайно, что Господь явился к своему избраннику именно в этот день.
За окнами храма едва брезжил рассвет. Отец Олег уже заканчивал свое, ставшее привычным правило. И вдруг, он почувствовал неотмирную тишину, и… время будто остановилось. Отец Олег прекратил молиться и осенил себя крестным знамением. Он возвел очи к алтарю, и оттуда послышался сильный и скорбный голос: «Вот, одного антихриста, мы совместными усилиями победили. Но, грядет следующий, сильнейший его, против которого никакая молитва не поможет!»
Отец Олег пораженно молчал минуту, а затем спросил: «А, что же делать?!» - и, вновь возникла неотмирная тишина. Затем, после долгой паузы голос снова произнес: «Нужна жертва!» Отец Олег помолчал некоторое время, совещаясь с самим собой, а затем тихо ответил: «Если нужна жертва за Россию, пусть этой жертвой буду… я».
Все снова стало как всегда, за окнами брезжил рассвет. Ночное правило было прочитано. Надо было идти домой, и после часа отдыха приступать к церковным делам. После этого явления, батюшка стал прикровенно готовить домашних к возможности своего скорого ухода. Через три месяца, три недели и три с половиной дня, после явления отцу Олегу Господа, после вечернего богослужения в честь Рождества Христова в 2007 году, в храм, когда все прихожане разошлись, вошли два человека, о которых Сергей Сигов, производивший задержание, отозвался как об отморозках с пустыми глазами. Как оказалось, оба накануне находились под следствием в Екатеринбургской тюрьме, оба были некрещеными, а следовательно и неверующими. Но, при этом, один из них стал изображать кающегося, а другой ударил священника по голове куском водопроводной трубы.
Остервенев, убийцы стали бить бездыханного иерея полуторапудовым подсвечником, нанеся ему этим множество смертельных увечий и переломов. А затем, закатав в половик, облили маслом и подожгли. Произведя имитацию кражи икон (картонных и бумажных), спешно бежали, побросав по пути почти все иконы, и достигнув района пос. Асбестовский стали ожидать обещанного им транспорта. За пазухой у каждого было только по одной иконе – вещьдок того, что заказ выполнен. Вместо ожидаемого транспорта приехали духовные чада отца Олега – капитан милиции Евгений Еремеев, и полковник ФСБ в отставке Сергей Сигов. Именно они, потушив в храме пожар, бросились на машине в погоню, и задержав преступников, вызвали из Алапаевска наряд милиции. Суд приговорил убийц к двадцати и двадцати одному году лишения свободы в колонии строгого режима. При этом, один из преступников, уже находясь в колонии, обратился к окормлявшему их священнику с просьбой о совершении над ним Таинства крещения. Это был тот, кто производил имитацию кающегося разбойника. Отец Олег дважды являлся к нему во сне. После первого явления убийца уверовал. После второго восхотел креститься. Дивен Бог во святых Своих! Чудны дела Твои, Господи!
Отпевать убиенного священника приехал сам архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Отпевание шло по полному архиерейскому чину. По сути, происходило малая канонизация новомученика. Все Рождественские дни, а в особенности, в сам день отпевания, совершались небесные знамения. Стояли необычно мягкие для этого времени морозы, что было необходимо, так как прощаться с батюшкой приехала добрая тысяча человек, а потому, только третья часть могла попасть под крышу храма. Ко всему, когда чин отпевания подходил к концу, над селом появилась радуга, а из облаков образовался Андреевский крест. Радуга – зимой… Знамение завета… Радуга на небе появлялась и в первый день совершившейся трагедии, и во второй, а теперь радуга освятилась знамением Креста.
Завершая это жизнеописание, хочется привести стихотворение выдающегося поэта, актера и режиссера нашего времени Николая Мельникова. При жизни они не знали друг друга, но были едины в Духе, были едины в молитве, а главное, в той боли за Россию, которая открывает, кто есть истинный поэт, и кто есть истинный гражданин Отчизны. Эта боль, эта скорбь, и эта молитва делала их собратьями во Христе, а потому, стихотворение написанное Николаем Мельниковым за десять лет до своей смерти, и до смерти отца Олега, написано как-бы о них обоих, потому что оба были настоящими поэтами, оба были настоящими гражданами своей страны.
+ + +
Николай Мельников.
ГРАЖДАНИНУ
Твоя Россия… Думая о ней,
Уберегись искусов и обманов –
Одна молитва может быть сильней,
Чем целый митинг с сотней горлопанов!
«За Русь, на бой!» - все суета сует,
И суетою души захлебнулись.
Одна молитва! Но молитвы – нет!
«На бой, за Русь!» - и снова обманулись.
Твой враг не там – не на коне с копьем,
И не с мечом в открытом чистом поле,
Он – невидим, его не взять живьем
Ни силою, ни криками: «Доколе!»
Твой враг – раскол, далекий, вековой,
И если в душах нету единенья –
Ликует он, и тщетен подвиг твой
На поприще «российского спасенья».
Есть Вера, Бог, Отечество и Ты!
Лишь это русских делает народом!
Решись, уйди бесовской суеты,
Пусть даже «струсил» скажут мимоходом.
Уйди! И сам неистово молись.
Чтоб Бог вернул и веру и сплоченье,
Ни слез, ни покаянья не стыдись
Во имя долгожданного спасенья.
Из всех краев истерзанной земли,
Как нити золота, польются вверх молитвы,
Чтобы до Господа, до всех Святых дошли,
Прося благословенья правой битвы!
Тогда – сама собою встанет рать.
И будет вождь – один, одна дорога,
Спасется Русь… И пусть не будет знать,
Что ты все это вымолил у Бога!
- - - - - - - - - -
Сороковиков Александр.
20 апр. 2017 г.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1- Олег, в переводе с древнеславянского означает - Ангел.
2- г. Усолье Пермского края, что расположен в 170 км на юг от с. Ныроб, где в 1602 г., по указу Бориса Годунова был замучен в яме боярин Михаил Никитич Романов.
3- Сравни: 1-е Петр. 2; 9,10.
4- г. Оренбург, построен как рубежная крепость на границе Европы и Азии, для защиты от орд кочевников.
5- 1-я Царств, 2; 30.
Свидетельство о публикации №219020301477