Мне бы ваши качества!

КОМПЛИМЕНТЫ НУЖНО ДЕЛАТЬ С УМОМ, ПОНИМАТЬ НЕ ТОЛЬКО ЧТО, НО И КАК МОЖНО ПОХВАЛИТЬ.

Одна моя подруга призналась, что комплименты ценит любые: «Что ни похвалят, всё приятно». Другая с удовольствием развила целую теорию: на деловой встрече с мужчиной она хвалит его ум и профессиональные качества, на встрече романтической – стильность в одежде, парфюм, модные безделушки и аксессуары своего визави. А вот хвалить автомобиль мужчины, по ее мнению, уместно в любой ситуации. Того же она ждёт по отношению к себе.

По статистике, большинство женщин предпочитают, чтобы хвалили их внешность, а большинство мужчин любят, когда хвалят их успешность. Таковы социальные ориентиры в обществе. Хотя есть женщины, которые говорят, что комплимент «какая же ты умная!» для них приятен в любых обстоятельствах. А вот фраза «ты вне конкуренции» нравится практически всем и всегда.

И все-таки делать комплименты – настоящее искусство. Даже положительная оценка может показаться человеку обидной. Потому что в детстве нас хвалят (или ругают…) родители и учителя, а потом – начальство. То есть те, кто выше по статусу, а потому наделены правом оценивать. А если вас хвалит ровня, то может возникнуть обидное чувство приниженности. Мы инстинктивно настораживаемся: по какому праву этот человек вообще нас оценивает?

Подлинный комплимент позволяет тому, кто его слышит, несколько возвыситься над тем, кто его произносит. То есть самый эффективный комплимент – это похвала с намеком на то, что достоинства или заслуги собеседника выше ваших. Именно поэтому многие люди не любят делать комплименты, особенно представителю своего пола, - не хотят ни в чём признавать чужое превосходство. Мужчине легче похвалить внешность женщины, а ей – его деловые качества, ведь это сферы, где они не конкурируют.

Впрочем, мужчины вообще не слишком заморачиваются и, как правило, «угождают» всем дамам одинаково. Обычно они говорят: «Ты сегодня прекрасно выглядишь». На что им хочется ответить: «А что, обычно я выгляжу плохо?»

Есть люди, которые не делают комплименты, потому что опасаются, что их сочтут льстецами, или, напротив, решат, что признание чужих достоинств их к чему-то обязывает.

А еще многие люди не умеют принимать комплименты. Сколько раз я ловила себя и других на том, что мы смущенно опровергаем сделанный комплимент. Не надо так! Не принижайте себя. Просто поблагодарите хвалящего. Можете сделать это в шутливой манере. Если вы считаете, что комплимент не слишком искренен или неудачен, всё равно не нужно выражать противоречие, просто согласитесь с собеседником.

Сама я уверена, что хороший комплимент – это констатация приятного факта. Но так считают не все. Один мой знакомый, очень галантный и интересный мужчина, убежден, что комплимент – это «словесный подарок», то есть допускает небольшое преувеличение истинных достоинств хвалимого.

Как же не попасть впросак, желая сделать «словесный подарок»? Вот несколько правил.
- Комплимент не должен быть слишком затянутым, иначе человеку может надоесть вас слушать, а суть «утонет» в деталях.

- Избегайте общих слов и шаблонных(дежурных) фраз. Чем более персонифицирован комплимент, тем он ценнее, потому что глубже учитывает особенности конкретного человека. Чтобы аргументировать комплимент, можно использовать словосочетание «потому что». Например: «С вами так приятно общаться, потому что вы умеете не только интересно рассказывать, но и внимательно слушать собеседника». Не фиксируйте внимание только на внешних качествах, постарайтесь оценить внутренние.
 
- Комплимент будет воспринят положительно, если вы сумеете использовать конкретные факты. Главное, интерпретировать их так, чтобы собеседник предстал в выигрышном свете. Несоответствие (и еще хуже – противоречие) фактам делает комплимент неубедительным, более того - низводит до пошлой лести, позволяя собеседнику заподозрить вас в корысти.

- Похвалить можно любого человека. Например, карьериста можно похвалить за целеустремленность, педанта – за организованность, флегматика - за выдержку и хладнокровие, тусовщика – за жизнелюбие, скупого – за бережливость и умение подумать о завтрашнем дне. Но не оценивайте другого человека с позиций «учителя» или «начальника», скажите лучше так: «Мне бы ваши качества!»


- Когда вы делаете комплимент, нужно передавать информацию не только на вербальном (словесном) уровне, но подтверждать его выражением лица, мимикой, интонацией, вообще излучать позитивную энергию.
 
Если делать комплименты искренне (то есть уметь увидеть в другом человеке нечто позитивное и найти в себе силы сказать ему об этом), то окружающим будет приятно с вами общаться. Не все люди признаются в этом даже самим себе, но на самом деле все дорожат похвалой окружающих.

Для справки:
Слово compliment (лестное замечание, похвала) – французского происхождения. Традицию комплимента связывают с куртуазной рыцарской культурой и творчеством трубадуров средневековья. Позднее искусство комплимента высоко ценилось в высшем обществе, и было непременным элементом светской беседы.


Рецензии