Наглядная эстетика...

( и Работа над ошибками... Как бы продолжение статьи( Уроки литературы, и схема по эстетике...)).

§ 1. О чувственной раскладке.

Гегель отводил искусству роль иллюстрации к идеям; вторичная реальность тогда была бы прекраснее изначального безобразия жизни...

На определённом этапе развития литературы, происходит поступательное развитие её. Что, впрочем, не даёт гарантии от будущих регрессов...

Так феномен Пушкина закономерно возникает  изо своих предшественников; его предтечами были: юморной лирик Державин, сентиментальный художник Карамзин, а голос лукавого рассказчика пришёл из европейского плутовского романа...

Патетичные романтики и трагики из соц-реализма,- это, конечно, отсталое явление. Полёты во сне и наяву; презрение к тылу и к передышкам(: покой нам только снится...). А, в результате, оказывается, что ты не туда наступал; наломал дров; да и вообще бороться не надо было.

Образ Дон Кихота не одного неопытного подростка совратил со пути истинного. Маяковский( горячий по крови «грузин») не понял иронии Сервантеса. В одном из эпизодов Дон Кихот, видя толпу в наручниках, совершает свой очередной якобы-подвиг, освобождая их. Но потом вдруг оказывается, что он освободил бывших бандитов из-под охраны...

Есть романтики просто в силу своего возраста; и есть романтичность некоторых национальных характеров: это,- горцы и американцы...

Из трагичного расстрела рабочих на Лене, была раздута вселенская драма; был сделан неверный вывод о том, что правительство и буржуев не договоро-способно...

Соц-романтизм это= смешанное явление; по чувству это= критический сентиментализм или патетика; и по уму= трагедия на пустом месте и вечный поиск недо-идеи,- счастья в уравниловке...

Грибоедов интереснее Горького; он ближе к равновесию души: ко юмору и ко иронии...

Опыт Макаренко показывает, что из беспризорных бандитов иногда легче создать развитые личности... Этим самым я хочу сказать, что чистые хулиганы= более зрелые по духу, чем закоренелые патэты; им недалеко уже до сдержанности и до уравновешенности...

Я бы сравнил инстинкт самосохранения со законом всемирного тяготения. Только не надо душить в себе стремление,- двигаться вперёд и развиваться...

Можно вывести формулы поведения. Ленин о ком-то сказал(  шаг вперёд
,- и два шага назад), осуждая съезд за нерешительность. Но это же подходит и для описания Само-Иронии.

Формулы для неуравновешенности\ патетики( две-2) и для уравновешенности( тоже 2) :
Наёжинность: два шага назад и шаг вперёд...
Набыченность: шаг назад и два шага вперёд...
Два шага вперёд и шаг назад, это формула для Юмора...
Шаг вперёд и два назад,- формула для иронии...

Отвлечёмся для разнообразия на тетраду Познания!
Протест или спор с господствующим мнением; сменяется почти сразу на поиск истины и на выдвижение промежуточных гипотез. И наконец, после 10-ти лет блужданий, романтика заканчивается наитием, идея приходит гению в виде озарения в голове!..

Простой прагматизм и настроенность на практические результаты,- тихо ходит по земле и ездит в поездах, овладевая миром; тогда как патетичные романтики,- взлетают опрометчиво в небеса, ломая себе крылья и головы...

Белинский, пестуя романтиков и борцов, стал культивировать литературную «атомную бомбу»... Тогда стояла реальная задача борьбы с крепостным правом. А, в итоге, крестьян снова закрепостили, но уже в колхозах...

Смех сквозь слёзы у Гоголя; лучше бы было: слёзы сквозь смех( радостный оргазм)!..

Перекличка Паруса и Волков Высоцкого с Парусом Лермонтова; протестное обособление от застоя в обществе...

А, может быть, погрузился Белинский в Лермонтова, как Маяковский в Дон Кихота,- и не смог выбраться и освободиться...

Противоположность противоположности= рознь. Ab не = ba; как романтика поиска или роста не = фантастике внедрения... Тут есть другая последовательность составляющих( а именно,- ba).

Парадоксальная формула для чувств; ( Ленский — Татьяна) + Татьяна = Онегин...

Асимметрия мозга и различие функций правого и левого полушария даёт и практические выводы. Ко женщине с попытками охмурения лучше подходить с левой,- более чувственной,- стороны... Потому что у правшей левая рука = помощница.

Передняя линия,- фронтовая и боевая; задняя линия,- спокойная линия резерва...

Прибегая к животным аналогиям, алгоритм развития чувств выглядит так: заяц; и ёж и бык: волк; и лиса и лев...

Юмористы это сентиментальные критики...

Лиса и лев это центристы, по чувству.

Гиены это сексуальная аномалия матриархальности...

Я предпочитаю не осатаневших Христосиков, а крещённых демонов(: не Маяковских а Есенинов...).

Отрочество геройствует; юность хулиганит; зрелость юморит...

Боярский-мушкетёр остепенился; Ю. Антонов застрял на сентиментальной попсЕ; Малинин никак не вырастет из патетики романтического романса...

Волевая перспектива: прозаичная поэзия; обузданный Гаргантюа...

Челентано это европейский Элвис Прэсли...

Окуджава-Гоголь-Б. Гребенщиков- греческий певец Дэмис Руссос,- романтичные интонации гОлоса...

Цыганская пляска захватывает, разгоняясь, как собственный секс...).

Опасно смеяться над романтиками,- как над петухами,- обхаживающими кур...

В истории религии; упрощение религиозного ритуала от излишней экзальтации( от паданий на колени),- открыло дорогу протестантизму и прагматическому взгляду на жизнь в Европе...

Православие; при буйном обилии красок и оформлений,- прихожан держат на ногах чересчур долго(: нет бы в молельном зале скамьи для них поставить!..). Хотя сами попы не страдают от целибата и безбрачия!

Сентиментализм; идейно слаб. Хотя Блока и заносило от Прекрасной Незнакомки небесного цвета,- в патетику якобы сатанеющего Христа(: 12). А Кармен была у него только для отвода глаз...

Сюрреализм тоже криво-зеркален и выхватывает частичные под-истины, типа Типичности у Гоголя...

К юбилею Раневской,- её перехвалили. Хотя она отражала своей смесью настроений( от злобы до патетики) в голосе,- то время, в котором она жила. Эта пришибленная весёлость; этот наглый страх; эта натужная имитация смеха; и, в конце концов, это чрезмерное зазнайство(: красота = страшная сила...). Мужики в юбке,- советское правительство.

§ 2. Роды литературы. Или: Раскладка по Уму.( см. схемы сверху,- повыше!..).

Я расширяю наличие родов от 2-ух( эпос\лирика) до 8-ми:
Натурализм/Эпос\\ Золя или Слово о полкЕ Игоря...
Трагедия/ Романтика\\,- здесь и набросковая типизация. Маски рассказчиков... Осмысления образов. Но тут возможны и ошибки:  Гоголь посмеялся над Плюшкиным; а тот создал у себя дома -целый краеведческий музей!..
Лирика/Наука\\ Голые идеи. Авторское Я...
Драма/Фантастика. Образная мысль; лучше ступени,- осмысления образов.

Типическое это промежуточная истина; изобразительная гипотеза. На ступени поиска идеи-истины... Субъективная объективность( драма) присутствует и на стадии лиро-эпоса. Укрощение строптивой,- яркий пример избавления от заблуждений...

Для того, чтобы быть эпиком, нужно иметь бинокулярное зрение; и не иметь большого интереса к идеям и к познанию... Но чистая репортажность часто не художественна(: воспевание колхозных успехов).

Стройки века= сырой романтический материал... Иллюзия самостоятельности и свободы личности...

Лирики, наоборот, полностью абстрагируются от реальности.

Драмо-фантастика. Здесь идеи выражаются образно; их доносит до нас персонажи( один из которых обязательно прав,- иначе это было бы романтическое и поискОвое говорение).

Художнику,- гоголево; а мыслителю,- достоевсково!..

Хлебников; самый яркий представитель поиска новых слов; интуитивной романтики... Хотя фантастический футуризм, воплощение теорий,- более жизнеспособны.


§3. Добавив к умственной раскладке и чувственный расклад, мы будем иметь такую схему( см. схемы сверху,- пониже!..):


После средневековья и засилья религиозных текстов пришла эпоха Просвещения; и, поскольку литературных традиций почти не было, писателям и поэтам приходилось начинать почти с Нуля...

Маяковский поставил не на ту лошадку( иллюстрируя марксизм а не футуризм); и прогадал. «Безъязыкая улица всё ещё корчится во своих ямах и колдобинах»; а русский язык засупонен в тенетах отсталого склонения( и меньше,- спряжения)... Парадигмы слов и неточнЫ и неполнЫ. Иностранные займы только захламляют русский словарь.

Слова Маяковского( и подползают поезда лизать поэзии мозолистые руки) звучат теперь неоправданно-само-влюблённо. Ни одного нового предлога он в русскую грамматику не внедрил...

Хотя имя Хлебникова, напротив, останется навеки и светочем и маяком и образцом для подражания,- во среде будущих футуристов!..

Персонаж Лука намекал на раздачу сибирских земель крестьянам и на реформу Столыпина; и тут же немотивированно скатывается в гордыню Гордости за себя( и это мы слышим от бродяги!?.).

Романтизм активный,- приводит часто к гибели авторов( Байрон-Маяковский-Фадеев). Романтизм пассивный,-  прячется часто от яви во необычных местах(: Жуковский или Гумилёв,- в Африке...).

Твердолобость юнцов и юношеский максимализм, хороши, когда они временны. Воинственность старушек,- это уже аномалия...

Романтика песен у костра( как здорово, что вместе мы сегодня собрались) ниже по уровню, чем откровенные зэковские песни( окУрочка с красной помадой). Лирика это личностное; романтика = кучковата...

Хотя полезно для повзросления позаниматься боксом, чем проходить «школу» зоны. Достоевский сам прошел этап увлечения соц-идеями; но угроза смерти и ссылка переделали его.

Если бы Гамлет не устраивал трагедий, а хитро облапошил бы своего гада-дядю, то мог бы и сам стать королём...

...Рок-эн-рол должен был зародиться именно на Западе. Этот пафос созревшего му-,- простите за выражение,- чудака... Ярь матерных слов( f... yuu!!!). Половая широкая синусоида: Техно-музыки или отражение настроения автора,- из 9-ой симфонии Бетховена...

А, впрочем, тема Пола и Воли,- особенная. Оставим её для новой статьи...

Лиро-эпики = Пушкин и Гоголь. Пушкин, через фигуру Повествователя, часто комментирует судьбы героев( в "Онегине"...). Гоголь рисует, обобщая( в "Мёртвых душах")!..

Драма = смесь реализма и идеализма... Но чаще это Эпо-Лирика; где герои играют роли иллюстраторов идей. Формы бывают: как прозаические( Достоевский), так и поэтические( Грибоедов); Есть также и прозо-сценические( Чехов). И это всё есть переход к синтетическому этапу,- к Фантастике( к воплощённым идеям!..


(Схемы автора; дополнения возможны...).


Рецензии