Союзное государство Беларуси и России- юридическое
В соответствии с ним граждане России и Беларуси являются одновременно гражданами Союзного государства. Договору предшествовало подписание еще нескольких документов, среди которых важное место занимает Декларация 1998 г. Этапами интеграции России и Беларуси являются: заключение Соглашения между Россией и Белоруссией о Таможенном союзе 6 января 1995 г.; подписание Договора между Россией, Беларусью, Казахстаном и Кыргызстаном об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях 29 марта 1996 г.; подписание Договора об образовании Сообщества Беларуси и России 2 апреля 1996 г.; подписание Договора о Союзе Беларуси и России 2 апреля 1997 г.; подписание Устава Союза Беларуси и России 23 мая 1997 г.; подписание Декларации о дальнейшем единении России и Беларуси, а также Договора о равных правах граждан и Соглашения о создании равных условий субъектам хозяйствования 25 декабря 1998 г.; подписание Договора о создании Союзного государства 8 декабря 1999 г. В текстах Декларации и Договора не дается характеристик и признаков «союзного государства». Отмечается, что государства-участники сохраняют с учетом добровольно переданных союзному государству (СГ) полномочий национальный суверенитет, территориальную целостность и государственное устройство, Конституцию, атрибуты государственности, гарантии самостоятельности и независимости. Государства сохраняют свое членство в ООН и других международных организациях. Следовательно, речь не идет о слиянии России и Беларуси в одно государство и об утрате ими своей правосубъектности. Вместе и наряду с двумя государствами должно быть образовано новое государство, обладающее собственной правосубъектностью. Поэтому основным вопросом который предстоит решить, является определение формы СГ. Согласно договору Россия и Беларусь создают СГ, которое знаменует собой новый этап в процессе единения народов двух стран в демократическое правовое государство. Сегодня и в России, и в Беларуси предпочитают четко не определять государственно-правовую форму СГ: будет это федерация или конфедерация. При анализе подписанных документов к признакам федеративного государства следует отнести содержащиеся в Декларации задачи создания союзных государственных органов и соответствующих наднациональных органов управления, единой правовой среды для всех субъектов хозяйствования, формирования единого таможенного пространства, унификации гражданского и налогового законодательств, валютного регулирования и денежно-кредитной системы, формирования единого бюджета, проведения единой внешней политики, согласия в вопросах обороны и безопасности. В Беларуси в качестве правовой основы экономической интеграции двух государств выступает проведенный 14 мая 1995 г. референдум, на который был вынесен следующий вопрос: «Поддерживаете ли Вы действия Президента Республики Белоруссия, направленные на экономическую интеграцию с Российской Федерацией?». На поставленный вопрос 82,4% ответили утвердительно. Основное отличие разрабатываемой концепции от классической теории федерализма состоит в сохранении за обоими субъектами СГ суверенного статуса и отказе Союза от права самостоятельно определять свою компетенцию. Также следует отметить, что ориентирами, заданными в Декларации и Договоре, не предусмотрено создание органов государственной власти и управления. Речь идет о «союзных государственных органах», «наднациональных органах управления», «органах Союзного государства». Союз Беларуси и России перерос рамки международной межгосударственной организации, в качестве какового он был признан при регистрации в сентябре 1997 г. в Организации Объединенных Наций Договора о Союзе Беларуси и России и Устава Союза. Согласно требованиям конституционного (государственного) права и международного права, СГ не может быть межгосударственной международной организацией. Концепция о характеристике СГ как межгосударственной международной организации допустима лишь на исторически ограниченный период формирования Союза и лишь при определении правового статуса его органов. Следует уточнить, что на период формирования СГ его органы можно определять в качестве органов международной межгосударственной организации, осуществляющих деятельность по выполнению программы действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании СГ, который предусматривает, что граждане государства-участника являются одновременно гражданами СГ. Согласно Союзному договору исполнительную власть осуществляет Высший государственный совет Союза, в который входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств-участников Союза (ч. 2 ст. 34 Договора). В заседаниях Совета предполагается участие Председателя Совета министров, председателей палат парламента Союза и Председателя Суда Союза (ч. 3 ст. 34 Договора). Высший государственный совет возглавляет Председатель Высшего государственного совета Союза, которым поочередно являются главы государств-участников Союза. Решения Высшего государственного совета должны приниматься по формуле «одно государство - один голос» на основе единогласия государств-участников. Законодательную власть должен осуществлять парламент Союза. За годы своего функционирования (первая сессия Парламентского собрания Союза состоялась 12 июня 1997 г.
в г. Бресте) Парламентское собрание прошло путь трансформации от полной неопределенности его правового статуса (так, Договор об образовании Сообщества от 2 апреля 1996 г. в ст. 10 отказался определять статус Парламентского собрания, закрепив лишь положение, что Стороны учреждают Парламентское собрание, формируемое из равного числа парламентариев каждой из стран-участниц) через определение себя в качестве «представительного органа Союза» (ст. 22 Устава Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 г.) к осознанию потребности его поэтапного реформирования в законодательный орган - парламент Союза. Ст. 26 Устава обязывает государства-участники создавать условия для преобразования Парламентского собрания в представительный и законодательный орган, избираемый непосредственно гражданами Союза, - парламент Союза. Договор от 8 декабря 1999 г. предусматривает создание подобного органа. Однако документ не определяет времени проведения выборов в первый парламент Союза. Договор предусматривает создание двух равнозначных палат: Совета Союза и Палаты представителей. Если Совет Союза формируется из 36 депутатов, делегируемых соответственно Национальным собранием Республики Беларусь и Федеральным Собранием Российской Федерации, то Палата представителей избирается в ходе всеобщих выборов. Наибольшие споры вызывало на стадии подготовки документа распределение мест среди государств-участников Союза в Палате представителей. Белорусская сторона настаивала на соблюдении принципа паритета при формировании органов власти и управления Союзного государства, в том числе и Палат парламента. Впоследствии это требование было снято, и договором предусматривается количественный состав Палаты представителей в 103 депутата (75 от Российской Федерации и 28 от Республики Беларусь). Ныне одним из основных вопросов является ускорение работы Федерального Собрания Российской Федерации и Национального собрания Республики Беларусь по разработке избирательного законодательства по выборам парламента Союза. Судебную власть призван осуществлять Суд Союза. В декабре 1998 г. Исполнительный комитет Союза обратился к правительствам государств-участников с просьбой дать поручения министерствам и ведомствам двух государств по созданию совместной рабочей группы для подготовки проекта договора об учреждении Суда Союза. Во внешнеполитической сфере два государства выступают с единых позиций по большинству вопросов международной политики: как глобальных - проблемы расширения НАТО, повышения роли ОБСЕ, перспектив развития Содружества Независимых Государств, вопросов ядер- ных испытаний, так и региональных - урегулирования иракского и косовского кризисов, реализации идеи создания в Центральной и Восточной Европе свободной от ядерного оружия зоны и т. д. Однако эта деятельность не выходит за рамки координации внешней политики и взаимной поддержки. Возможность же заключения от имени Союза как единого субъекта международного права международных соглашений и договоров с иностранными государствами и межгосударственными объединениями, предусмотренная ст. 21 Устава Союза Беларуси и России, закрепляющей среди полномочий Председателя Высшего совета право ведения международных переговоров и заключения от имени Союза и с согласия Высшего совета международных договоров, осталась лишь перспективой, хотя Устав Союза закрепляет и некую процедуру их дальнейшего прохождения. В частности, ст. 23 устава среди полномочий Парламентского собрания упоминает «рассмотрение международных договоров, заключенных от имени Союза», которые,согласно ст. 20 Устава, утверждаются Высшим советом Союза. Договор об образовании СГ предусматривает международную деятельность Союза и возможность заключения международных договоров по вопросам, отнесенным к исключительному ведению СГ (ст. 17). Председатель Высшего государственного совета по поручению Высшего государственного совета ведет международные переговоры и подписывает от имени СГ международные договоры, представляет СГ в отношениях с иностранными государствами и международными организациями (ст. 36). Парламент Союза ратифицирует международные договоры, заключаемые от имени Союзного государства (ст. 40). Договор о создании СГ предусматривает, что после его вступления в силу по инициативе Высшего государственного совета парламент СГ рассмотрит проект Конституционного акта, призванного определить государственное устройство СГ, порядок проведения выборов в парламент Союза, проведения союзных референдумов, а также правовую систему СГ Однако эти требования, так же, как и целый ряд других важнейших решений, в том числе о выборах парламента СГ, о создании Суда СГ, о введении российского рубля в качестве единого платежного средства на территориях обоих государств (решение об этом было принято 14 ноября 2000 г.), остаются нереализованными.
Свидетельство о публикации №219020301705