Судьба гуманизма в современном мире

Итак, мы живем в эпоху постмодерна. Наше время является настолько  информационно насыщенным, что отдельному человеку все труднее найти себе тайм-аут и побыть в тишине наедине с собой. Массовая культура старается целиком отвоевать весь досуг у личности, создавая как можно больше развлечений. Мы чувствуем себя отчужденными и потерянными в этом мире, так как не чувствуем духовную связь с другими, не участвуем в культурных сдвигах и не способны повлиять на глобальные процессы. Нас охватывает чувство тревоги из-за того, что наша жизнь утекает и мы все никак не можем найти ее смысл, ощущая себя нереализованными и разделенными друг друга непробиваемой стеной. Эрих Фромм считал, что в массовом капиталистическом обществе человек духовно задавлен, он как бы становится товаром и продает себя на рынке: «Человек превратился в товар и рассматривает свою жизнь как капитал, который следует выгодно вложить. Если он в этом преуспел, то жизнь его имеет смысл, а если нет – он неудачник. Его ценность определяется спросом, а не его человеческими достоинствами: добротой, умом, артистическими способностями». В общем, несмотря на увеличение количества свободного времени и облегчения труда за счет автоматизации производства, человек так и не стал чувствовать себя свободным творцом. Люди уже не знают, чем бы занять себя в выходные, какие бы удовольствия выбрать  из тех, что им предлагает индустрия развлечений. Внутреннюю пустоту и тревогу от бессмысленности своей жизни люди стараются поскорее заглушить сериалами, видеоиграми, алкоголем, посещением разных концертов и тусовок, а также фанатичным уходом в спорт. Современный человек все никак не хочет осознавать ту бездну, которая в нем есть. Ему гораздо проще поверить различным псевдо-ученым, вещающим ему о социальном детерминизме, наследственной предопределенности и обусловливающими его поведение животными инстинктами. Личность все больше отчуждается от самой себя, не верит в свои возможности и готова ради беззаботной комфортной жизни отдать часть своей свободы. Но как писал анархист Бакунин, свободу нельзя отдать частично, не убив при этом ее целиком. То есть, заключая сделку со своей совестью и прогибаясь под требования социума, человек предает сам себя, уподобляясь как бы биороботу, автомату в массовом механизме общества.

Очень печально, что современные гуманитарные науки как-то пассивно реагируют на тревожные тенденции и разрушительные процессы, происходящие как в обществе, так и в отдельном человеке. На фоне информационной шумихи вокруг скандалов всяких знаменитостей или политических склок где-то в подполье слышны тревожные голоса отдельных свободных мыслителей. Даже академические философы, социологи и искусствоведы не бьют в колокола тревоги, словно ничего опасного и не происходит. Тот факт, что человек все сильнее отчужден от самого себя и от других, как то не особо поднимается в интеллигентной среде, не говоря уже о массовой аудитории. Люди гонятся за приобретением все новых вещей, а также за получением некого социального статуса и престижа в глазах окружающих.  Как писал философ Маркузе:  «В современном потребительском обществе не только и не столько государство, сколько труд и потребление, нескончаемая погоня за новейшими марками автомобилей, стереофонических комбайнов и холодильников является инструментом господства, мощными орудиями включения человека в варварство общественных связей». То есть, человек вроде бы считает себя индивидуалистом и свободным от идеологий, а на самом деле становится манипулируемым со стороны массовой культуры, маркетинга и «анонимной власти общества». В наше время человек в  борьбе за карьеру и «тепленькое место под солнцем» утрачивает свою человечность, подавляет совесть и голос разума. Красиво обустроенную в комфорте жизнь он считает признаком своей «успешности». При этом люди чувствуют себя внутри несчастными и неудовлетворенными, но никак не хотят признаться в этом ни окружению, ни даже самим себе. Пытаясь отвлечься от саморефлексии, человек постмодерна ищет себе все новые наслаждения и информационные контенты. Происходит отказ от свободы мыслить, от поиска своего пути. Николай Бердяев говорил, что свобода есть бремя и ответственность, а потому ее далеко не все готовы вынести, променяв все на мещанскую обустроенность и стабильность. Прогрессирующие технологии могут принести еще более изощренное рабство и тотальное отчуждение, если будет продолжаться дегуманизация нашего общества. Философия не должна молчать или погружаться в ментальные дебри в диспутах о прошлом. Задача философа не только понимать человеческую историю, но и видеть угрожающие тенденции современного мира. Одной из таких проблем является угасание человека-думающего, как это подметил Мартин Хайдеггер : «Усиливающаяся бездумность проистекает из болезни, подтачивающей самую сердцевину современного человека. Сегодняшний человек спасается бегством от мышления...». Массовое общество и технократизм несут в себе диктат над человеческим духом, нивелировку и стандартизацию, превращение каждого в взаимозаменяемую шестеренку огромного конструкта. Нужна новая волна гуманистической идеи, способной расшевелить пассивное общество и показать ему возможные перспективы, а также обратить внимание на внутренние проблемы отдельной личности.

Вперед! К Просветлению!


Рецензии
Я предлагаю живые игры. Организацию по типа Макдональдса по всему миру игровых центов, где бы могли играть все возрастные группы. В довольно просторных помещениях не футболы-воллейболы, а традиционные подвижные в основном игры с аниматорами. Это единственное средство от депрессий, интернет зависимости и одиночества

Виталий Зюзин   25.01.2021 23:23     Заявить о нарушении