Система спряжения в русском языке...

( Из опыта преподавания русского языка в школе...)

Когда я работал в одной из Новосибирских школ, я применил и эту схему по спряжениям глагола. Планом отводилось на это около 5-ти дней.

Благодаря моим схемам, я умудрился дать это всего лишь за 2-два дня. Логический квадрато-ромб( сокращённо,- кв-омб) объединял 1-ое и 2-ое спряжение.

Первое спряжение располагалось сверху; второе спряжение,- снизу.
( Справка из интернета: Глаголы I спряжения имеют окончания: ... – глаголы в неопределённой форме оканчивающиеся на -ить (кроме брить, стелить); – 7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть; – 4 глагола на -ать: слышать, дышать, гнать, держать, а также все приставочные глаголы, образованные от них.).

Формальное отличие особенно заметно во множественном числе 3-го лица у глаголов и у действительных причастий.
I спряжение(: суффиксы АТ-ЯТ, АЩ-ЯЩ): вид-ят, вид-ящий;
II спряжение(: суффиксы УТ-ЮТ, УЩ-ЮЩ): чита-ют, чита-ющий...
Легко запомнить по "алфавитной подсказке"( Э-Ю-Я: хотя тут счёт = наоборот: первое\второе спряжение). Удобство здесь, скорее, музыкальное... Гляжу- глядят: была бы лишняя палатализация( гляЖУт,- звучит более нелепо...).

По наклонным линиям располагалась временная цепочка, состоящая из 5-ти элементов. Например; читал-прочитал-читает-будет читать-прочитает...

Однако; слева на квомбе были действительные причастия; справа,- страдательные причастия. И между ними располагались деепричастия( прямые и возвратные) тоже в полной временнОй парадигме( делав-сделав-делая-бУдя? делать-сделая). При возвратных добавлялся суффикс -СЯ( делавшись-сделавшись-будя делаться-сделаясь).

Другой вариант использования этих промежуточных полей( слева-направо): возвратные причастия;; и,- причастия изменения состояния. Что было бы более логично.

В середине схемы,- по вертикали,- оставались ещё вакантные клетки, для экспериментального объединения двух склонений( см. на схеме!..).

Кроме того; по средней линии я использовал одну вакансию для глаголов состояния: белевший-побелевший-белеющий-будущий белеть-побелеющий!..

Во школьной тетради эта схема размещалась на развороте и на двух страницах. Одна из школьниц( 6 или 7 класс...) была настолько восхищена и впечатлена логичностью и богатством схемы, что на следующий урок она даже привела с собой свою маму.

Директор школы, наоборот, запретил мне проводить всякие эксперименты; и в конце учебного года уволил,- подальше от греха...

При объединении склонений, уже пишА футуристические стихи, я начал опираться на глагольные основы и отбрасывал устаревшие формы... Например; я придумал причастие Летещий...

Схема, сама по себе, имеет уникальный характер; и помогает развить диалектическое сложное мышление: как посерьёзнели глаза той умной и любознательной девочки-девушки!..

Эти логические квомбы я применял для анализа самых разных проблем филологии; от проблем языка до эстетики. И однажды я даже прочёл лекцию для повышающих квалификацию учителей в Доме Учителя в Новосибирске...

Эта схема, кроме того делает наглядным преимущество русской глагольной парадигмальной системы, в сравнении с западными языками. Хотя есть ещё в ней некоторые недоработки( унификация категории ВИДа: объединение двух типов спряжений в одно спряжение)...

На схеме испробован другой вариант 5-го типа времени( будет делать). Например; Делающий и БУ-Делающий. Хотя здесь я показал уже возможность создания другого варианта действительного причастия: Будущий делать- Сделающий... Такой вариант, как Будучи-делающим; это скорее относится к деепричастиям, так же как и вариант Будучи-быть-деланным.

Сложнее дело обстояло со страдательными причастиями; там это не так просто. Делаемый/ будет быть делаемым/ сделаемый!- А вот и выход...

Нужно уметь различать теперешнюю парадигму русского глагола(= описательный подход) и будущую парадигму глагола(= инженерно-футурный подход!). Вопросу( как избавиться от спряжений в будущем) посвящены средние полосы по вертикали. Уже упомянутый принцип( идти от основы неопределённой формы глагола) имел бы футурно такие парадигальные цепочки( предназначенные пока,- только для поэтов-футуристов):

Решавший-решивший; решащий; будущ решать-решищий( унификация форм во всех временах; и избавляние от существующей системы различного спрягания...).
Делавший-сделавший; делащий; будущий делать-сделащий( не для футуристов: сделающий).

Итак; не путайте временные рамки и поколенческие варианты парадигм!- А то и свихнуться на этом можно!..
Старому поколению, верхние и нижние варианты парадигм(: делавший-сделавший; делающий-будущий делать-сделающий. Или: ...решающий-будущий решать-? решащий).
А для будущего поколения,- радикальные изменения( показанные во предыдущем абзаце и на средних полосах по вертикали,- на схеме)!..

Не нравится мне и обобщённая форма пассивного причастия во прошлом времени. Хотя и образцы( деланный-сделанный; делавший-сделавший)= хороши и достойны для подражания. Но форма Решенный не выдерживает критики. Для футуристов предлагаю здесь я -варианты(: решанный-решинный). Ведь форма будущего времени здесь удачна( Решимый- не решимый). Звучит пока что необычно.

А форма Решенный останется для нас,- для старшего поколения!..

Вообще-то, взглянув на систему спряжения с исторической точки зрения, можно обнаружить, что суффиксы и окончания были когда-то( чаще всего) обозначением местоимений: с их пост-позицией после глаголов.

Например,  окончание -ЕТ произошло от китайского ТА, означавшего: Он-она-оно. Окончания -Ю\-У произошли от китайского же -ВО.

...Смысла в самом существовании спряжений нет. Но оно исторически сложилось так; а, с другой стороны, иногда спряжения имеют некоторое музыкальное удобство в произношении: чита-ют\гляд-ят...( иначе; было бы: Гляж-Ут). Что было бы неудобно... Привычка= великая сила.

Однако; Пред-постановка местоимений есть более прогрессивное явление. Понимание чего может нам помочь при упрощающих шагах по реформе русского спряжения. Реформы лучше всего проводить опираясь на поколенческие варианты; в рамках БуРуЯза( будущего русского языка). Что я и пытаюсь делать в стихах, с пометками: Футурно и Не для всех...


( Поправки и изменения возможны).


Рецензии