О советских поэтах-песенниках

Я, рожденный в первые послевоенные годы, считаю, что определенную роль в моем воспитании человека и гражданина сыграла советская песня.  Именно такие песни звучали по радио, когда в квартирах не было ни радиоприемников, и уж тем более телевизоров, только громкоговорители на стене в виде тарелки. Наряду с песнями гражданского звучания было много песен лирических, очень душевных. Первой песней, слова которой я запомнил, была незамысловатая песня со словами «В Москве, в отдаленном районе, 12 дом от угла, красивая девочка Тоня согласно прописке жила».  Я не знаю, почему мне запомнились эти слова, может, потому что в соседнем доме жила девочка Тоня на 2 года старше меня, с которой я ассоциировал героиню песни.  Это случилось в первом классе. Мне потом нравились многие песни, в том числе песня Курочкина из спектакля «Свадьба с приданным», который часто транслировался по радио.  Помните «хвастать, милая,  не стану, знаю сам, что говорю. С неба звездочку достану и на память подарю».  Фильм, снятый по этому спектаклю, я увидел уже тогда, когда появился Интернет, хотя он был снят в начале 50-х годов.

В начале 60-х годов моему отцу, как активному общественнику,  вручили талон на приобретение радиоприемника. Тогда у нас появилась возможность слушать пластинки. До этого патефона в нашей квартире не было. Одной из первых  пластинок, которая появилась у нас, была пластинка с песнями, исполняемая Владимиром Трошиным. Одна из песен была знаменитая «Тишина». Слова к этой песне написал малоизвестный поэт Виктор Орлов, а музыку -  мэтр среди композиторов страны Эдуард Колмановский.  А Владимир Трошин, артист театра, в те годы был очень популярным исполнителем таких лирических песен по радио, а также на «Голубых огоньках», которые я  впервые увидел в канун Нового 1965 года.

Помимо таких лирических песен часто звучали и патриотические песни. Одной из таких печен была «Хотят ли русские войны», написанная Эдуардом Колмановским на стихи Евгения Евтушенко.
Задумка написать песню, в которой выражались бы протест против войны и призыв к миру, возникла у поэта Евгения Евтушенко осенью 1961 года во время очередной его поездки за рубеж. Во время поездок по странам Западной Европы и Соединенным Штатам Америки ему неоднократно приходилось слышать один и тот же вопрос: «Хотят ли русские войны?» В том же году, вернувшись в СССР, Евтушенко показывает написанные им стихи композитору Эдуарду Колмановскому. Первоначальная музыка, сочинённая Колмановским, не понравилась её исполнителю, Марку Бернесу, после чего композитор создал новый вариант, который и стал окончательным.

Первое исполнение песни состоялось в 1961 году, накануне XXII съезда Коммунистической партии Советского Союза. Летом 1962 года в Москве проходит Международный конгресс за всеобщее разоружение и мир, на котором делегатам конгресса были вручены в качестве сувениров пластинки с записью «Хотят ли русские войны» на английском, французском, немецком и испанском языках в исполнении Георга Отса.

А вот как появилась еще одна песня, «Бухенвальдский набат», я хочу написать особо. 18 августа 2018 года исполнилось 100 лет со дня рождения Александра Владимировича Соболева, автора текста знаменитой песни композитора Вано Мурадели «Бухенвальдский набат». Александр – его литературное имя (псевдоним), а при рождении нарекли его еврейские родители Исааком. Это кажется невероятным, но почти за сорок лет существования и исполнения «Бухенвальдского набата» автором песни публично назывался и объявлялся только композитор. Да-да, сорок лет. Стихи и музыка «Набата» были написаны в 1958 году. Но лишь в 1997 году из статьи Марины Катысь в журнале «Огонёк» широкий круг читателей и слушателей узнал, что у песни есть поэт-соавтор, имя которого, наконец-то, стали публично называть и объявлять. Но к тому времени Александра Соболева не было на свете уже свыше десяти лет. Статья Марины Катысь об истории создания «Бухенвальдского набата» легла в основу всех последующих публикаций на эту тему. Возьму и я этот источник за основу, дополнив некоторыми деталями из последующих публикаций.

Летом 1958 года Соболев с женой Татьяной отдыхал в городе Озеры Московской области. В тот год в Германии состоялось открытие мемориала Второй мировой войны «Бухенвальд». Сообщение радио о том, что на территории бывшего лагеря смерти возведена башня, увенчанная колоколом, который должен напоминать людям о жертвах фашизма и войны, дало толчок к написанию стихотворения «Бухенвальдский набат». Уже через два часа после этого сообщения Соболев прочитал жене первые строки: «Люди мира, на минуту встаньте! Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон – Это раздается в Бухенвальде Колокольный звон, колокольный звон. Это возродилась и окрепла в медном гуле праведная кровь. Это жертвы ожили из пепла, и восстали вновь, и восстали вновь! Сотни тысяч заживо сожженных строятся, строятся в шеренги к ряду ряд. Интернациональные колонны с нами говорят, с нами говорят».

Соболев отнес эти стихи в «Правду». Там их не приняли. Тогда он принес стихи в «Труд». Там они понравились, и в сентябре 1958 года «Бухенвальдский набат» был напечатан. Автор послал его композитору Вано Мурадели. Уже через два дня Вано Ильич позвонил по телефону и сказал: «Пишу музыку и плачу… Какие стихи!» С только что написанной песней Мурадели пошел на радио. Но там песню встретили холодно. Художественный совет Всесоюзного радио «мягко упрекнул» уважаемого Вано Ильича за нетребовательность к тексту, а очень известный в то время поэт-песенник Лев Ошанин сказал: «Это же не стихи, а мракобесие: мертвые в колоны строятся!». Но как раз в то время шла подготовка к Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Вене. В ЦК ВЛКСМ, куда Соболев пришел с «Бухенвальдским набатом», его оценили как подходящий по тематике и «спустили» песню «к исполнению» в художественную самодеятельность. В Вене она была впервые исполнена хором студентов Уральского университета и буквально покорила всех. Это был триумф. Ее тут же перевели практически на все языки, и участники фестиваля разнесли ее по миру.

Однако на родине, в СССР, песня стала известна позднее, когда вернулась в документальном фильме «Весенний ветер над Веной». Теперь уже и здесь остановить ее распространение было невозможно. Ее взял в свой репертуар Ансамбль песни и пляски Советской Армии под управлением Александрова. Но вот загадка: как вспоминает вдова Александра Соболева Татьяна Михайловна, при исполнении «Бухенвальдского набата» имя автора стихов никогда не называли. И постепенно в сознании слушателей утвердилось словосочетание: «Мурадели. «Бухенвальдский набат». Как выяснилось много позже, попытки иностранцев встретиться с автором текста «Бухенвальдского набата» всегда пресекались «компетентными органами» с формулировками: автор «в данный момент» болен; либо – автор «в данный момент» отсутствует в Москве. Известен случай, когда во время гастролей Ансамбля песни и пляски Александрова во Франции к его руководству обратился один из благодарных слушателей, чтобы узнать, каким образом он может передать в подарок автору стихов легковой автомобиль. Присутствовавший при этом разговоре «человек в штатском» ответил: «У него есть всё, что ему нужно!» А Александр Соболев в то время жил в бараке, и улучшения жилищных условий не предвиделось.

Вот такую историю я прочитал об авторе стихов знаменитой на весь мир песни. Как она актуальна сейчас, эта песня, когда в мире сгущаются грозовые тучи войны, а страны НАТО пугают мир русской угрозой. 

Дальше я хочу остановиться на творчестве авторов стихов людей, который почему-то называют поэтами-песенниками, как будто их стихи могут исполняться только в виде песни. Нет, я лично так не считаю, это просто настоящие поэты, как тот же Сергей Есенин, многие стихи которого исполняются современными певцами как в жанре шансона, так и поп-исполнителями, такими, как Стас Михайлов.


Михаи;л  Матусо;вский родился 10 (23 июля) 1915 года в Луганске в еврейской семье, его отец Лев Моисеевич Матусовский был фотографом, мать — Эсфирь Михайловна Матусовская (урождённая Брукман, 1888—1952) — была домохозяйкой. Окончил луганскую среднюю школу № 13. Своей первой учительнице Марии Семёновне Тодоровой он посвятит впоследствии стихи «Школьный вальс», ставшие популярной песней.
По окончании строительного техникума в Луганске работал на заводе. В это же время начал печатать свои стихи в местных газетах и журналах.
В 1933—1934 учился в Донецком институте народного образования, но вскоре бросил его и уехал в Москву.
В 1939 году окончил Московский институт философии, литературы и истории имени Н. Г. Чернышевского (МИФЛИ. В том же, 1939 году он стал членом Союза писателей СССР.
После окончания МИФЛИ Матусовский продолжил обучение в аспирантуре по кафедре древнерусской литературы, где под научным руководством Н. К. Гудзия он подготовил кандидатскую диссертацию по теме «Очерки поэтического стиля древнерусских воинских повестей периода татарского нашествия на Русь». Однако на защиту диссертации, назначенную на 27 июня 1941 года, соискатель не явился: началась Великая Отечественная война, и он, получив удостоверение военного корреспондента, был уже на фронте. Профессор Гудзий настоял на том, чтобы защита прошла в отсутствие соискателя. Через несколько дней находившийся на фронте Матусовский получил телеграмму о присвоении ему степени кандидата филологических наук.

В годы Великой Отечественной войны Матусовский служил военным корреспондентом в газетах Западного, Северо-Западного, Второго Белорусского фронтов. Во фронтовых газетах систематически появлялись стихотворные фельетоны и частушки Матусовского. Первая его песня «Вернулся я на родину», созданная совместно с композитором М. Г. Фрадкиным, прозвучала сразу же после окончания войны.Член ВКП(б) с 1945 года.

Вот перечень песен на стихи Матусовского, которые прозвучали в кинофильмах:
• 1954  - «Верные друзья»
• 1954 — «Испытание верности»
• 1956 — «Весна на Заречной улице»
• 1957 — «Огненные вёрсты»
• 1958 — «Матрос с «Кометы»»
• 1958 — «Идиот»
• 1959 — «Солнце светит всем»
• 1959 — «Неподдающиеся»
• 1961 — «Академик из Аскании»
• 1961 — «Девчата»
• 1961 — «В трудный час»
• 1964 — «Весенние хлопоты»
• 1964 — «Тишина»
• 1968 — «Щит и меч» и во многих других.

Николай  Доризо родился 22 октября 1923 года в станице Павловской Краснодарского края. Литературную деятельность начал с 1938 года. Первый сборник стихов «На родных берегах» вышел в Ростове-на-Дону в 1948 году.
Был женат на эстрадной певице Гелене Великановой и приме Театра оперетты Вере Вольской.
Н. К. Доризо умер 31 января 2011 года в посёлке Переделкино Московской области.
Имеет правительственные награды:
• Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1981) — за стихи и песни последних лет, опубликованные в книгах «Пока деревья есть на свете» (1978), «Я сочинил когда-то песню»
• орден Трудового Красного Знамени
• орден «Знак Почёта»

Доризо сотрудничал со многими известными композиторами, в  результате появились всенародно любимые и узнаваемые песни:
• «Я о Родине пою» — муз. С. С. Туликова,
• «Песня о любви» («На тот большак…») — муз. М. Г. Фрадкина,
• «Мужской разговор» — муз. Н. В. Богословского,
• «Московские улочки» — муз. Н. В. Богословского,
• «Огней так много золотых» — муз. К. Молчанова,
• «Песня выпускников» — муз. Н. В. Богословского,
• «Взрослые дочери» — муз. О. Б. Фельцмана,
• «Песня Рощина» — муз. Н. В. Богословского,
• «От людей на деревне не спрятаться» — муз. К. В. Молчанова,
• «Помнишь, мама моя» — муз. Н. В. Богословского,
• «Песенка молодых соседей» — муз. А. И. Островского,
• «Кактус» — муз. А. Долуханяна,
• «Песня об одиноком друге» — муз. Н. В. Богословского,
• «Бабушка» («Спешит на свидание бабушка, бабушке сорок всего…») муз. Б. Терентьева,
• «Давно не бывал я в Донбассе» — муз. Н. В. Богословского,

Песни на стихи Николая Доризо звучат в фильмах:
• «Простая история»,
• «Увольнение на берег»,
• «Разные судьбы»,
• «Дело было в Пенькове»

Лев Ошанин родился 17 (30) мая 1912 года в Рыбинске (ныне Ярославской области) в дворянской семье. Отец, Иван Александрович, работал частным поверенным городского суда; мать, Мария Николаевна, — музыкальным педагогом. В семье было шесть детей — 5 братьев и сестра. Жили в собственном двухэтажном доме на Крестовой улице, а после его продажи снимали квартиру в доме № 4 на Мологской улице (ныне — ул. Чкалова).
Отец скончался, когда Льву было 4 года, и чтобы заработать на жизнь, мать была вынуждена устраивать благотворительные концерты. После 1917 года семья переехала в город Ростов той же губернии, Мария Николаевна возглавляла там первый детский сад.

С 1922 году Ошанины жили в Москве. После окончания восьми классов Ошанин работал токарем на чугунолитейном заводе, а затем экскурсоводом на выставке, впоследствии ставшей ВДНХ. Посещал рабочий литературный кружок «Закал», при поддержке которого издал свою первую книгу — повесть «Этажи» о школьных годах. Был принят в Российскую ассоциацию пролетарских писателей (РАПП). Стал публиковать стихи в «Комсомольской правде», «Огоньке», «Молодой гвардии».

После появления слухов о том, что под биографию Ошанина «копают», друзья посоветовали ему уехать из Москвы. В 1932—1935 годах находился в тундре на строительстве города Хибиногорска: работал на Хибиногорской апатитовой фабрике, затем директором клуба горняков, а после разъездным корреспондентом газеты «Кировский рабочий». Однако дворянское происхождение не давало спокойно жить и здесь — после доноса завистников Ошанина его изгнали из комсомола и уволили из газеты.

Лев Иванович вернулся в Москву, где в 1936 году поступил в Литературный институт имени А. М. Горького. Женился на литераторе Елене Успенской — внучке писателя Глеба Успенского, родились дочь Таня и сын Серёжа. Учёбу пришлось бросить.

Из-за плохого зрения Ошанин не был призван в армию, и даже после начала Великой Отечественной войны не смог стать военным корреспондентом. Вместе с семьёй он оказался в эвакуации в Казани, его супруга работала в эвакуированной туда же газете «Пионерская правда», но сам Лев Иванович устроиться по литературной специальности не смог. Затем семья оказалась в Елабуге. Там поэт Б. Л. Пастернак посоветовал ему вступить в Союз советских писателей, с членским билетом которого можно было попасть на фронт даже с плохим здоровьем. Ошанин, заручившись рекомендацией Пастернака, так и сделал. Он стал командироваться на передовую от Политуправления Красной Армии, работать в военных газетах, выступать перед бойцами. В 1944 году вступил в ВКП(б). В день начала войны, 22 июня 1941 года, из репродукторов на сборных пунктах звучала песня на написанное им ранее стихотворение «В бой за Родину», а после Победы И. О. Дунаевским на музыку были положены и стали песней его стихи последнего периода войны «Ехал я из Берлина». Осенью 1945 года на стихи Ошанина была написана знаменитая песня «Дороги».

Член правлений Союза писателей РСФСР в 1958—1990 годах и Союза писателей СССР с 1976 года.
До последнего года жизни вёл в Литературном институте им. А. М. Горького семинар для молодых поэтов. Наиболее известными поэтами из его студентов стали: Александр Бобров, Вадим Степанцов, Сергей Соколкин, Анатолий Приставкин, Елизавета Емельянова.
Умер 30 декабря 1996 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Награжден правительственными наградами:
• орден Ленина (29.05.1987)
• орден Октябрьской Революции (28.05.1982)
• орден Трудового Красного Знамени (05.06.1962)
• орден «Знак Почёта» (02.07.1971)
• Сталинская премия первой степени (1950) — за цикл стихов и песен к кинофильму «Юность мира»
Наиболее известные песни на стихи Льва Ошанина
А у нас во дворе (цикл песен). Музыка А. Островского
1. А у нас во дворе есть девчонка одна
2. И опять во дворе
3. Я тебя подожду
4. Спустя три года (Вот снова этот двор)
5. И все сбылось и не сбылось (Детство ушло вдаль)

А я вижу... Музыка А. Островского
Ах, Наташа! Музыка В. Шаинского
Баллада о русских мальчишках. Музыка А. Новикова
Бирюсинка. Музыка Э. Колмановского
Будут гореть закаты. Музыка О. Иванова
В белых просторах. Музыка М. Фрадкина
Веришь — не веришь. Музыка А. Островского

Михаил Танич Родился в Таганроге. «Дед по отцу был набожным евреем-ортодоксом… Он постоянно молился…». Существовала семейная легенда о том, что дед хорошо знал Шолома-Алейхема и «будто бы именно у него во время погромов в Одессе сгорела доверенная на хранение библиотека уехавшего в Штаты писателя». Михаил учился в таганрогской средней школе № 10.

Отец Михаила Танича — Исаак Самойлович Танхилевич (1902—1938) — был красноармейцем во время гражданской войны, в девятнадцать стал заместителем начальника мариупольской ЧК, затем, окончив Петроградский институт коммунального хозяйства, — начальником управления коммунального хозяйства Таганрога; расстрелян по сталинским спискам с обвинением в хищении социалистической собственности в особо крупном размере (6 октября 1938). Мать тоже была арестована, и четырнадцатилетний Михаил поселился у другого деда, её отца — бывшего главного бухгалтера металлургических заводов Мариуполя Бориса Траскунова, теперь в Ростове-на-Дону. Аттестат о среднем образовании Танич получил 22 июня 1941 года. Член ВЛКСМс 1942 года.

В мае 1943 года Михаил был призван Кировским райвоенкоматом Ростовской области в Красную Армию. Учился в Тбилисском артиллерийском училище. С июня 1944 года в действующей армии. Старший сержант, с августа 1944 года — командир орудия в составе 168-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка 33-й отдельной Черкасской истребительно-противотанковой артиллерийской бригады на 1-м Прибалтийском и 1-м Белорусском фронтах. Прошёл путь от Белоруссии до Эльбы. 27 декабря 1944 года был ранен; по словам самого Танича, едва не был похоронен заживо в братской могиле после тяжелой контузии. За боевые отличия награждён орденом Красной Звезды (приказ 92-го стрелкового корпуса от 29.01.1945 № 06) и орденом Славы III степени (приказ войскам 51-й армии от 19.05.1945 № 129/н).

В наградном листе с представлением к награждению орденом Красной Звезды от 18 января 1945 года указывалось: «В бою за Клауспуссен 12.01.45 г. орудие сержанта Танхилевич под сильным артиллерийским огнём пр-ка уничтожило 2 пулеметные точки и 2 блиндажа. В оборонительных боях при Приэкуле 27.12.44 когда весь расчет Танхилевича вражеским снарядом был выведен из строя, командир орудия Танхилевич несмотря на ранение и контузию не оставил орудия покамест не была оказана помощь всем пострадавшим, уйдя от орудия последним…»

В наградном листе с представлением к награждению орденом Славы III степени от 12 февраля 1945 года указывалось: «…26.01.45 г. поддерживая пехоту, расчет находился в штурмовой группе прорыва обороны пр-ка, находясь в боевых порядках пехоты. Расчету была поставлена задача — разбить ДЗОТ, мешающий продвижению вперед. Орудие тов. Танхилевича было выдвинуто на 150 м от ДЗОТ’а. Огневая точка была уничтожена. Во время боя был убит к-р взвода, тов. Танхилевич принял на себя командование и выполнил поставленную задачу взвода».

В городе Бернбурге, вскоре после Победы, 21-летний Михаил познакомился с молодой немкой Эльфридой Лане. Не женился на ней, хотя закон, запрещающий браки с иностранцами, был принят только через два года. В начале 1980-х, приехав в ГДР, хотел встретиться с Эльфридой, но та жила в ФРГ. Танич встретился с её тётей, бывшей владелицей того ресторана, где он и познакомился с Эльфридой; тёте он подарил пластинку с песнями на свои стихи.

После окончания войны поступил в Ростовский инженерно-строительный институт, окончить который не успел, поскольку в 1947 году был арестован по статье 58-10 УК РСФСР (антисоветская агитация). В дружеской компании он сказал, что немецкие радиоприемники и автострады лучше советских; один из услышавших это донёс на него. Танич же был «полон надежд и планов, просто здоровья, впереди — вся жизнь с её тысячей вариантов».
В тюрьме, а потом в лагере (в районе Соликамска, на лесоповале) Танич провел полученные им шесть лет. Затем имел 3 года поражения в правах.

Через много лет он сказал в телеинтервью: «Я отсидел 6 лет в одном из самых жутких сталинских лагерей за какую-то ерунду, за анекдот, слово. Сначала злился, а потом понял: правильно меня посадили. Государство имеет право и должно себя защищать».

После освобождения жил на Сахалине и работал мастером в «Строймехмонтаже». Не будучи реабилитирован, не мог поселиться в Москве, хотя там жил его двоюродный брат. Публиковал в местной прессе свои стихи под фамилией Танич.

Быстро развёлся с первой женой Ириной, которая, по его признанию, не ждала его, как Пенелопа, пока он «мотал свой лесоповальный срок». В тридцать три года женился на восемнадцатилетней Лидии Козловой, с которой познакомился на вечеринке. Она спела под гитару, подобрав подходящие мелодии, две песни на его стихи, назвав «нашим поэтом» и понятия не имея, что автор находится рядом.

Тогда же, в 1956 году, Танич был реабилитирован. Супруги переехали в Орехово-Зуево, а через некоторое время — в Железнодорожный. Первый сборник стихов вышел в 1959 году. В начале 1960-х стала очень популярной его песня, написанная в соавторстве с композитором Яном Френкелем — «Текстильный городок», которую исполняли Раиса Неменова, Майя Кристалинская. С Френкелем Танич встретился в коридоре «Московского комсомольца». Танич писал, что не знает, как сложилась бы его судьба без этой встречи. В дальнейшем нашёл и других соавторов-композиторов, среди которых были Никита Богословский, Аркадий Островский, Оскар Фельцман, Эдуард Колмановский, Владимир Шаинский, Вадим Гамалия. Совместно с Юрием Саульским поэт написал шлягер «Чёрный кот», ставший своеобразной визитной карточкой Танича (чёрный кот фигурирует в видеоклипах «Я куплю тебе дом» группы «Лесоповал» и «Узелки» Алёны Апиной). Вместе с Левоном Мерабовым Танич написал песню «Робот», с которой дебютировала на радио совсем ещё юная Алла Пугачёва.

Как вспоминает вдова поэта Лидия Козлова, когда после прослушивания Юрия Антонова в Союзе композиторов его подвергли «мощной обструкции маститые композиторы тех лет», присутствовавший при этом Танич не выдержал и сказал: «Что же вы издеваетесь над человеком? Его песни поёт вся страна, а вы пытаетесь изобразить его бездарным! Ну, если вы такие умные, сядьте за рояль, покажите, как нужно сочинять!». «После этого», как говорит Козлова, «Антонова „клевали“, но уже поменьше»]. Совместно с Антоновым Танич написал только две песни, но «Зеркало» называл одной из самых любимых, а другим же их общим хитом — «Не забывай» («Мечта сбывается») — Антонов любит завершать свои концерты.

Одной из самых любимых своих песен Танич называл и написанную совместно с Серафимом Туликовым патриотическую песню «Объяснение в любви». Он полностью отвергал конъюнктуру и долго шёл к этой серьёзной теме.

Уроженец Сахалина Игорь Николаев, приехав в Москву, часто бывал в доме Танича и его жены Лидии Козловой, на чьи стихи написал свой первый хит «Айсберг». Сотрудничал он и с самим Таничем; основой хита «Комарово» стало стихотворение из подаренного поэтом сборника.

В 1985 году Танич помог Владимиру Кузьмину, который благодаря песне на его стихи впервые выступил в конкурсе «Песня года». В середине 1980-х Танич стал сочинять стихи для самых популярных тогда композиторов, Давида Тухманова и Раймонда Паулса. Он хотел помочь и Александру Барыкину, который со своей группой «Карнавал» первым записал совместную песню Паулса и Танича «Три минуты». Но песня, видимо, не нравилась Барыкину; он спел её без каких-либо эмоций. И известными «Три минуты» стали в исполнении Валерия Леонтьева. Игорь Саруханов снял свой первый видеоклип на собственную песню «Парень с гитарой», автором стихов которой был Танич. В 1991 году он написал стихи к песне Александра Малинина «Новая звезда», которую вместе со всеми звездами исполнил 6-летний Ваня Попов.

В дальнейшем Танич сотрудничал с Алёной Апиной, которую поэт считал «своей певицей», как и Ларису Долину, с композитором Русланом Горобцом, Аркадием Укупником, Вячеславом Малежиком, продолжал своё давнее сотрудничество с Эдитой Пьехой. Организовал группу «Лесоповал», лидером которой был композитор и певец Сергей Коржуков, трагически погибший в 1994 году. Группа получила второе рождение через год благодаря новому солисту Сергею Куприку и композитору, аранжировщику, мультиинструменталисту Александру Федоркову, хотя, по мнению некоторых, она дискредитировала Танича.

Михаи;л  Но;жкин (род. 19 января 1937, Москва, РСФСР, СССР) — советский и российский актёр театра и кино, поэт, поэт-песенник, музыкант, Народный артист РСФСР (1980), Член Союза писателей России.
Родился в семье Ивана Петровича (1906—1961), участника Великой Отечественной войны, и Клавдии Гавриловны (1910—1988) Ножкиных. Окончил строительный техникум Моссовета. В 1961 году окончил Театральную студию эстрадных искусств Московского театра эстрады, в том же году был принят в труппу.
В кино начал сниматься с 1967 года, дебютировав в музыкальном фильме «На два часа раньше». С 1973 года — член Союза кинематографистов СССР.

На мой взгляд, Михаил Ножкин один из самых недооцененных поэтов-песенников. Он автор текстов песен к нескольким кинофильмам («Золотые рога», «Финист — Ясный сокол» А. А. Роу и другие). Сочиняет также музыку на свои стихи. Получили широкую популярность песни на его слова — такие, как:
• «Бессмертный полк» (1975 год);
• «Последний бой».   Исполнена автором впервые в киноэпопее «Освобождение» и теперь звучит каждое празднование Дня Победы 9 мая.;
• «Снова быт, или как я женюсь»;
• «А на кладбище всё спокойненько»;
• «Открытое письмо другу Васе, с которым учился в одном классе»;
• «Школьные частушки»;
• «Дело было вечером»;
• «Последняя электричка»;
• «Девчонка-проказница»;
• «Честно говоря»;
• «Я люблю тебя, Россия». Замечательная патриотическая песня;
• «Образованные просто одолели»;
• «Под городом Ржевом»;
• «Разведка ГРУ». Считается гимном всех разведчиков, как военных, так и закордонных;
• «Как же так, господа офицеры. Песня о роди офицеров в настоящей истории России;
• и другие.
С 1995 года — член Союза писателей России. С 2015 года — почётный член Союза писателей ДНР.
За свою плодотворную деятельность получил очень много наград.
• Орден «Знак Почёта».
• Заслуженный артист РСФСР (04.09.1974).
• Заслуженный деятель культуры Польши (1975).
• Народный артист РСФСР (23.04.1980).
• Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1982) — за сценарий документального фильма «Ради жизни на земле».
• Орден преподобного Сергия Радонежского III степени (РПЦ, 2001).
• «Большая литературная премия России» СП России, премия «На благо России» (2007) — за многолетнее служение отечественной литературе.
• Орден Почёта (30 марта 2007) — за заслуги в области культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность].
• Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (28 июля 2011) — за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность.
• Орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени (РПЦ, 2012) — «во внимание к трудам по сохранению духовно-нравственных ценностей в обществе и в связи с 75-летием со дня рождения».
• Премия ФСБ России номинация «Музыкальное искусство» (2014) — за цикл авторских песен о работе сотрудников органов безопасности и личный творческий вклад в патриотическое воспитание российских граждан.
• Орден преподобного Серафима Саровского I степени (5 февраля 2017) — «во внимание к трудам, направленным на утверждение традиционных ценностей в отечественной культуре, и в связи с 80-летием со дня рождения».
• Медаль «За особый вклад в развитие Кузбасса» I степени.

Я не стал писать о других поэтах, которые пишут тексты к популярным песням, хотя можно было бы упомянуть Илью Резника, Леонида Дербенёва, Игоря Шаферана. Или Виктора Пеленягре, автор текста  хита «Как упоительны в России вечера».  Но вот большинство современных авторов пишут песни-однодневки, какой-то набор рифмованных текстов, ничего более, без намека на смысл. Но даже их я бы не отнес к категории поэтов-песенников. И уж тем более к поэтам.


Рецензии