Рассуждения о жизни в экстремальных условиях

И снова Иванов пришёл в гости к Загнобину. Сидели они в тёплой комнате и болтали, на улице стоял сорокоградусный мороз. Загнобин сидел на своей койке, а Иванов расположился в кресле.

- Загнобин, кто такие босяки? - спросил Иванов.

- Сложный вопрос, - усмехнулся Загнобин. - О босяках писал Максим Горький. Босяки были бездомными, бесправными бродягами. Самый известный босяк - это Челкаш.   

- И босяками любят называть себя зэки, - сказал Иванов. - А Челкаш асоциален.   

Загнобин посмотрел на него иронически:   

- Другие бы тоже хотели признаться, что они босяки, но боятся, что их признают асоциальными. Они боятся потерять работу, боятся других последствий. Зря они боятся признать себя босяками, ведь кроме асоциального Челкаша был ешё и Коновалов, который только и делал, что работал, просто он был бездомным.   

- А зэки? - спросил Иванов.   

- А зэки сравнения с Челкашом не боятся.   

Мороз был крепкий, он покрыл узорами стёкла. Загнобин между тем продолжал:   

- Впрочем, бездомность и бесправность существовали всегда. А почему, например, живушие в общежитии не считаются бездомными? Общага очень напоминает ночлежку в пьесе "На дне". А ещё общага очень напоминает жилище зэков, только у свободных людей кровати в один ярус, а у зэков - в два.   

- Ну это неверно, - сказал Иванов. - Насмотрелся ты, Загнобин, дурацких фильмов. Знающие люди мне рассказывали, что существуют жилища для зэков с одноярусными кроватями, и наоборот, существуют общежития для свободных людей с двухярусными кроватями. Учти это, Загнобин.   

 И Загнобин задумался, переваривая полученную информацию. Но долго промолчать Иванов ему не дал и снова задал вопрос.   

- Загнобин, а как ты относишься к зацеперам? - спросил он.   

- Зацеперы - это люди с низкой социальной ответственностью, - сказал Загнобин. - Они подвергают свою жизнь ненужному, бессмысленному риску, причём по собственной воле. Экстрима им, видите ли, захотелось! Так настоящие экстремалы не поступают. Наша человеческая жизнь и так полна разнообразными препятствиями и опасностями, которые нужно преодолевать. Только и слышишь: там закрыли школу, там закрыли ФАП. И заметь себе, Иванов, всё это делается против воли людей. Так что о зацеперах не хочу я слышать.   

Тут Иванов и Загнобин оба замолчали и погрузились в невесёлые раздумья. И Загнобин знал немного больше о зэках и о жизни в экстремальных условиях, чем полагается знать нормальному человеку. Его предки приехали в этот город из Магадана в 53-ем году. Они хотели обрести здесь родину и дом. Они хотели здесь жить и работать. Но не всегда у них получалось устроиться, город встретил людей недружелюбно. Ну а сейчас эти давние традиции получили своё продолжение.   

   


Рецензии