Голубая Надежда. Игры Богов ч. 39

Ценная бандероль стоимостью в один доллар
 Blue Hope/Голубая Надежда
Игры Богов

Магия прядения и ткачества

 "...руце своя простирает на полезная, локти свои утверждает на веретено"
(из летописи XII века)

 Женская прялка аналогична оружию мужчины. Неудивительно, что  даже Афина держит в одной руке копьё, а  в другой - веретено. Веретено было предметом особой заботы владычицы города Афины, получавшей в день праздника,  посвящённого ей,  одеяние, вытканное афинскими девушками из знатных семей.
  Каждый год новая туника, а лучше две или три -  о чём мечтают не только простые земные женщины, но и богини. Сами богини, конечно, умели прясть, вязать и вышивать. Это занятие было любимым, но  у каждой свои дела, которым приходилось отдавать иногда слишком много времени.
"Пусть ткут ткачихи, вышивают и вяжут кружевницы,  шьют швеи", - так считала Афина. -  Это Фригг прядёт судьбы, ткёт полотно жизни. Пусть. А когда я рукодельничаю, пусть весь мир подождёт! Лишь бы потерянная нить не была последней!"
  Мудро? Еще как!
 "Мудр тот, кто знает не многое, а нужное"
(Эсхил)
   Ткачеству покровительствали во все времена. Так хеттская царица передавала  искусной  ткачихе шерсть двух овец, чтобы соткала она одеяния  (1) по образцу тех, что носят в шумерском городе  Мари.(2)
  Ткацкое мастерство требует работы как рук, так и разума. Чтобы сделать полотно, женщина должна мысленно создать план того, что она будет делать, а затем методично создавать ткань, нить за нитью,  ряд за рядом, узор за узором. При этом придаётся особое значение предвидению, планированию,  мастерству и терпению. (3) Особенно терпению, ведь прясть, ткать, шить или вышивать - на это нужно время. За это время мысленно представляешь, что получится, то есть изделие в целом, будь то нить, ткань, платье или кружево.
   Потому неудивительно, что именно пряхи создают судьбы мира. Прялка является тем же для Фригг, как молот для Тора или копьё Одина.
Я - мать всех богов,
И знаю их я будущее, но спрятан сей
Секрет в груди моей навеки.
(Мэтью Арнолд)
  При христианстве  Фригг соответствовала св. Люции. Она тоже пряха и наказывает нерадивых работниц - тех, кто не прядёт в течение года. Ведь каждая девица на выданье должна уметь прясть пряжу. Наказывает св.Люция и тех женщин, кто прядёт в праздники.
  В Дании праздник св. Люции отмечается 13 декабря, и эта ночь считается временем предсказаний.
  В Швеции Люси -  хорошенькая девушка, между часом и четырьмя часами ночи одевается в белое платье с красным шарфом и в короне с девятью свечамии будит мужчин, угощая их  своим напитком - глюгом. (4)
   В других случаях это бывает всего лишь кофе и печенье.  Современные язычники соотносят этот обычай с праздником Остары - подательницы света и жизни. (5)
" И вот пришла она - Весна и ведьмы празднуют Остару"
(Алтарь Остары)

Прялка лет

Ты, небо, -прялка лет. Не хлебом кормишь, нет,
Так хоть прядешь-то - что? Как рыба я раздет.
Вот прялка женская хоть двух людей одела б,
Та - с делом кружится, о, небо - прялка лет!
(Омар Хаям)
   Созвездие Пояс Ориона шведы называли "Прялка Фригг". В Норвегии сохранилось поверье, что в пятницу нельзя  делать определенные вещи, чтобы не навредить ткачихам в их деятельности.
   В Нижней Саксонии Фрау Хольда, седовласая старуха с большими зубами, портила работу ленивых прях и поощряла работящих.
"Лучшее лекарство от безделья - постоянный и честный труд"
(Мигель де Сервантес Сааведра)
  В старину самая обычная картина в деревенском доме: женщина у окна с прялкой. Вращается веретено, сплетается тонкая нить.
  Ни одна женщина не мыслила жизни без прялки. Всю промозглую осень, долгую зиму девушки пряли, прерываясь только на Рождественские праздники.
В избушке, распевая, дева
                прядёт,
И зимних друг ночей,
Трещит лучина перед ней.
(А.С.Пушкин)
  В последний день Масленицы девушки и женщины катались с ледяной горы на донцах (6) прялок. Это было увлекательным праздничным гаданием. Какая девица дальше уедет, у той длиннее лён уродится.  Если же бедняжка, скатываясь  вниз, упадёт с прялки, то до осени не доживёт.
  На Рождество и на Святки прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан, чтобы их духи не заплевали.
   У восточных славян пуповину новорождённой девочки перерезали на прялке или веретене. Через прялку передавали новорождённую крёстной матери. 
   Личную прялку никому не давали взаймы, даже подруге! Одолжишь - случится беда - пожар или на пасеке погибнут пчёлы.(7)
   Сломать прялку - плохая примета: попадётся плохой муж или злая свекровь. Но у работящей девушки прялка становится оберегом.  Первую прялку дарит отец дочери. Она охраняет её от "нехорошей" любви, от злой встречи, от сглаза и порчи. Поэтому прялку брали с собой даже на работу в поле.
  На Русском Севере, если парень написал на прялке девушки своё имя, значит он сделал ей предложение. А в подарок на помолвку жених дарил невесте новую, обязательно сделанную своими руками и нарядно украшенную, а старую, родительскую ломал.

Колесо прялки

   Колесо прялки стало колесом времени. Понимание цикличности процессов в природе оказалось просто объяснить посредством вращающегося колеса -  рождения, жизни и смерти, а символ круга означал солнце, вечность, образы Бога и мира, как точки отсчета.
"Не загадывай надолго, будь в надеждах осторожен:
Колесо судьбы коварно, поворот любой возможен" 
(Насир Хусрави)
  Колесо символично и цифре 0 - замкнутый круг, беспредельное, начало и конец, символ абсолюта.  Математики майя обозначали 0  и бесконечность, так как этот знак означал не ноль в европейском понимании слова, а "начало", "причину". Счёт дней месяца в календаре майя начинался с нулевого дня, который назывался Ахау.

Узоры на прялке

   Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд. Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок. (8)
    Узоры на прялке связывали человеческую жизнь с мифическим актом ткачества мироздания. В восточно-славянской культуре центральная часть прялки, с которой соприкасалась кудель, часто украшалась знаками-символами солнца и суточного круговорота. Колесо крутится - солнышко по небу катится,  жизнь-нить прядется.(9)
   Практически у всех народов мира нить ассоциируется с нитью жизни, судьбы. Прервалась нить, прервалась жизнь. Слово "веретено" и "время", не просто однокоренные слова, по сути это слова почти синонимы. Вращение веретена отражает движение времени.
Время -
С кем тебя только не сравнивали!
Время -
Может быть, Хронос и вправду велик?!
Время -
Что для тебя люди, боги, миры?
Вредно
Знать до начала исходы игры.

На вечном, до скуки привычном пути
Сизиф рядом с камнем не виден почти.
Эпохи внушительное колесо
Толкает секундная стрелка часов.

Время -
В вечном параде шагают века.
Бренность -
Не оправдание для слизняка.
Бремя
Экклезиаста в руинах утрат.
Вредно
Камни разбрасывать и собирать.

Секунда - значительна участь твоя,
Песчинка, но дрогнут весы Бытия,
На сцену, времен полномочный посол,
Вступает секундная стрелка часов. (10)
  Показательно, что  определенный отрезок времени так и назывался "пряжей",  то есть велся  "бабий счет по пряже".
  Аналогичные знаки-символы содержатся в Библии. "Так, пророк Исайя вопиял в своей предсмертной молитве: "… я должен отрезать подобно ткачу жизнь мою; Он (Господь) отрежет меня от основы", т. е. перережет концы нитей, которыми ткань прикрепляется к стану. (11)   
   И сам образ челнока символизирует быстротекущее время: "Дни мои бегут скорее челнока, - говорил о своих страданиях пророк Иов, -  и кончаются без надежды". (12)
"Надежда прекрасна, отчаянье тоже прекрасно. Но тот, кто может разделять их поровну, еще прекрасней"
(Сюдзи Тэраяма)
   У  славян  с языческих времён Макошь или Мокошь с дочерьми Долей и Недолей пряли судьбу человеческую.  Выражение "связать свою судьбу" с кем-то или чем-то свидетельствует о том, что  судьба была некогда вполне вещественной "нитью".
  Не случайно и изображенная на иконе Богородица, держит в руках нить красной пряжи с клубком и веретеном, символизирующие зарождающуюся жизнь и предстоящее бытие,  получив "благую весть" от архангела Гавриила:
"..ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь ему имя: Иисус". (13)
 Славяне считали: льняная нить, которой перевязывали ("повивали") пуповину младенца, накрепко, на всю жизнь "прививала" к нему его Долю  - маленькое Божество личной судьбы.
Она нити прядет,
В клубок сматывает,
Не простые нити - волшебные,
Изтех нитей сплетается
Наша жизнь -
От завязки - рожденья
И до конца,
До последней развязки - смерти.
("Книга Коляды")
   Мокошь представлялась  как женщина с большой головой и длинными руками, прядущая по ночам в избе. Соответствующие поверья запрещают оставлять кужель (кудель, вычесанный и перевязанный пучок льна, изготовленный для пряжи), "а то Мокоша опрядет"; по другой поговорке, "Мокуша стрижет овец". (14)
   К числу прядущих, шьющих домашних духов относится и Мара. В русских поверьях она иногда  принимает  облик курицы, мыши или змеи,  чаще представляется  маленькой старушонкой. Подобно другим духам, она появляется лунной ночью. Это призрак, привидение, наваждение.
  О  маре рассказывают, будто она сидит на печи и прядет по ночам пряжу, что-то шепча и подпрыгивая. Ее же видят за самопрялкой. Мало того, мара сама может принять  вид колеса. Иногда она путает и рвет кудель, пряжу, что также служит определенным знаком-символом - прерываает жизнь человека. Именно мара  забирает покидающую тело душу...
  В русских народных сказках девушки ткут и роняют в колодец веретено или клубочек. (15) Злая мачеха отправляет падчерицу за ними. Ей приходится прыгать в колодец. Там или старуха, или  Баба-яга задаёт девушке работу - прясть:"Садись покуда ткать".
  А  та от нее убегает, но путь Бабе Яге преграждает "река широкая-широкая".
  В таджиксих фольклорных традициях  сказка, рассказывающая о ткачихе в колодце, читается во время обрядовых женских собраний, устраиваемых в честь покровительницы ткачества и прядения Биби Се-Шамбе - "госпожи Вторник". 
   Часто  мифические существа носят  имена, связанные с названиями других дней недели. Так, в Средней Азии  кроме Биби Се-Шамбе (госпожа Вторник)  встречается Биби Чор-Шамбе (госпожа Среда), а у турок - Першамбе-Кары (Женщина-Четверг). Одним словом, каждый день недели эти Шамбе  так или иначе связаны с прядением либо ткачеством.
  И не случайно связи мифической, сказочной  рукодельницы с определенным днем (сутками). Выясняется, что слово "сутки", будучи однокоренным с глаголом "ткать", обозначает "то, что соткано".(16)
  После принятия христианства  прядению покровительствовала Параскева - Пятница. (17)  Параскева Пятница имеет параллели с прядущими пряжу судьбы мойрами,  норнами и  с хеттскими искусными ткачихами, которые держат в руках веретена и ведут счет годам царя.
  Двойником Параскевы оказалась баба Середа, которая, так же как и Пятница, покровительствует рукоделию: помогает прясть и белить холсты. Схожи с этими персонажами и украинские Нички - мифические женские существа, прядущие ночью, особенно по пятницам, оставленные бабами кудели. Культу Пятницы соответствует в украинской же традиции и почитание Недели (воскресенья), также связанной с прядением
  Параскева - Пятница женщина строгая и налагала запрет на  купание детей и прядение в пятницу.  Иначе называлась Льняницей, Льнянихой. Параскеве Пятнице были посвящены 14 и 28 октября по старому стилю -  в церкви на эти дни приходится память Параскевы Сербской и Параскевы Иконийской. В эти дни не пряли, не стирали и не пахали, чтобы "не запылить Параскеву и не засорить ей глаза". Считалось, что в случае нарушения запрета она могла наслать болезни.
   Также у славян существовало сказание о двенадцати "главных" пятницах (Пятничный календарь), когда требуется строгий пост.
  Наиболее благоприятным временем для прядения и ткачества считался Великий пост. Согласно поверьям, все изготовленное в эти дни будет тонким и ровным.
   К работе этого рода приступали осенью, после окончания уборки урожая, и старались завершить её к весне, к началу нового сельскохозяйственного цикла.
   Наши прапрабабушки трудились буквально не разгибая спины: например, для того, чтобы в одиночку соткать за шесть месяцев три холста по 50 м длиной, нужно проводить за ткацким станком по двенадцать-пятнадцать часов в день. А чтобы спрясть нитки из одного пуда (то есть 16,3 кг) подготовленного волокна, требовалось ни много ни мало девятьсот пятьдесят пять часов усердной работы…
   Конечно, хозяйка дома физически не могла справиться со всем этим без помощи невесток и дочерей. Действительно, воспитание девочек было направлено не в последнюю очередь на то, чтобы вырастить из них "тонкопрях".  Перевязывая пуповину новорожденной девочки на веретене,  старались, таким образом, уже с первых минут жизни магически "привязать" её к будущему занятию. О том же говорит и обычай, сохранившийся у соседей славянских племён - карелов: когда маленькая девочка в первый раз засмеётся, ей подносили веретено. (18)
   Характерно, что различными рукоделиями девушки занимались на беседах и вечеринках (посиделках), которые так и назывались супрядками. Именно здесь, где программировалась судьба, они в основном и готовили себе приданое.
Не губи ты жизнь бездельем -
Занимайся рукодельем!
Шей, вяжи - не унывай,
Или гладью вышивай.
(ВКонтакте  Анюта Орлянских)
  Прядение считалось в крестьянском быту настолько важным занятием, что даже избы делились на "пряху" и "непряху". Если печь располагалась при входе справа от двери и ее устье было обращено к окну, к свету, то такая изба считалась "пряхой".
   В избе - "непряхе" печь помещалась слева от входа. В ней пряха сидит в иной позе: ее правая рука обращена к стене, а не к свету от окна, причем ей трудно пустить по полу веретено на большое расстояние.
Сакральным *занятием представлялось и ткачество.
* Сакральный - связанный с религиозным обрядом; ритуальный.
  И даже обычное прядение веретеном, на прялке и другое рукоделие - вязание, шитье, вышивание, имеющие повсеместное распространение в крестьянском быту, также имели некогда определенный магический смысл:  "Девка прядет, а бог ей нитку дает".
    Вместе с тем, согласно болгарским поверьям, прясть и ткать научил людей сам Господь. А в украинской традиции прялка считается даром Божиим, врученным еще Еве. Как ниспосланный от самого Господа дар, стоящий в ряду с "Духом Божиим, мудростию, разумением, ведением", осмысляется в Библии умение "составлять искусные ткани" и вышивать "по голубой, пурпуровой, червленой и виссонной  ткани". (19) 
 Отсюда используемое в обиходной речи выражение "работать по вдохновению".
Вышивание - древних славян ремесло,
И душою я в нем растворяюсь,
И становится снова на сердце тепло,
Когда пялец привычно касаюсь.(20)
  Рукодельницы - пряхи, ткачихи, вязальщицы, кружевеницы  по сути дублируют магические действия мифических существ. Чаще всего в качестве прядущих выступает домовой или доможириха в севернорусской традиции.
"Вот я раз ноцью выйтить хотела, встала, смотрю, месяц светит, а на лавки у окоска доможириха сидит и все прядет, так и слышно нитка идет: „дзи" да „дзи", и меня видала, да не ушла". (21)
   Домовуха - дух дома в образе женщины средних лет. Низенькая, толстенькая, будто кадка, она поддерживала порядок и лад в доме хорошей хозяйки, помогала ей в разных хозяйственных делах, присматривала и качала детей, давала им какие-то волшебные травы, когда те болели, и с ее помощью дети быстро поправлялись. Нерадивых и нечистоплотных хозяек домовуха, чистенькая и аккуратненькая, страшно не любила и оттого часто мстила им, подбрасывая в приготовленное такой хозяйкой блюдо травук сурепку. А некоторы ее виды весьма токсичны.
  Тогда в этой семье случались ссоры и скандалы. Любимой едой домовухи была вареная картошка с молоком или квасом. По праздникам она разговлялась* салом. Ела домовуха не слишком много, хотя бдительная хозяйка утром подмечала, что в чугунке на несколько картофелин стало меньше и молока в кувшине убавилось. Угощение домовухе не выставляли: она сама была за хозяйку и брала все, что хотела. (22)
* разговляться - позволять себе какое-либо лакомство впервые после длительного перерыва, воздержания или лишения.
   Тайный смысл действий, связанных с различными рукоделиями и их атрибутами, известен лишь "знающим" людям, колдунам, знахарям".
   Тайные знания - "хитрости" хранились в традиции веками. Во все времена колдуны и колдуньи преследовались. Так  в 1710 году в Каменецкий городской суд была подана жалоба на жену священника Бабиженко. Священник Ставицкий изобличал "колдунью". Она, угрожая смертью его жене, прошлась несколько раз у их дома, потряхивая веревкой.
   А в 1742 году  в Дубенском суде слушалось дело П. Я. Янушевской. Суть обвинения: "Ответчица, запрятав веретено, перевязанное красной лентой,  в целебные травы, незаметно освятила его в церкви. Это веретено она собиралась употребить в своих колдовских целях".(21)
   Колдуны или знахари занимались осознанными и целенаправленными манипуляциями, "действом" с куделью, пряжей, нитью, веревкой, с разными изделиями из них или же атрибутами рукоделия. Аналогичные действия совершали и исполнители магических  обрядов.
   Вот одно из святочных гаданий: прядут "наопак" (наоборот) две нити (одна для жениха, другая - для невесты) и пускают их недалеко друг от друга в воду, налитую на сковороду. Если нити сойдутся вместе и "завьются",  влюбленные соединятся брачными узами, и наоборот, если нити разойдутся - свадьбе не бывать. Отсюда выражение "связать свою судьбу".

Мы расслабляемся в тиши
Нет в нашем мире ни души
И отступит от меня ненастье,
Когда вышью я кусочек счастья…
(из Интернета)

(1)  Мифы древности - Ближний Восток Немировский Александр Иосифович
"Кура и Барама" history.wikireading.ru/
   Хетты жили на территории Малой Азии во II тысячелетии до н. э. Они создали сильное Хеттское царство, по могуществу  соперничащее с Египтом.
(2) Мари - город-государство, существовавшее на берегу Евфрата в Сирии в III—II тыс. до н. э. Самый западный из городов Шумера. Руины - городище Телль-Харири около современного города Абу-Кемаль -  впервые исследованы археологами из Лувра в 1933 году. Практически нетронутый царский архив Мари был перевезён в музеи Дамаска и Алеппо. Многие артефакты из Мари экспонируются и в Лувре
(3)  Фольклор: Фригг - супруга Одина, вещая жена и Всадиница Дикой Охоты folkler.ru/skazki
(4)  Шведский глюг
Для приготовления 1 литра  в большую кастрюлю поместите: вино сухое красное 350 мл, коньяк 0.5 л, гвоздика 6 шт., кардамон 3 шт., корица (палочки) 5 см, изюм без косточек 60 г, миндаль  10-12 шт., сахар 200 г. минус  1 ч. ложку. Медленно доведите до кипения, затем проведите зажженной спичкой над поверхностью жидкости, чтобы поджечь ее, и сразу посыпьте сахаром. Через 15 секунд сбейте пламя, накрыв кастрюлю крышкой. Подавайте горячим в маленьких бокалах с несколькими миндальными орехами и изюминками в каждом.
(5) Остара или Эостра -  древнегерманское божество, которое связывают с приходом весны и пробуждением природы. Имя Эостры (Остары), в рамках этой концепции, носил месяц апрель в древнеанглийской и старогерманской традиции. Ряд исследователей возводит её к общеевропейской богине рассвета.  Немцы называли апрель ostermonat.
  Праздник Остара обычно отмечают на весеннее равноденствие, часто используя при этом традиционную пасхальную символику.
  Первым высказал предположение о существовании этой богини нортумбрийский монах Беда Достопочтенный (673-735). Таким образом он пытался объяснить английское название Пасхи (англ. Easter), разительно отличающееся от названий этого праздника в европейских языках.
  В Германию название Пасхи (нем. Ostern) было принесено вместе с христианством англо-саксонскими миссионерами, такими как святой Бонифаций.
(6) "Веретено и прялка" автор Лиза Чёрная опубликовано на сайте lizi-black.com  Школа Лизы Чёрной 13.09.2016
(7) донце прялки - широкая короткая доска с образом  овальной формы на переднем конце, где крепится выступ для гребня. Если гребень был из клёна, то донце, желательно из  осины
(8) "Русские прялки и обрядовость связанная с прядением" на сайте perunica.ru
(9) читайте: Магия прядения на сайте witchmirror.ru
(10) опубликовано в Контакте  Дариной Олефиренко
(11) Книга пророка Исайи. XXXVIII. 12
(12) Книга Иова. VII. 6)
(13)   Евангелие от Луки. 1.30- 32
(14)  В.В.Иванов Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 4: Знаковые системы культуры, искусства и науки М. Языки славянских культур, 2007, с. 395-405
Двоеверие: Вяч. Вс. Иванов. Мотивы восточнославянского язычества и их трансформации в русских иконах - Энциклопедия культур
ec-dejavu.ru ›
(15)  русская народная  сказка "Девушка в колодце"
(16) Согласно разысканиям Л. В. Савельевой
(17)  Святая Параскева Пятница - воплощение дня недели — Пятницы. У восточных славян святая считается целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья.
(18) "Мы - славяне! Прядение и ткачество" Семенова Мария Васильевна
(19) Ветхий Завет. Исход. 35. 31-35
     Пурпур - краситель различных оттенков от багряного до пурпурно-фиолетового цвета, извлекавшийся из морских брюхоногих моллюсков - иглянок. Секрет утерян. Только в 1990-х годах удалось обнаружить рукопись из Флоренции на тосканском диалекте с более полным описанием древнего процесса крашения индиго.Процесс производства и крашения пурпура был полностью восстановлен.
      Червленая ткань - багряного, цвета крови. Наряду с пурпуром багряница обозначала в Библии цвет дорогостоящих тканей и одежд. В Библии багряница подразумевает собой не столько краситель, сколько окрашенные им ткани (червлёная шерсть и пр.), которые использовались прежде всего при устройстве святилища и изготовлении утвари для него.
       Виссон - тончайшая ткань, белая, реже золотистая. Драгоценная ткань древности, употреблявшаяся для одежды первосвященников, царей, фараонов, центурионов и патрициев, в неё заворачивали мумии фараонов. Неоднократно упоминается в исторических источниках, в Священном Писании. Египтяне, иудеи, римляне, византийцы носили виссон: такая популярность объяснялась высочайшим качеством этой материи, её легкостью, тонкотканностью и прочностью. К примеру, пару перчаток из виссона можно сложить в скорлупу грецкого ореха. Состав - вопрос спорный.  Материалом часто называют лён, либо нить, выделяемую некоторыми видами моллюсков.
   Есть мнение, что изначально виссоном называлась именно льняная или хлопчато-бумажная ткань.
(20) Стихи про рукоделие на сайте club.osinka.ru
(21)  Алексей Востряков "Рукодельницы: магия прядения, вязания, плетения"
на 13vainamoinen.livejournal.com
По материалам книги:
Криничная Н. А. Русская народная мифологическая проза: Истоки и полисемантизм образов. Том второй: Былички. бывальщины, леген¬ды, поверья о людях, обладающих магическими способностями. — Петрозаводск: Карельский научный центр РАН. 2000.
(22) Записано А.У.Лукшой в Молодеченском районе (северо-запад Минской области Беларуси), ФА БГПУ им. М.Танка.


Рецензии