Иван Филиппович Черепанов

    Уважаемые читатели! Спасибо, что зашли на мою страницу. Пишу для многочисленных родственников. Будет ли Вам интересно, я не знаю.

   Моя ветвь идёт от старшего сына Филиппа Черепанова – Ивана Филипповича, рождённого в Быстром Истоке. Он – мой прадед. Рос, помогал отцу по хозяйству, был трудолюбивым парнем. Когда достиг совершеннолетия, пришло время жениться. В жёны подбирали ему девушку из семьи кержаков староверов. В Быстром Истоке таких не оказалось, поэтому сватов послали в село Верх-Ануйское. Сосватали в жёны Стремилову Агриппину – девушку из зажиточной семьи Стремиловых. Мать Агриппины приехала с родителями в давние времена в Верх-Ануйское. Они были переселенцами из мест, где находится сейчас Украина (здесь просматриваются наши украинские корни). Она вышла замуж за русского парня Стремилова. У Стремиловых было пять детей: Агриппина, Оксана, Мария, Анна и сын Василий. Стремилов Василий – брат Агриппины - работал при Советской власти  в райкоме комсомола в Быстром Истоке.

 Агриппина была крепкая девушка, маленького роста и очень трудолюбивая. Моя мама, Екатерина Михайловна – внучка Ивана Филипповича была похожа внешностью на свою бабушку, Горпену. У Ивана Филипповича Черепанова и его жены Агриппины  было пять детей: Иуда, Михаил – мой дед (1881 г.), Акулина, Елена, Иван. Все их дети родились в селе Быстрый Исток.

Из переписи жителей Быстрого Истока (1917 год): Иван Филиппович Черепанов – старожил (11 членов семьи, 4 лошади, 4 КРС, 2 овцы, 3 свиньи). Семья жила в своём доме около речки Исток. Дальше идёт в переписи информация о его сыне Юдае. Иуда Иванович Черепанов – старожил (5 членов семьи, 1 надел пашни).
 
 Семья староверов была большая. Все жили сначала в одном доме. Филипп – отец Ивана - построил сыну большой дом, поэтому в нём места хватало всем. Я видела этот дом один раз, но уже после того как его перенесли на новое место в Быстром Истоке. Он стоял перед селом, если ехать со стороны села Верх – Ануйское. Мы с тётей Марией Михайловной шли мимо этого дома с центральной фермы, она сказала:  "Вот наш дом. Пойдём, зайдём! Посмотришь, где мы жили.".

На веранде стоял парень. Тётя познакомила меня с ним. Это оказался наш родственник, Валентин Черепанов. Постояли, посмотрели друг на друга. Навыков в общении не было в то время, говорить не о чём было. Зашли в дом. Запомнились две большие комнаты, место для просторных полатей тянулось над русской печкой. В другой комнате – два окна, перед ними стоял стол. Кто-то сидел за ним. У стен стояли большие и прочные скамейки. Люди толпились вокруг женщины, сидевшей за столом. В доме предков находилась совхозная контора.
 
А до того момента, как появилась здесь контора, в доме Ивана Филипповича Черепанова, ушедшего уже в Мир иной, жили другие люди. В Быстрый Исток приехала семья Александра Вогнеруб. Мой дед, Михаил Иванович Черепанов, продал им этот дом и купил для своей семьи домик меньшего размера. Деньги нужны были на одежду для детей, а их родилось уже семь в семье. В колхозе за работу писали колхозникам трудодни в течение лета, рассчитывались зерном осенью, после уборки урожая. Случалось так, что  иной год был неурожай зерновых культур. Но нужно было сдать зерно  государству. Потом колхоз оставлял семена для посева на следующий год, а уж остаток  распределяли на трудодни колхозникам. Мама вспоминала о том, что семьи колхозников голодали. После Нового года есть уже было нечего. И  что-либо продать, чтобы купить обувь или одежду, не получалось. Много лет спустя Александра Вогнеруб поставили работать  председателем колхоза им. Молотова, в селе Верх-Ануйское.

Мама родилась в доме Ивана Филипповича, и здесь же позднее родились дети Александра Вогнеруб. Меня свела судьба с его дочерью, Раисой Александровной в городе Мариинске, в Кузбассе. Мы с ней работали в одной школе. Она вела математику в старших классах, а я учила обучающихся (так сейчас называют учеников) немецкому языку. Трагически оборвалась её жизнь – током убило, когда она мокрая в ванной хотела воду подогреть кипятильником, придя домой с первомайской демонстрации.

Из рассказа мамы: "Старшим сыном в семье Ивана Филипповича был Иуда.
  – Но почему сыну дали такое имя? – спросила я её.
  – Когда в семье кержака Ивана Филипповича Черепанова родился мальчик, Таинство Крещения провели по своему староверческому обряду.  Староверы – не были христианами. У них свои порядки при крещении детей. Они были против церкви, в которой служил поп, поэтому в церковь сына крестить не понесли. Но проблема была в том, что метрики нужно было выписать новорождённому в церкви.
 
Пришёл Иван Филиппович к попу за метриками сыну. Поп сказал, что некогда ему выписывать, так как он уезжает куда-то и назначил день, в который нужно было придти, чтобы получить свидетельство о рождении. А сам никуда и не уезжал. Всё же на виду у людей было. Прошло больше месяца. Пришёл Иван Филиппович в назначенный день и сказал, какое имя нужно написать сыну. Поп выписал метрики, проигнорировал желание отца, записал в метриках совсем другое имя – Иуда Иванович Черепанов.

И как отец не просил, как не уговаривал попа, чтобы тот сменил записанное им имя сыну, поп не согласился. В отместку Ивану, предки которого не были христианами, не поклонялись еврейскому богу, записал имя Иуды. Так поп отомстил за то, что он игнорирует христианскую церковь, быстроистокский священник пригласить его специально в день Иуды. Сказал Ивану Филипповичу: "День Иуды  сегодня, поэтому твой сын будет Иуда Иванович". А что было делать? Таким образом, произошло отмщение староверам за непослушание, за непризнание поповской церкви.

Повлияло ли это имя на дальнейшую судьбу ребёнка? В семье мальчика называли Юдай. Рос среди других своих братьев и сестёр в многодетной семье, помогал родителям в ведении крестьянского хозяйства. А когда подрос, женили его на Дарье Никифоровне. Молодожёны жили сначала в семье отца. О их жизни я написала очерк "Потомки Иуды Ивановича Черепанова".

Шли годы. Подросли дочери Ивана Филипповича и Агриппины. Елена Ивановна Черепанова вышла замуж за Соколова и  уехала в село Завьялово. У них родились два сына: Алексей и Василий. Акулина Ивановна жила с мужем, Иваном Душкиным, в большом доме и недалеко от родительского. В Быстром Истоке братья Душкины были известны тем, что являлись хорошими строителями. Многие добротные дома были построены их руками. Вот и для своего племянника, Ивана,  они выстроили на берегу Истока большой рубленый дом – пятистенок. У Ивана и Акулины здесь родились четверо детей: Роман, Лука, Арина, Мария. Дом простоял там более ста лет. Давно в нём живут чужие люди. Нижние брёвна дома заменили на новые, и стоит теперь обновлённая постройка, но уже по улице Партизанская.
 
После того как дочери Ивана Филипповича ушли жить в семьи мужей, в доме остались три женатых сына со своими детьми. Все они жили вместе с  родителями в одном доме. Так заведено было у староверов кержаков. Улица, на которой стоял дом, сейчас называется Красноармейская.

Сын Ивана – Михаил взял в жёны дочь Садчиковых. Родился сын Андриан. Семья отделилась и жила в своём доме. Но через несколько лет мама Андриана умерла. Михаил с сыном вернулись жить в семью родителей. Рано овдовев,  Михаил Иванович Черепанов женился второй раз. Он взял в жёны девушку из села Верх-Ануйское, лет на тринадцать моложе себя. Седых Варвара Егоровна  работала горничной у купца Королькова. В семье Ивана Филипповича пошло пополнение. У Михаила и Варвары родились в этом доме Григорий, Михаил, Екатерина, Татьяна. Рос Андриан – сын от первой жены Михаила.

  Но до начала войны с Германией в этом доме родились ещё внуки Ивана Филипповича: Георгий, Владимир, Николай, Константин, Ефросинья – дети Иуды Ивановича и Дарьи Никифоровны. И вот вся эта орава детей находилась в одном доме. Спали на полатях, кто на русской печи. Старшие помогали по хозяйству родителям, другие нянчились с маленькими братьями и сёстрами.

Младший сын – Иван не спешил заводить детей. Ездил в гости к женщине, в село Верх-Ануйское. Но в жёны её не взял. Большей частью выбирают мужчины себе в жёны девушек, чьи родители обеспечивают им хорошее приданое. Вот и привёз Иван Иванович в дом отца Татьяну Михайловну. Здесь родились у них две дочери: Евдокия и Зинаида. Мама вспоминает: 
  «Жили мы в большой семье. У моего деда, Ивана Филипповича, было три сына. У Юдая было трое детей в то время, у Ивана – две дочери, у моего отца нас было четверо, дедушка с бабушкой и три снохи –  семнадцать человек. Было большое хозяйство. Работы всем хватало. Девять человек детей. Старшим из них тоже находилась работа. Григорий очень любил лошадей, кормил их. Андриан помогал отцу. Другие дети тоже работали; кто-то  люльку качал, кто-то за малыми братьями и сёстрами присматривал, когда взрослые были заняты сенокосом или, когда в огороде работали.
 
В 1914 году началась война с Германией. Три сына Ивана Филипповича: Мой отец, Юдай и Иван были отправлены на фронт. Вот бабы работали и дед: пахали землю сами, сеяли на поле хлеб и траву косили, заготавливали сено на зиму. А тут и зима не за горой, так готовили дрова для зимы. За стол садились четырнадцать человек, а то и больше, когда дочь деда, Акулина,  приходила со своим «выводком».  Тогда только было слышно, как деревянные ложки, выструганные моим отцом,  стучали по чашкам. Вкусно было всё, что бабушка Горпена  подавала на стол. А подавать-то особенно нечего было. Что бабы припасут на такую семью?! Вот так и жили  с Божьей помощью – помогали Бог да добрые люди. Большого труда составляло прокормить всех в то время, когда все три сына Ивана Филипповича защищали Отечество во время Германской войны. Все трое вернулись домой невредимые».


Рецензии
Эта глава очень документально насыщенная.Мемуарная. Нонфикшн.

Юрий Николаевич Горбачев 2   13.04.2021 06:55     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.