На берегу рюкзак не тянет

ЭдвардВашгерд (Э2рd)

Серия ДЮПГ
Детско-юношеская популярная геология
«Ох, чудны бубны за горами…»
Русская пословица,
а скорее неизвестная пестня
«Клятва умному страшна,
а неверному смешна»
Русская поговорка

На берегу рюкзак не тянет
Фантазийное повествование о геологии. По мотивам известных многим событий начала ХХI века. Все термины, определения и факты –совпадения, и/или бред автора.
Север учит думать быстро, - условия там уж больно экстремальные, - суровые прямо-таки, по-нашенски ежели сказать… Даже животные на Севере имеют иные совсем навыки и привычки, - хорошие, да и не очень. Сказочные Северные олени, к примеру, гоняются за леммингами копытными аки шелудивые коты, пожирают птенцов и яйца, и всё живое попадающееся на их пути. Травоядные, что с них взять? СЕВЕР! Тундара вокруг однако тут… Или, к примеру, хищные, плотоядные моржи в море Лаптевых, Харитона и Димитрия… Так уж устроен НАШ МИР – ЦИРКУМПОЛЯРНАЯ ОБЛАСТЬ ЗЕМЛИ...
Во-первых, Север, это прежде всего Дорога. Всегда новая. Редко знакомая и добрая. На дорогу не загадывай! Всякое в пути может случиться… СпросиТундровика,  ЛЮБОГО: Как мол  проехать?
«ТУТА РЯДОМ, (Да тут недалеко…), - Неделю на полдень ехать, потом направо повернёшь… и через два дня приедешь…».– Всё просто. И не важно, на оленях ты едешь, или на вездеходе… Мышление такое. Чувство больших пространств.
Любая Дорога и дурня злого доброму научит. В Дороге домашние мысли не годятся! Так вот гласят пословицы Великого Русского Народа, да и многих, многих, других Народов, думающих по-Русски… Американцы мыслят иначе, вспомните О. Генри с его Акулой-Додсоном и дорогами, которые выбирают нас…
Во-вторых, Север, это Созерцательность, Неспешность. - «Север торопливых не любит…». – Заявил мне как-то на борту опробуемой им выработки легендарный Саша Гаврилов,  присаживаясь покурить, когда в МОЮ разведочную траншею пошла вода. Вот так…
А пережди-ка пургу с месяцочек в палатке, или, даже, в балке, или подожидайся вертушки месяца полтора-два, а то и весточки из дома, при полном непрохождении радиосвязи месяца в два. Бывает…
Вот потому-то и устают Северяне в огромных городах. Они людей видят! Каждого. Смотрят. Запоминают. А людей вокруг – Миллионы. И никто, никому НЕ НУЖЕН…

- Садись прямо к столику и пиши… Что хочешь… Только с формулами, - Процедил сквозь зубы Епифан, всей кожей спины ощущая в Златоглавой тонкую, липкую, холодную струйку последних денег, утекающих у него по спине, прямо по позвоночнику. – Они друг друга, для вида конечно, знали плохо.
В холле Московской гостиницы, недалеко от единственного столика со специальными отраслевыми журналами сидели как раз те, кто им был сегодня нужен: чванливые, в общем неглупые, но природно-жадные, изощрённые и замороченные, - годные, но необученные «манагеры», масквачи. Зато приближённые к деньгам, - большим деньжищам.С пелёнок ещё взалкавшие Их власти – тельца златого. В этой гостинице останавливались обыкновенно те, кто и таскал в Первопрестольную каштаны из огня, да в полымя,ярко светящихся московских финтов. От понтов чужих Москва не раз горела… На этот раз они поджидали Александра АндреичаКотофеева – весьма заслуженного геолога, прошедшего дым и Крым Дорог разных, - от туристических и геологических, до старательских и бандитско-бизнесменских. Если в старании он ещё, что-то понимал, Людей Добрых видел, то бизнесмен из него был никудышный. Это и понятно. Непримиримо разные это люди: настоящий геолог и реальный пацан-бизнесмен. Просто небо и земля, лёд и пламень, вода и камень, и протчая, протчая, протчая…
Московская коридорная власть откровенно не знала, чем себя занять, а Мишаня, наморщивший высокий лоб и что-то писавший в свой объёмистый блокнот, с формулами, естественно, как ему и посоветовал бывалый полукровка Епифан, представлял для них неподдельный художественный интерес. «Коридорные», от нечего делать, конечно же разглядывали всё вокруг, от трещин на потолке, до сосредоточенно работающего «на коленке» Михаила Ивановича Топтыгина. Бесконечно долго, без устали, человек может смотреть только на три вещи: Огонь, Воду и Работающего Человека…
Выглядел Мишка по-пролетарски умственно:Крупный мужик. Наморщенный лоб на костюме, рабочем, но вполне ещё. Сбитый набок недорогой галстук. Без часов. Плохонько, но сносно начищенные туфли.И изгрызенный, простой карандаш за ухом. Ему на вид было чуть за сорок. Простой, без наворотов, старенький телефон лежал перед ним. Провинциал перелистывал блокнот.
Раздался телефонный звонок. Без модной сегодня полифонии, а самый-самый простой, Советский ещё, из прошлой жизни. Звонил шустрякФаня, его кореш по прозвищу Чума. Звонил издалека, - из соседнего помещения, и задавал совершенно идиотские вопросы, в которых он разбирался «верхолётом», то есть совсем поверхностно, без работы над собой, нахватавшись у Мишаниумных слов и названий:
«Тагамиты, Зювиты, Коптокластиты, 3-5 зёрен на карат, - это Ерунда, Ювелирные? – Тоже есть, Цильпепсами надо? Термохимией! В оранжевом спектре, Да-Да, простой отсадкой и фоторентгенспектральными методами, Жировая-то не идёт пока чё-то, Астроблема… 160 х180 километров, Да-Да, глубина экскавации достигала 10 километров… Попигай, Дагой, Маяк… Балаган, Россоха-Тордоха… Алмазы. Это даже не совсекретно!». И так далее, и тому подобно, и прочебесподобно. Обалдеть просто…
Слух у человека избирателен, как у собаки. Да и у всех живых существ, пожалуй, тоже. Помните «философию» в «Стране глухих»? Точно так случилось и в холле этой самой особенной гостиницы в центре Белокаменной: У маскваческих манагеров, поджидавших «Гуру отечественной геологии» Андреича-Котофеича, враз обострился слух, тем паче, что простодырыйМишаня, проживавший при дизелях тундровых, говорил явно не шепотом. МихалИваныч положил трубу и наморщив лоб продолжал свои высокие экзерсисы за низким столом. Один, видно самый молодой из компании «потенциальных инвесторов», прошёлся чуть ли не по вытянутым, длинным ногам залётного гостя, чтобы заказать шефу тройной «Эспрессо»…
Вернувшись на место, он заговорщически склонился к уху более старшего по званию «товарища» и что-то стал ему втирать в уши очень горячее, огненное, как Эспрессо, и, видимоархиважное. Хамелеонские, золотые очки этого представителя московских экзотов в дорогущем костюме ничем не выдавали направления его взгляда, было бы в холле темно он давно уже, первым, выстрелил бы в Северянина своим языком.  Ключевые кодовые слова «Алмазы – Попигай – Россоха» включили его алчно-нейро-лингвистическую программу. Тем более, что «Молодой», ни хрена не поняв ещё, через плечо разглядел у «Аборигена» в блокноте просто чудовищные формулы с логарифмами и дробными корнями, а также крупно выведенное и многократно обведённое им в глубочайшей задумчивости на листке в клеточку: «АПРОКСИМАЦИЯ АПРИОРНЫХ ДАННЫХ»… Вечерок переставал быть скучным.
В холл, наконец-то, подобающей тихой походкой вошёл Котофеич… Подойдя к ГлавХамелеону он вкрадчиво извинился:
- Простите меня за опоздание «Мой милый друг», я был у Артюха на совещании по геофизическим методам разведки…,гравику отстояли без труда…,  не мог же я там заявить: «Простите господин Природный Министр, меня другие, гораздо более важные, чем гравиометрическаясъёмка, Дела ждут…».
ГлавХам ничего не выразил глазами, а только попросил Александра Андреичаещё раз повторить ему вкратце ЕГО мнение о перспективности Россохинской россыпи алмазов у Пёстрых скал. Котофеев по своёму темпераменту громко говорить просто не умел:
- Мой милый друг, - Начал он долодомпо своёму обыкновению, - На Попигае, в районе Пёстрых скал, лично мой африканский навыкнамыва позволял мне добывать лотком до полстакана алмазов в день… Этот особый способ промывки, даже без обычной в Африке «джаги», не каждый геолог даже слыхал, не говоря уже о том, чтобы освоил! …Когда я в конце промывкипесков резко, по-Африкански вытряхиваю свой любимый американский лоток с чёрным шлихом на плоскость, любую там, хоть чуть-чутьподходящую, - ЭТО КОРРИДА!!! Опера! КАРМЕН!!! …Алмазы МОИ видны на чёрном фоне магнетита, как звёзды на небе… Пиропы там светятся кровью невинных младенцев...- Произнеся это магическое для коммерсантов алмазное заклинание,Андреичпростодушновздохнул, а москвичижадно выдохнули…
- Во-о-о  б - бля! С-с-амородок- ж-ж-же  т-т-ты  с-с-старый! Золотой!!! Да, Ё – моё… - У Молодого референта «инвестора» на глазах даже выступили слёзы. Хамелеон посинел. Это Ж-Ж-Ж-ЖЕ не спроста! Другой халдей, видимо впервые услышав такой набор незнакомых, хоть и Русских, слов, просто обалделраскрыв рот.
Смахнув алмазную слезинку Молодой,малограмотный, но наглый помощник Инвестора, заикаясь от волнения и своёй алчи, хрипло поинтересовался у заслуженного Дедушки-Геолога:
- А-а-а  г-г-де-е, г-г-де-е-е  ж-ж-ж-же,  т-те, т-те с-с-ам-м-мые АЛ-МА-ЗЫ-Ы-Ы?!!! – Почти завыл, а опосля и еле-елевымолвил свою заветную, крутящуюся у него в мозгу уже третий день, вожделенную фразу-вопрос,младокоммерс…
- Да на Россохе-же… У Пёстрых скал! – Ответствовал емуГенерал от Геологии  простодушно.
- Ал-л-л-лек-сан-др-р-р  Ан-др-др-р-р-еич-ч-ч !!! Дор-р-ро-о-о-бо-о-о  До-о-го-оо!!! – Приветствовал заслуженного геологапо-Долгански, неизвестно откуда выскочивший Поротов. Епифан Кузьмич был красив в этот момент, аки шаман у родового костровища: Глаза его горели пиропами. Ресницы, их обрамлявшие, были усыпаны искренней россыпьюалмазов искрившихся слёз.Протянутые к Котофеичуузловатые от зимнего лова руки крупно тряслись. Ноги его подогнулись. Жаль, что бубна при этой встрече не оказалось…
Золотой первооткрыватель открыл рот и по-обыкновению вежливо пролепетал:
- Мой милый друг, да откуда ж-же т-ты?!
- Да с Попигая-ж-же Я. Через Хатангу на Москву попутным бортом «Антея»еле-еле мало-мало прилетел. Чикота одна была…
- С кем, с кем, - Не расслышал серебрянноголовыйДедушка.
-«Чуприн, Поротов, Бетту, - находились на борту», - Чётко ответствовал ему национальной СевернойаборигенскойпоговоркойЕпифаня. – Они обнялись. На глаза Котофеича навернулись слёзы, - эту присказку он ещё помнил… - Поротов Продолжал:
- И Топтыгин ишшо с нами, МихалИваныч, где-то тута…
- Тут Я, Тута! - Поднялся из-за стола Мозголом и по-медвежьи сгрёб Котофеева в свои объятья.
Александр Андреевич уж-ж-же слабо чего соображая и мало-мало сопротивляясь отвечал на оказываемые ему отовсюду почести и почтение. Тройка «потенциальных инвесторов» учтиво ожидала окончания бурной встречиапологетов Крайних точек Планеты. Мало-помалу корифеи стали говорить на своём, малоупотребительном и вовсе непонятном непосвящённым языке, как если бы при медиках, знающих латынь, заговорили-бы минералоги, или буровики, её знающие совсем немного. В их разговоре столичные «заинтерессанты» улавливали всё больше и больше знакомых им уже слов и фамилий, смысл которых они пытались  выяснять уже в Википедии, но даже Всезнайка-нет не знавал таких тонких вещей и материй. До «посторонних» ушей доносились то громогласные, жизнеутверждающие и не терпящие возражений суждения Топтыгина, то вкрадчивые, мурлыкающие, объясняющие и не менее авторитетные мнения видавшего виды Котофеича. Москвичи с большим трудом делали вид, что им до беседы двух бывалых профи и дела вовсе нет, как тому цыгану до кобылы…
Легенда квинтэссенции их беседы содержала примерно такие слова, термины и выражения (в том числе непечатные в литературе, но допустимые в Протоколе), а также известные имена и фамилии:
- « Да, что тебе Людвигович?! Я ему вертолёт на полдня дал!А на другой год, что? Когда полировали шлиф образца оттуда, - круг поцарапали. Алмаз Людвиговичу попался! Ему на учёном совете «один не менее учёный оппонент»и выдал, что с инструмента алмаз выпал. Масайтис ему и ответил: «Что, мол, если в образце кварца видимое есть, так камень золотым зубом чё-ли кусали?!». Долгонько его потом завистники грызли.  Правильно! Самое крупное открытие алмазов на Планете…Ещё бы! Запасы самой высшей степени секретности Советского Союза – ОВ! Да, Особой Важности, этотебе не кот начхал! Даже исполнители, когда сдали толькопредварительный отчёт, не имели права на свои-же цифры взглянуть...горбачёвПИДОРАС!!!Кто ж-же спорит, - ИЗМЕНЩИК он!!! ПРЕДАТЕЛЬ!!! А нынче-то, что?! Запасы там превышают все ресурсы Земли, вот ЧТО!Так ведь развалилось всё… Всю Страну Величайшую развалили, но можно же пойти и другим путём! Корами выветривания и россыпями, чё-ли?» – Подытожил их учёную беседу вредно умудрённый жизнью опрятный старикашка…
После таких психоэмоциональных потрясений мастодонтов и апологетов «Темы»власть нетрудно было захватить и хозяевам поля:
- А, что, служивые, не перекусить ли нам, …по маленькой? – Предложил Хамелеон Геологам, которые с радостью на это предложение и согласились…
Действительно! Вести разговоры удобнее за накрытым столом, а уже если то беседы высококультурные, или околонаучные, допускающие несколько верных точек зрения при непротивлении сторон, - то сам-друг и, даже, сам-третей! Стол референт накрыл в интересном заведении в самом центре: Томатный суп из бычьих хвостов, трюфели, рокфор и прочая европейская снедь… На аперитив, разумеется,были устрицы и белое вино, ну, а в конце трапезы в писсуарах был лёд! Круто, как на Севере!Добротно! Богато!
Разговоры за столом велись всё больше либеральные и геологические. Дабы проверить Дедушкины слова и цифры требовалось всего-то ничего, – ОРГАНИЗОВАТЬ ЭКСПЕДИЦИЮ НА ПОПИГАЙ…
Топтыгин, по многолетней своёй косолапой привычке, на коленке, (хорошо ещё не на салфетке)  произвёл немудрёный подсчёт, без логарифмов и дробных степеней, и выдал: «На всё про всё надо не менее полумиллиона долларов. Зато уже осенью, НА БУДУЩИЙ ГОД мы будем «ВЕРОЯТНО!» знать геологию этой россыпи и способность сырья к обогащению»…
Северянам, творящим геологию в дали от Европы и самым культурным городом в своём секторе Арктики почитающим Норильск, было лестно поучаствовать в златоглавых планах обогащения… Понятно стало уже потом, что в «национальном достоянии» грядут большие перемены иденьжищи надо куда-то уводить. Что буквально вскоре и случилось:
Молодой ещё Президент Путин, на важнейшем для страны Высоком Совете поблагодарил за многолетний труд Главного Газовика Страны - Рэма Вяхирева:
- Вы столько сделали для Страны… Сколько вам нужно денег, чтобы достойно встретить старость? – Спросил Генерального Президент.
- Миллиона долларов мне вполне достаточно Владимир Владимирович…
- Возьмите ПЯТЬДЕСЯТ...  Дальше последовала пауза, просто гениальная по продолжительности …  Рэм Иванович, говорят, аж зарделся аки красна девица. И наконец…
Президент подвёл КАТАРСИС: « - А ОСТАЛЬНОЕ НАДО ВЕРНУТЬ!», - Закончил он свою мысль и назначил на пост главы Газпрома верного Лёшу Миллера… Finitа la komedia!  Абзац!!!
Город Норильск 03февраля 2019г. 16 часов.
Тепло. –23оС. Ветерок. Пасмурно. Газище такой,
что ни хера не видно. Власти народной – ПРИВЕТ!
Пусть сгорит Мерный завод зелёным пламенем.
Эдвард
P.S.Мишаня за четыре бессонных ночи написал более подробное обоснование Экспедиции, пару раз имел честь попить зелёного чаю с Верховным Муфтием, получил к Новому году тысячу долларов, но Экспедиция не состоялась ввиду обстоятельств непреодолимой силы… Алмазы там лежали тридцать семь миллионов лет, пущай ещё полежат немного!
ЭдвардВашгерд (Э2рd)


Рецензии