ВШВМ и бригада Изо-Агит

Призыв в РККА
Мой дедушка, Тихонов Николай Георгиевич (1892-1988), родом из подмосковного сельца Вербилки, знаменитого одной из старейших фарфоровых фабрик России.
В 1916 году он с отличием окончил Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище по специальности «Художник по прикладному искусству» и званием «Ученый рисовальщик», и всю свою долгую жизнь посвятил беззаветному служению изобразительному искусству и педагогике на своей Родине ; России [1].
Однако он не только творил прекрасное, но, что особенно интересно и уникально,  три раза был защитником своего Отечества, отдав воинской службе около десяти лет своей насыщенной событиями жизни.
Описываемые события касаются второго призыва дедушки в армию, когда бывший прапорщик, командир взвода, воевавший в царской армии на Юго-Западном фронте в Галиции, был мобилизован в Рабоче-крестьянскую Красную Армию (РККА) и направлен в Высшую школу военной маскировки (ВШВМ), входившую в состав Главного управления военно-учебных заведений (ГУВУЗ) РККА.
 ВШВМ  была открыта в 1918 году в Москве и сыграла значительную роль в развитии военно-маскировочного дела в РККА и подготовке войсковых маскировщиков различного уровня. Одним из направлений ее деятельности было исследование и применение опыта Первой мировой войны в области маскировки и организации маскировочных работ.
Непосредственное участие в ее организации принимали бывшие офицеры царской армии, братья Николай и Алексей Сучковы, которые с 1914 года служили под руководством начальника инженеров Юго-Западного фронта генерала К.И.Величко, известного русского и советского военного инженера [2].
Отметим, что еще в 1916 году братья Сучковы организовали школу военной маскировки, успешно действовавшую до конца 1917 года и ставшую прообразом ВШВМ.
В Российском государственном военном архиве (РГВА) хранятся данные о службе Н.Г.Тихонова в РККА в межвоенный период только в виде «Краткой записки о службе войскового художника в Высшей Школе Военной Маскировки» и учетной карточки воинского билета № 13333, датированные 13 августа 1923 года.
Из записки следует, что дедушка был мобилизован в РККА 5 сентября 1919 год и поступил в ВШВМ в должности командира взвода [3]. 
Помогут нам разобраться в дальнейших хитросплетениях военной и художнической судьбы Н.Г.Тихонова уникальные документы, хранящиеся в его личном архиве.
18 сентября 1919 года он получает в ВШВМ следующее удостоверение за № 6662/с:
«Дано сие от Высшей Школы Военной Маскировки Рабоче-Крестьянской Красной Армии тов. Тихонову Николаю Георгиевичу в том, что он состоит в прикомандировании к названной Школе, что подписью и приложением печати удостоверяется» [4].
Уже в октябре 1919 года он направляется на Западный фронт для выполнения спецзаданий о чем гласит удостоверение № 17020/с от 6 октября:
«Дано сие от Высшей Школы Военной Маскировки Рабоче-Крестьянской Красной Армии тов. Тихонову в том, что он действительно командирован в распоряжение командира I-ой Отдельной Маскроты на Запфронт, что подписью и приложением печати удостоверяется» [4].
16 ноября 1919 года он получает в родных Вербилках уникальный по содержанию документ, во многом решивший его дальнейшую судьбу. Бюро Вербилковской ячейки Российской коммунистической партии большевиков (РКП /б/) выдает ему следующее удостоверение № 12:
«Вербилковская ячейка РКП /б/  рекомендует т. Тихонова Николая Георгиевича как честного и активного работника и стоящего на платформе Советской Власти» [4].
Эта партийная характеристика молодого беспартийного художника, бывшего младшего офицера царской армии Николая Тихонова позволила ему принять участие в невиданном в те суровые времена эксперименте молодой Советской республики в области агитации и пропаганды.
В упомянутой Краткой записке, хранящейся в РГВА, сказано, что 2 декабря 1919 года он был откомандирован  в Агитационно-Инструкторский Отдел Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов РСФСР, где и работал до демобилизации в 1922 году [3].
Читатель справедливо может задать вопрос о том, почему едва призванный в армию комвзвода Николай Тихонов был откомандирован в упомянутый отдел ВЦИК и не «тянул лямку» тяжелой военной службы в годы Гражданской войны?
Исчерпывающий ответ на этот вопрос дает следующее удостоверение, выданное ему Отделением подвижных складов Военного отдела Издательства ЦИК Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов РСФСР (так написано в удостоверении – Авт.) № 271 от 17 декабря 1919 года для представления в Военно-Технический Комитет:
«Дано сие художнику Николаю Георгиевичу Тихонову для представления в Военно-Технический Комиссариат в том, что он является незаменимым специалистом по росписи Литературно-Агитационных поездов Военного Отдела Издательства ЦИК, отправляемых на фронт
Член Коллегии Военного Отдела Издательства ЦИК Я.Буров» [4].
 Отметим весьма интересный факт. В прямоугольном штампе этого удостоверения местопребыванием Отделения подвижных складов обозначен московский 2-ой Дом советов, расположенный в гостинице «Метрополь» в квартире № 16.
Агитпарпоезда
Еще до призыва в РККА в ноябре 1918 года дедушка начинает преподавать рисование в 1-й и 3-й советских трудовых школах 1-й ступени, а в начале 1919 года он назначается учителем в 11-ю (бывшую Мариинскую) и 22-ю (бывшую Неглинную) советские трудовые школы 1-й ступени [1].
Одновременно он разрабатывает эскизы и делает росписи агитационных плакатов на Ярославской железной дороге по заданию Агитационно-Инструкторского Отдела ВЦИК. К этой работе его привлекает художник И.И.Нивинскиий, в прошлом выпускник и преподаватель Строгановского училища, близкий друг старшего брата Николая Тихонова ; Сергея [5].
Отметим тот факт, что дедушка работал с художником Нивинским еще в 1915-17 году на росписи залов строящегося в то время нового здания Брянского (в дальнейшем – Киевского) вокзала Москвы.
В 1918 году И.И.Нивинский стал заведующим Художественным подотделом Отдела Агитпарпоездов ВЦИК. Он предлагает дедушке вступить в формируемую бригаду художников-реалистов «Изо-Агит», которая должна была принять участие в разработке и оформлении агитационно-инструкторских пароходов и поездов, поскольку первый опыт создания литературно-инструкторского поезда «Имени В.И.Ленина № 1» в 1918 году оказался не совсем удачным из-за его чрезмерной футуристичности и отвлеченно-символических условных изображений [6].
С первых дней своего существования молодая Советская республика придавала огромное значение массовой агитационно-пропагандистской и просветительской работе, в том числе, в уникальном проекте по созданию агитационных пароходов и поездов (агитпарпоездов), положение о которых было разработано и утверждено при непосредственном участии В.И.Ленина в начале 1919 года. В народе агитпоезда быстро стали называть «ВЦИКом на колесах».
Для обеспечения их бесперебойного функционирования был создан Отдел агитпарпоездов ВЦИК, который возглавил Я.И.Буров, матрос с крейсера «Аврора», большевик, активный участник Октябрьской революции, член ВЦИК. Он имел исключительное право напрямую обращаться по всем вопросам к председателю Совета народных комиссаров РСФСР (СНК) товарищу В.И.Ленину.
В работе агитпарпоездов активное и непосредственное участие принимали видные государственные и партийные работники М.И.Калинин, Н.К.Крупская, Я.М.Свердлов,
А.В.Луначарский, Г.И.Петровский, М.Ф.Владимирский, М.С.Ольминский и Н.А.Семашко.
Существует достаточно много источников, в которых рассматриваются вопросы работы Отдела агитпарпоездов ВЦИК.
Например, еще в 1920 году был выпущен сборник статей «Агитпарпоезда В.Ц.И.К. Их история, аппарат, методы и формы работы». В нем были подробно рассмотрены первые результаты  работы агитпарпоездов [7].
В Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) хранится объемный фонд
Р-1252 «Агитационно-инструкторские поезда и пароходы Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета. 1918 –1922» [8], включающий самые различные материалы по данному вопросу.
В январе 1919 года Президиум ВЦИК утвердил положение о литературно-инструкторских поездах, в соответствии с которым поезд  или пароход  возглавлял комиссар, назначавшийся Президиумом ВЦИК. В состав каждого поезда или парохода входили основные органы: политотдел (лекторы и инструкторы), бюро жалоб, редакция, типография, киноустановка.  Работали также отделы: информационный, Российского телеграфного агентства (РОСТА), кино, выставочный, имелись литературный склад и книжный магазин. Охрану поезда или парохода осуществляла комендатура. Каждый агитпоезд и агитпароход имел свое нарядно вышитое знамя [7].
Для руководства деятельностью агитпарпоездов Президиум ВЦИК создал Комиссию по управлению агитпоездами и пароходами ВЦИК, в подчинении которой в разное время было восемь агитационно-инструкторских поездов: «Октябрьская революция», имени В.И.Ленина, «Красный Восток», «Красный Казак»,  «Советский Кавказ», «Красное Знамя», имени Свердлова, «Красный Север» и три агитационно-инструкторских парохода: «Красная Звезда», «Володарский», «Михаил Калинин».    
Отдел агитпарпоездов ВЦИК поручил художнику И.И.Нивинскому сформировать изобразительно-агитационную бригаду «Изо-Агит» для разработки проектов художественно-декоративного оформления и росписи агитпарпоездов и назначил его художественным руководителем бригады [6].
Выбор И.И.Нивинского был не случаен. Он являлся постоянным художественным консультантом  коллектива художников «Изо-Агит», который в начале 1919 года сложился при Комиссии по управлению агитпоездами и пароходами, и осуществлял постоянный контроль как за качеством исполнения оформительских работ, их соответствием лозунгам и утвержденным жюри эскизам, так и за единым художественным и идейным воплощением заданной тематики агитпоезда.
Дедушка принимал самое активное участие в оформлении агитпоездов «Красный Казак», «Советский Кавказ», имени В.И.Ленина, «Украинский агитпоезд имени В.И.Ленина», «Октябрьская революция», «Красный Восток», имени Якова Свердлова, 2-го поезда «Октябрьская революция»  и агитпароходов «ВЦИК» и «Красная звезда».
Вместе с ним работали его старший брат С.Е.Тихонов и однокашник по Строгановскому училищу А.И.Гущин [1].
Дедушка, как комвзвода ВШВМ ГУВУЗ РККА, начинает трудиться в Отделе Агитационно-Инструкторских парпоездов ВЦИК, о чем свидетельствует удостоверение № 6336 от 3 апреля 1920 года:
«Дано сие художнику Высшей Школы Военной Маскировки Рабоче-Крестьянской Красной Армии тов. Н.Г.Тихонову, прикомандированному к Отделу Агитационно-Инструкторских парпоездов ВЦИК, в том, что он работает по декоративной росписи Агитационно-Инструкторских поездов ВЦИК» [4].
Очень наглядно и необычайно интересно процесс художественного создания агитпарпоездов рассмотрен в двухтомнике «Агитмассовое искусство Советской России. Материалы и документы: Агитпоезда, агитпароходы. Передвижной театр. Политический плакат 1918–1932», изданном в 2002 году [6].
В первом томе этого издания представлены систематизированные архивные документы и материалы первого пятнадцатилетия Советской власти по данной тематике. И, самое главное, здесь приведены  воспоминания участников и свидетелей тех далеких событий.
 Второй том содержит уникальный и богатейший иллюстративный материал (архивные фотографии и плакатные работы) того периода, касающийся, в том числе, и агитпарпоездов.
Все интересующие нас документы помещены в первом томе в разделе 1 «Роспись агитпоездов и агитпароходов. Передвижной театр. Материалы и документы. 1918 – 1932» [6].
Рассмотрим документ под номером 11:
«Из протокола заседания Союза деятелей подсекции художников-прикладников по искусству и художественной промышленности об утверждении списка художников, участвовавших в росписи поезда «Красный Восток» [1]
29 октября 1919
Слушали: Представлен список будущих участников в росписи поезда «Красный Восток», состоящий из 8 человек: 1. Виноградов, 2. Гущин, 3. Тихонов, 4. Якимченко, 5. Сапалов, 6. Соборова, 7. Овешников, 8. Н. Панков. [2] 
Постановили: В силу того, что означенная работа является продолжением чисто профессиональной работы союза прикладников и утвержденные кандидатуры уже работали по ее исполнению, считать настоящий список утвержденным [3].
Председатель Н.Пашков
Секретарь В.Ногтев
[художники] А.Якимченко, В.Теляковский, А.Соборова
ГАРФ, ф. 5508, оп. 1, д. 58. Л. 8 об. Подлинник» [6].

Нас интересует содержание 3-ей ссылки. В нее включены воспоминания Н.Е.Тихонова о работе коллектива художников  «Изо-Агит» (отца Николая Тихонова звали Егором или Георгием Тихоновым-Манковым – Авт.).
Вот полный текст 3-ей ссылки:
«При отделе агитационно-инструкторских парпоездов ВЦИК уже в 1919 г. работала более или менее постоянная по составу группа художников, выполнявших в течение ряда лет роспись всех формировавшихся там агитпоездов и агитпароходов. О деятельности этой группы художников, носившей название Изо-Агитколлектива (под таким  названием эта группа художников упоминается ниже  и в ряде других документов), сохранились интересные воспоминания одного из ее активных членов, Н.Е.Тихонова:
«По росписи агитпоездов я начал работать в 1919 г. с коллективом Изо-Агит
в железнодорожных мастерских в Мытищах.  В коллектив входили разнообразные художники: живописцы, графики, прикладники, бывшие иконописцы. Маркичев М.А. кончил Академию художеств; Герасимов С.В., Пичугин С.И., Поманский Н.Н., Тихонов С.Е. – школу Живописи, Ваяния и Зодчества; Бельский А.П., Виноградов В.М., Гущин А.И., Кочергин Н.М., Нивинский И.И., Пашков Н.П.,  Сапалов Н.И., Тихонов Н.Е. – Строгановское училище; Глазунов А.А., Гусев Т.В. – бывшие иконописцы.
Несмотря на это, коллектив под руководством Нивинского И.И., работал дружно. Все помогали друг другу. Эскизы просматривались и обсуждались всем коллективом, исправлялись перед тем, как представлялись в отдел ВЦИК.
Выполненная по эскизам на вагонах роспись, перед сдачей ее комиссии так же коллективно обсуждалась, и вносились поправки в нее.
Замечания и указания по работе каждого художника руководитель Нивинский И.И. всегда делал в корректной, доброжелательной форме. Он следил за тем, чтобы получаемые нами от отдела, порой довольно подробно разработанные сценарии росписи, были выполнены декоративно и художественно, хорошо были видны на расстоянии и были понятны народу. Он допускал и условный, и реалистический подход в изображениях, но чтобы была сохранена целостность решения всего поезда. Сюжетно-тематические росписи чередовались с орнаментальными.
Роспись производилась масляными красками. Вместо палитр были большие железные противни, которые ставили рядом с собой. Многие краски, которыми работали (особенно киноварь красная), быстро выгорали во время рейса поезда.
Все красные знамена, по возвращении поезда из рейса, делались грязно-серыми.
Работать приходилось в очень трудных условиях. Тяжелое положение всей страны: голод, разруха. Зимой мастерские не отапливались, температура была в них как на улице.
Хотя и получали мы паек, но все равно всегда были полуголодные. Работали в пальто, в валенках и даже в перчатках, когда было очень холодно.
Сроки для выполнения давались очень сжатые. На эскизы примерно неделя, каждому художнику на каждую стенку вагона отдел давал довольно подробно разработанный сценарий того, что и как нужно было изобразить для решения темы. Приходилось все рисовать от себя и в такие короткие сроки, а в каждую композицию кроме орнаментальных входили фигуры людей, животных, пейзаж. Натурой пользоваться не было возможности. Вполне понятно, что довольно часто в росписи вагонов можно было увидеть недостатки в рисунке: нарушение пропорций и перспективы. Герасимов С.В. добродушно высмеивал такие недостатки.
Когда мы уже расписали все вагоны и осматривали их, С.В. рассказал нам, что недавно видел кошмарный сон: «Все написанные фигуры людей и животных ожили и стали двигаться.
У одних людей оказалась очень большая голова, у других одна рука доставала до земли, а другая нормальная и все в таком роде. «Я проснулся в холодном поту», – закончил он свой рассказ» (из беседы с И.М.Бибиковой – И.Б.)» [6].
Приведем лишь несколько интересных отрывков из материалов данного тома, касающиеся порядка рассмотрения и принятия жюри агитационно-инструкторского отдела парпоездов ВЦИК выполненных художниками работ по оформлению агитпоездов.
Со всеми художниками заключались договора на производство работ с указанием вознаграждения за их выполнение и с особыми условиями производства работ. Так в примечании к документу под номером 15 «Договор заведующего агитационно-инструкторским отделом парпоездов ВЦИК Я.И.Бурова с художником И.И.Нивинским на роспись агитпоезда «Красный Казак»», датированного 12 февраля 1920 года, дается следующее пояснение:
«Во всех договорах каждым из художников было обусловлено:
«Работы будут производиться в Курских ж.д. мастерских при 5-7 градусов тепла, и мне будет ежедневно в дни моей работы выдаваться: обед из 2 блюд, ужин из 2 блюд, или одного в двойной порции до полной сытости, хлеба 1 ; ф., заварка чая, 6 золотников сахара и еженедельно ; ф. табаку». 
(см. ГАРФ. Ф.1252, оп. 1, д. 182, л. 8 об., 13-53)» [6].

Интересна своим лаконизмом и незатейливыми выражениями выдержка из документа под номером 22 «Из протокола совещания агитационно-инструкторского отдела парпоездов ВЦИК с художниками по рассмотрению эскизов агитпоездов «Красный Кавказ» и имени В.И.Ленина («Октябрьская революция»)», датированного не ранее 16 апреля 1920 года. В документе содержится таблица с замечаниями жюри по каждой из работ художников. По эскизу  № 15 «Телефон» Тихонова записано: «Принято, лозунг сделать внизу, провода выше окон. Бабу убрать» [6].
В следующем отрывке необходимо обратить внимание на то, как скрупулезно и предметно разбиралась выполняемая художниками работа.
Документ под номером 24 «Из протокола заседания жюри агитационно-инструкторского отдела парпоездов ВЦИК по осмотру росписи агитпоезда имени В.И. Ленина («Октябрьская революция»)» от 18 мая 1920 года также содержит таблицу с замечаниями жюри по работам художников.
В ней под номером 21 приведены замечания по сюжету «Телефон» для росписи  вагона
№ 1358 «Типография» художника Н.Е. Тихонова: «По эскизу 16 апреля 1920 г.: «Телефон в городе показать старой системы на светлом столе. На рабочего надеть австрийскую куртку, хорошие сапоги. Изобразить вид фабрики в окно, хорошую обстановку комнаты. Провод должен идти ярко и отчетливо, резко бросаясь в глаза. Дерево убрать, переставить старика в левый угол избы. Орнамент уничтожить, заменить другим, общим для всех вагонов».
После исправления эскиза от 16 апреля 1920 г. в протоколе записано: «Эскиз принимается. Фигура рабочего худая. Инструменты должны соответствовать действительности».
И, наконец, 18 мая 1920 г. внесено последнее замечание: «В надписях переставить двоеточие, переписать пыли от автомобиля сзади» [6].
Для поощрения художников за хорошую и ударную работу в те голодные годы ВЦИК была предусмотрена выдача премий в натуральном выражении. Для этого в договорах на роспись агитпоездов включались соответствующие положения. Интересно в этом отношении следующее соглашение заинтересованных сторон, связанное с выездом бригады «Изо-Агит» из Москвы в Харьков.
Документ под номером 30 содержит «Договор агитационно-инструкторского отдела парпоездов ВЦИК с художником Н.П.Пашковым о росписи «Украинского агитпоезда имени В.И.Ленина», заключенный не ранее 21 июля 1920 года.
Вот интересные для читателя положения договора:
«Отдел инстр[укторско] - агитационных поездов ВЦИК заключает настоящий договор
с коллективом художников «Изо-Агит» в лице его председателя, художника Н.П.Пашкова,
в следующем:
<…>
4. Работы будут производиться в Харьковских [железнодорожных] мастерских, и во время работы будут для коллектива выдаваться обеды из двух блюд, ужины из двух блюд, хлеба 1 ; ф., 3 заварки чая, сахар и табак по поездной норме сотрудников.
<…>
7. Художникам-исполнителям гарантируется проезд по железной дороге туда и обратно со спальным местом за счет отдела.
<…>
9. Помимо денежного вознаграждения коллектив за срочность работы получает от отдела паек на всех участников работы, в количестве на каждого: муки 1 пуд пшеничной крупного размола, 10 ф. круп, 20 ф. фруктов, 5 ф. сахара, 250 шт. папирос, 2 ф. жиров, 1 ф. мыла, 2 ф. соли и 5 коробок спичек.
Вследствие невозможности получения на месте жиров, мыла, соли и спичек таковые предметы выдаются отделом по приезде художников из командировки.
10. К поданной отделу смете коллективом «Изо-Агит» прибавляется при условии подтверждения Всерабисом 30% прибавка к общей сумме сметы за отъезд из Москвы и работу вне Москвы, в г. Харькове.
11. По присуждению жюри могут быть индивидуальные премии за художественное исполнение работ по объявленной отдельной норме:
1 премия – 30 ф. муки  6 ф. рыбы  2 ф. соли.
2 премия - 15 ф. муки  3 ф. рыбы  1 ф. соли.
Примечание. Премии должны быть выданы отделом в Москве.
Заведующий отделом инструкторско-
агитационных поездов ВЦИК  Я.Буров
Зав. художественным подотделом А.Пекелис
Председатель коллектива
художников «Изо-Агит» Пашков
ГАРФ. Ф. 1252. Оп. 1.Д. 115. Л. 26 Подлинник» [6].

Напомним, что по «Положению о мерах и весах 1899 года» новый эталон русского фунта в метрической системе мер был равен 0,4095 кг, а 1 золотник - 4,266 г. Премированный художник мог получить около 12 кг муки, 2,5 кг рыбы и 0,8 кг соли [1].
Для эпохи  гражданской войны и военного коммунизма в России это было целое состояние, которое было больше месячного пайка по первой категории карточного снабжения рабочих оборонных предприятий, занятых тяжелым физическим трудом, и рабочих-транспортников.
Например, по данным статьи «Военный коммунизм» альманаха "Покорение смыслов", взятой из Интернета, в 1918 году в Петрограде месячный паек по первой категории составлял в фунтах: хлеба – 25; сахара – 0,5; соли – 0,5; мяса или рыбы – 4;  растительного масла – 0,5; суррогатов кофе – 0,25.  А в Москве в 1919 году рабочий по карточкам получал паек калорийностью 336 ккал, тогда как суточная физиологическая норма составляла 3600 ккал [9].
В примечаниях к документу под номером 34 «Из отчета заведующего агитационно-инструкторским отделом парпоездов ВЦИК Я.И.Бурова по осмотру чехословацкой делегацией агитпоездов «Красное Знамя» и «Советский Кавказ»» от 26 октября 1920 года указано, что жюри по результатам работы на  агитпоезде «Красное Знамя» постановило выдать всем художникам премию. Среди них был и Н.Е.Тихонов, который за роспись  вагона № 1311а получил одну вторую премию [6].
Весь коллектив художников «Изо-Агит» немало потрудился над созданием художественно-декоративного оформления и росписи агитпарпоездов и сделал очень многое для обеспечения их устойчивой и бесперебойной работы.
Свою лепту в это дело внес и Н.Е.Тихонов, работая творчески, с полной отдачей сил
и способностей, ответственно подходя к выполнению любого порученного ему задания.
В составе бригады художников «Изо-Агит» дедушка оформляет различные революционные празднества в Москве до 1925 года [1].
Заключение
В 1924 году в журнале «Искусство и Промышленность» № 1 [10] была опубликована статья «Агитпоезд». Приводим ее содержание в оригинальном изложении без исправления пунктуационных, орфографических и грамматических ошибок:
«В истории плаката, который впервые в советских руках приобрел такое важное агитационное значение, агитационные поезда были самыми яркими достижениями.
Плакат никогда не поднимался на большую высоту: целые поезда превращались в живые, пробегающие тысячи верст, плакаты.
Расписывались и превращались с виду в драгоценные ларцы даже товарные вагоны.
Приходил на какую-нибудь захолустную станцию такой сказочно-расписанный поезд и сразу вносил праздничное оживление.
Все население сбегалось и до мельчайших подробностей изучало все детали подписи и росписи.
До чего богата и добросовестна была эта роспись, укажут хотя бы вот эти 17 фотографий.
Это все части одного и того же поезда – «Красный казак», цель которого была распропагандировать украинское казачество.
Задача была серьезная, политическая.
И выполнялась она серьезно.
– Их произведения на украинский народ произвели бы как раз обратное впечатление (Об этом определенно говорит Я.Буров в интересной брошюре «Агитпоезда», Москва, Госиздат 1920 г. Первые работы по росписи были чрезвычайно неудачны. Стенки вагонов были покрыты футуристическими и символистическими картинами, изображавшими огромных чудовищ, попирающих революцию. Большинство таких изображений были непонятны и вызывали часто недоумение местного настроения. По свидетельству других участников агитпоездов футуристические чудища и уродища вызывали смех и контрреволюционные замечания. Изгнание футуристов произошло по всему фронту, и поезда стали притягивать, а не отталкивать население.
«Содержание картин агитпоездов и лозунги разрабатываются редакцией в составе т. Карпинского и др. Эскизы предварительно тщательно разрабатываются коллективом художников реалистов, работающих под руководством И.Новинского»).
Фигуры везде – добросовестно нарисованы. Даже в орнаменте предупредительно выдвигаются действительно красивые украинские мотивы.
К сожалению, до сих пор нигде еще не была как следует изучена эта оригинальная деятельность советских локомотивов.
В журналах промелькнул один-другой расписанный вагон. Заграницей перепечатали эти же снимки, но об альбоме, где были бы поданы по возможности полно все фотографические снимки, которые уцелели от того времени, никто и не подумал.
Редакция журнала «Искусство и Промышленность» задалась целью выпустить со временем такой альбом.
Насколько он будет интересен и поучителен покажет уже нынешний номер.
Повторяем: в истории прикладной живописи агитпоезд яркое, небывалое в целом свете явление.
Советский плакат получил невероятную динамичность.
Кроме поездов в плакаты превращались и пароходы.

Расписали вагоны: И.И.Новинский, Н.И.Сапалов, Н.Н.Поманский, Гранди, А.А.Глазунов, М.Мариничев, Н.П.Пашков, А.Гущин, Н.Тихонов, А.Соборова, Т.Гусев, Т.Рыбаков.

Помещенные здесь 16 снимков с вагонов агит-поезда «Красный казак» далеко не исчерпывают всего художественного содержания этого учреждения.
За недостатком места редакция не имела возможности приводить многие любопытные и историческом и художественном смысле детали.
Тем не менее она надеется, что эти впервые появившееся в печати художественные материалы в достаточной мере охарактеризуют один из интереснейших периодов в истории русского плаката.
Чрезвычайно ценно и своевременно было бы собрать фото-материалы по другим агит-поездам и издать отдельную книгою монографию» [10].

Как видим, сбылось пожелание неизвестного автора статьи, но только через 78 лет…
 
Отметим еще один примечательный факт. Когда в сентябре 1922 года дедушка демобилизуется из РККА, то в его учетно-воинском билете № 7340/7060 делается следующая многообещающая запись: «Уволен в бессрочный отпуск» [4].
Однако офицер запаса, военный маскировщик Н.Г.Тихонов будет еще не раз привлекаться к выполнению различных армейских работ. Вот, например, выписка из приказа № 147 от 27 августа 1934 года по I-му Отдельному Маскировочному батальону (Нахабино):
 «§ 3. Командирам запаса т.т. Домшлак, Семину, Тихонову и Дмитриеву за добросовестное отношение к проектированию спец. заданий объявляю от лица службы благодарность.
Командир батальона Скляр
Врид. Комиссара батальона Пчелинцев
Начальник штаба Ясин» [4].

Впереди еще будут суровые испытания, выпавшие на долю офицера запаса, художника и педагога Н.Г.Тихонова в годину Великой Отечественной войны, когда он в третий раз добровольцем пойдет теперь уже в Красную Армию и станет капитаном-инженером Инженерных войск, старшим преподавателем военной топографии. Но это уже другая история…

Источники:
1. Обухов Н.Ф. Помни предков своих. Художник Н.Г.Тихонов. Хроника жизни и творчества. М..: Издательский дом «Сталинград», 2015. – 286 с.: ил.
2. Командиры Красной армии Командный состав Р.-К.К.А. в межвоенный период. Командиры Красной армии.
URL: https://eugend.livejournal.com/22606.html (дата обращения 15.12.18).
3. РГВА, Ф. 37976 (Коллекция послужных списков и личных дел на командно-начальствующий и политический состав РККА), Оп. 7, Ед. хр. 5872.
4. Архив личных документов Н.Г.Тихонова, частное собрание, г. Москва.
5. Исаев П.Н. Строгановка (Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище). 1825-1918: Библиографический словарь. – Т. 2 / Под общей редакцией В.Ф.Шевченко. – М.: Лабиринт, 2007.
6. Агитмассовое искусство Советской России. Материалы и документы: Агитпоезда,
агитпароходы. Передвижной театр. Политический плакат 1918–1932. – В 2-х тт. Т 1. / Под ред. В.П. Толстого; авт.– сост. И.М.Бибикова, Н.И.Бабурина, Н.И.Левченко.  – М.: Изд. дом «Искусство», 2002. – 298 с.
7. Агитпарпоезда В.Ц.И.К. Их история, аппарат, методы и формы работы // Сборник статей под редакцией В. Карпинского. – М.: Государственное издательство, 1920. – 53 с.
8. ГАРФ. Ф. Р-1252 (Агитационно-инструкторские поезда и пароходы Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета. 1918–1922.). Оп. 1.
9. Военный коммунизм // Альманах "Покорение смыслов".
URL: http://almpos.su/wiki/Военный_коммунизм (дата обращения 15.02.14).
10. Агитпоезд // «Искусство и Промышленность». 1924. № 1.

Произведение создано 21 декабря 2018 года в 07:17 по местному времени.


Рецензии