Эта дата января славный день календаря!

Репортаж
В перерыве между торжествами, в этот воскресный праздничный день, я пригласил своего старого друга прогуляться по знакомым местам северной столицы. На улице было морозно и снежно.
- Наконец-то наступила настоящая зима! – С удовольствием воскликнул я.
- Прекрасная погода, - одобрил мои слова попутчик, - я не пойму работников СМИ, которые пугают людей аномально низкой температурой. Ведущий одного телеканала, сообщая температуру на улице около минус двадцати градусов, вымолвил: «Ужас, какой сильный мороз!» Южный видать человек. Двадцать градусов мороза – это обычная зимняя температура, по крайней мере, так считалось ранее в наших районах.
- Ты прав, мой друг, - согласился я, - аномальной считалась погода, когда средь зимы случалась оттепель, сопровождаемая слякотью. А то, что ведущий телеканала страшит зрителей чрезмерной стужей при двадцати градусном морозе, этим он вносит панику среди обывателей.
- А какие жестокие морозы свирепствовали зимой в вашем регионе, куда нас эвакуировали из Ленинграда. – Вдруг вспомнил друг. – Но для тебя, наверное, они были привычными. Могу только об этом догадываться, ты же воспитывался в другом детском доме.
- Да, особенно тяжело страдают дети от серьёзных конфликтов, в которые вовлечены народы различных национальностей. – Глубоко вздохнул друг. – Война не объединяет, а разъединяет людей, порождая страшные последствия во взаимоотношениях между ними. Пример такому размежеванию – неприязнь многих прибалтийских и украинских граждан к русским соседям. Попытки наладить так называемые дружеские, а также хоть какие-нибудь политические, торгово-экономические и прочие отношения вооружённым путём приводят, в конечном счете, к трагедиям.
- Против истины, как говорится, не попрёшь. – Согласился я. – Вот стали мы жить в мире с Германией. Наладились между нашими странами более лучшие отношения, чем с бывшими союзниками. Даже прежние её противники в руководстве СССР обрели там вторую родину. А в эти торжественные дни неоднократно звучит информация, что больше всего блокадников (вслед за Израилем) проживает в настоящее время именно в ФРГ.
- А вот упомянутая мной Прибалтика – постоянная наша проблема. – Продолжил разговор попутчик. – Ещё Пётр I стремился ею овладеть, но в первом же сражении потерпел поражение под Нарвой, правда, тоже от захватчиков этой территории – шведов, но позднее одержал над ними победу.
- Многие полководцы начинают свой боевой путь с поражения. – Заметил я. – Вот и Сталину в своей последней войне пришлось это испытать. Но в отличие от Петра, который сам лично участвовал в военных действиях, Сталин руководил ими из своего кабинета. Однако схожи они оба тем, что были чрезвычайно жестоки к своим внутренним и внешним недругам.
- Вероятно, во времена царствования первого императора России такая весьма твёрдая черта его характера была необходима. – Пояснил друг. – Укрепление границ государства с учётом отвоеванных земель было первоочередной задачей Петра. Можно утверждать, что в скульптуре «Медный всадник» на Сенатской площади это в некоторой степени отражено, в частности одна рука с растопыренными пальцами распростёрта вперёд, как бы стремясь защитить громадную территорию страны.
- Возможно, что руки это важнейший показатель характера человека. – Согласился я. – Вот и упомянутого Сталина художники в некоторых своих картинах преподносят как человека непреклонного характера, изображая его со сжатыми кулаками. Однако, другого руководителя нашего государства, я имею в виду Ленина, деятели искусства представляют в виде монумента с распростёртой вперёд рукой.
- Расправленная вертикальная ладонь Ленина, - добавил попутчик, - указывает нам путь в светлое будущее, до которого нам не суждено добраться благодаря, в некоторой степени, внутренней и внешней политике Горбачёва и Ельцина. Я бы порекомендовал современным ваятелям и живописцам отображать их эпоху руководства государством в виде протянутой руки, ладонью вверх лодочкой, как бы просящей помощь – милостыню взамен продажи за бесценок или вообще разбазаривания природных ресурсов и других национальных богатств России.
- Оба эти государственных деятеля были склонны к авантюризму. – Подметил я. – Горбачёв выдвинулся на высокий пост благодаря своим землякам – ставропольцам членам Политбюро ЦК КПСС Суслову и Кулакову.
- Ты прав, - согласился друг, - но наиболее был подвержен авантюризму Ельцин. Как будто рок давлеет над людьми с их именами Борис, которые внесли ощутимое расстройство в государство своими сомнительными или рискованными делами и поступками. Борисами были Годунов, Савинков и даже последний болгарский царь.
- Неплохо бы провести сравнительный анализ художественного изображения рук упомянутых руководителей государства. – Задумчиво высказался я. – Как ты думаешь, мой друг?
- Только не создай из своей идеи рекламу. – Предупредил он. – Вон какой ажиотаж предприняли вокруг только что снятых фильмов, устроив соревнования – мол, какой же из них собрал от зрителей больше денег. Неужели организаторам этого состязания не понятно, что качество кинокартины следует судить не по валовому финансовому сбору, а по числу зрителей, которым понравился тот или другой фильм. Мы живём среди этих людей и знаем, что не всем им понравилась просмотренная кинокартина, может быть половина зрителей ею недовольна. Да, Бог с ними с этими рекламодателями. Главное, чтобы они своими назойливыми вторжениями в эфир не портили настроение граждан. А то взяли за привычку – внезапно прерывать хорошую радио или телепередачу, песни по заявкам, трансляцию спортивных соревнований и т.п.
В это время к остановке транспорта, с которой мы поравнялись, подъехал автобус. Вышедшие из него пассажиры расходились в разные стороны. Один из них, мужчина лет пятидесяти, поскользнулся и упал, сильно ударившись спиной о ледяную поверхность тротуара, вероятно при этом получив ушиб затылка, так как некоторое время мотал головой и бессмысленно смотрел по сторонам.
Мы с приятелем поспешили к нему, помогли встать и спросили – как он себя чувствует и нужна ли помощь? Он недоумённо смотрел на нас, затем, видимо наконец очухавшись, вымолвил:
- Спасибо, старики, как-нибудь до дома дойду. – И, недолго постояв, побрёл в ту же сторону, куда направлялись и мы, то есть туда, откуда приехал автобус – в обратном направлении.
- Видать, он сильно ударился головой, что нарушило необходимый ориентир, - подумал я и, шагая рядом, намекнул ему об этом недоразумении.
- Вы думаете, что у меня вообще отшибло память или я упал по пьянке и в таком состоянии иду, не зная куда? – Недовольно изрёк мужчина. – Просто я на одну остановку проехал дальше не по своей вине, притом совершенно трезвый. В салоне автобуса я стоял на задней площадке, опершись о поручень. И тут случилась своеобразная трагикомедия. Рядом встал пьяный вдрызг мужик, который тоже стал держаться за этот поручень, но случайно прихватив рукой часть моего мешка с продуктами. Когда мне нужно было выходить, я попросил мужика освободить мешок. А он, ничего не соображая, думая, вероятно, что у него хотят отнять его вещь, только мычал и сопротивлялся моему требованию.  Пока я разбирался с этим пьяным идиотом и вырвал, наконец, свой мешок из его лап, автобус проехал мою остановку. Ну, прямо, смех и грех.
- Но всё-таки Вам следует обратиться к врачу, - посоветовал мужчине мой друг,- а вдруг в падении получили сотрясение мозга или другую травму внутри организма?
- Если будет что-то беспокоить, то обращусь. – Заверил новый попутчик. – Льготная категория даёт право мне на внеочередное, оперативное медицинское обслуживание.
При этих словах мой приятель сморщился, отвернулся в сторону и произнёс:
- В России существуют около сотни, а может быть больше льготных категорий взрослых граждан, но я не слыхал, чтобы подобными льготами даже в меньших количествах обладали дети, страдающие серьёзными тяжёлыми заболеваниями. Почти по всем отечественным телеканалам звучат обращения к гражданам о помощи этим несчастным девочкам и мальчикам, выпрашивая хоть какие-то пусть небольшие деньги от  их телезрителей. Несомненно, такой ситуацией пользуются мошенники. Почему же на государственном уровне не решается эта ужасная проблема? Взрослые дяди и тёти делят между собой народные деньги, которые в первую очередь необходимо направлять на лечение этих маленьких, беспомощных человечков.
- А я Вам отвечу на это! – Воспрянул вдруг пострадавший мужчина. – Люди, достигшие высоких должностей, большого жизненного опыта, заслуженных успехов и добившись личного, собственного благополучия, замыкаются в мирке спокойно-счастливого состояния, довольствуясь приобретёнными льготами, привилегиями и прочими превосходствами над другими людьми, не желая знать их нужды и страдания. В них притупляется чужая боль. Вот совершенно свежий этому пример моим рассуждениям. Кто помог мне, когда я упал, ударившись о тротуар. Только вы, дорогие мои старики, чему я вам очень благодарен. А ведь рядом шагали намного моложе и солиднее вас прохожие, каждый из которых старался быстрее покинуть место происшествия. Прошу прощёния, вот и мой дом, вынужден с вами расстаться. Спасибо также за компанию! До свидания!
Разлучившись с незнакомцем, мы решили возвращаться домой. Шагая в обратном направлении, думая о прошедшем разговоре, пытались его осмыслить. Наконец, приятель вновь начал рассуждать:
- Люди почему-то перестали чувствовать, что помощь другому человеку, забота о ближнем – это повседневная, постоянная потребность любого гражданина, на то он и человек, а не животное.  И нечему удивляться, что кто-то помогает другому, даже пусть незнакомому человеку.  Жизнь наша не должна ограничиваться только проживанием в своей квартире и службой на рабочем месте.
Несомненно,  друга  взволновал  прошедший разговор. Я решил его как-то успокоить:
- Дорогой мой, в этот торжественный день, забудем хотя бы на время всё плохое, а будем думать только о хорошем.
Он посмотрел на меня, улыбнулся и ответил:
- Рад согласиться с тобой, даже несмотря на то, что кратковременный попутчик называл нас стариками. Следовательно, мы пребываем в так называемом осеннем возрасте. Каждому суждено, если он не против, достигнуть такого этапа своей жизни. А уж как хорошо поёт Алла Пугачёва об осенних листьях.
- А помнишь, - прервал я монолог друга, - несколько десятилетий тому назад Аркадий Райкин пел эту же самую песню не хуже, а может даже лучше, чем Пугачева. Получалось у него так задушевно, проникновенно в его исполнении, хоть и в негромком звучании.
Мы взглянули друг на друга и тихо запели:

- Осенние листья шумят и шумят в саду,
  Знакомой тропой я рядом с тобой иду…


Февраль 2019 года


Рецензии