Русская литература конца 19 начала 20 веков символ
Символизм – европейское литературно-художественное направление, которое оформилось первоначально во Франции.
Русский символизм воспринял от западного многие эстетические установки – ориентация на идеалистическую философию, взгляд на творчество, на культово-обрядовый акт, для художника – искусство, как интуитивное постижение мира.
У писателей-символистов описания, бытовые сцены, объективные характеры приобретают многозначительно-иносказательный смысл.
БЕЛЫЙ
Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев, 1880-1934). Родился в семье профессора математики Н.В. Бугаева. В 1903 году окончил математический факультет Московского университета. Выступил в печати со стихами в 1901 г. Первый сборник стихов Белого «Золото в лазури» (1904) – отразил идеализацию патриархальной старины и ее ироническое переосмысление. В прозе Белый рассудочный символизм своеобразно переплетает с реалистическими традициями Гоголя и Достоевского.
В романе «Серебряный голубь» (1909) изображены мистические искания. Лучшие прозаические произведения Белого - роман «Петербург» (1914), где сквозь символистскую образность проступает сатира на бюрократический Петербург. Гротескна фигура сенатора Аблеухова, живого мертвеца.
Отрывок из романа А.Белого «Петербург»:
«…Он, признаться, не мог ожидать этих чувств от холодного, скрытного сына, - на лице которого эти два с половиною года он видел одни лишь ужимочки; рот, разорванный до ушей, и опущенный взор; и потом, повернувшись, озабоченно побежал Аполлон Аполлонович вон из комнаты - за каким-то предметом.
- "Мама... Мама..."
Страх, унижения всех этих суток, пропажа сардин-ницы, наконец, чувство полной ничтожности, все это, крутясь, развивалось мгновенными мыслями; утопало во влаге свидания:
- "Любимый, мой мальчик"…»
РЕМИЗОВ
Алексей Михайлович Ремизов (1877-1957). Русский писатель. Учился в Московском университете. Выступил в печати в 1902 году с переводом книги А. Роде «Гауптман и Ницше». Первая оригинальная книга Ремизова – «Лимонарь, сиречь: Луг духовный» (1907). В этом и последующих произведениях этого времени писатель делал попытку реставрировать язык до петровской эпохи.
Ремизов писал сказки, которые насыщаются анахронизмами, повторами, наивной логикой народного творчества средних веков России («Докука и балагурье»). В своих романах и повестях Ремизов показывает скитания писателя по глухим городам России (роман «Часы», повесть «Пятая язва»), впечатления детства, купеческой старины, московский фабричный и уличный быт (роман «Пруд», 1908). В его произведениях реальность смешивается с фантастикой, материал располагается причудливо, часто используются «сны».
Ремизов признавался: «Веду свое от Гоголя, Достоевского, Лескова. Чудесное – от Гоголя, боль от Достоевского, чудное и праведное от Лескова…»
Отрывок из романа А.М. Ремизова «Часы»:
«…Поздний вечер темным саваном плыл над городом, сливал и смешивал здания и трубы с тем полем и с тем лесом на окрайнах, зажигал красное полымя, поднимал луну, и давил визг животной боли, глушил крик о пощаде шмыганьем, гулом спешащих людских шагов и фонарями улиц.
Насытилась, должно быть, пьявка, пристававшая к Косте. Раздутая перевернулась она под сердцем, защемила ленивой губой пустую кожу сердца, выплюнула назад скверную кровь и опять гадким червяком свернулась безглазая…»
МЕРЕЖКОВСКИЙ
Мережковский Дмитрий Сергеевич (1866-1941). Философ, литературовед и писатель. Окончил историко-филологическое отделение Петербургского университета. Его первые литературные выступления были в начале 80-х годов девятнадцатого века – стихи, близкие к поэзии С.Я. Надсона. Увлечение современной французской поэзией, религиозно-мистические искания определили участие Мережковского в декадентской культуре. Самое значительное произведение писателя в прозе – трилогия «Христос и Антихрист», ч. 1 –«Отверженный» («Юлиан Отступник»), ч. 2 – «Воскресшие боги» («Леонардо да Винчи»), ч. 3 – «Антихрист» (Петр и Алексей). Основная мысль писателя – вечная борьба Христа с Антихристом, обостряющаяся в кульминационных точках истории – поэтому автор и соединил трех главных действующих лиц на одном художественном полотне.
Интересны в художественном отношении исторические пьесы Мережковского «Павел 1» (1908), «Царевич Алексей» и романы «Александр 1», «14 декабря».
В статьях «Л. Толстой и Ф. Достоевский. Жизнь и творчество» Мережковский предрекал появление нового А. Пушкина, задачей которого будет соединение художественных открытий Л. Толстого и Ф. Достоевского.
Отрывок из трилогии «Христос и Антихрист»:
«…Юлиан приносил на солнечном восходе благодарственную жертву богу войны Арею, состоявшую из десяти белых быков совершенной красоты, напоминавших изображения священных тельцов на древних эллинских мраморах. Все были веселы. Только этрусские авгуры, как всегда, сохраняли упрямую и зловещую угрюмость; с каждой победой Юлиана становились они все мрачнее, все безмолвнее. – Подвели первого быка к пылавшему жертвеннику, обвитому лаврами. Бык шел лениво и покорно; вдруг оступился, упал на колени, с жалобным мычанием, похожим на человеческий голос, от которого у всех мороз пробежал по телу, уткнул морду в пыль и, прежде чем двуострая секира виктимария коснулась его широкого лба,– затрепетал, издыхая. Подвели другого. Он тоже пал мертвым. Потом третий, четвертый. Все подходили к жертвеннику, вялые, слабые, едва державшиеся на ногах, как будто пораженные смертельной болезнью, и с унылым мычанием издыхали. Ропот ужаса послышался в войске. Это было страшное знаменье...»
БРЮСОВ
Брюсов Валерий Яковлевич (1873- 1924). Большую известность в начале 20 века получил его роман «Огненный ангел». Действие романа происходит в Германии 16 в., где автор показывает борьбу уходящего средневековья с новыми веяниями эпохи Возрождения.
В следующем романе Брюсова «Алтарь победы» (1912), действие происходит в Италии 4 в., где автор показал распад Римской империи. Герой романа попадает в водоворот приключений. В судьбе героя, юноши Юния, большое участие принимают две женщины: красавица Гасперия (сторонница античной культуры) и Гея (пророчица христианской секты).
В этих исторических романах Брюсов точно воспроизводит бытовую обстановку, использует исторические документы.
Отрывок из романа В.Я. Брюсова «Огненный ангел»:
«… Уже произнеся эти слова, понял я, как позорно было мне лгать в ту минуту, и меня охватили стыд и раздражение, так что, не добавив более ничего, почти выбежал я из комнаты Генриха, быстро спустился вниз по роскошной лестнице и гневным движением заставил растворить предо мною выходную дверь. Лицо моё в свежий ветер светлого зимнего дня и глаза мои в ясное синее небо упали как в водоём с ключевой водой, и я долго стоял, неуверенный, было ли в действительности всё, что произошло. Потом я пошёл по улице, как-то невольно касаясь рукою стен, словно слепой, нащупывающий свою дорогу, и вдруг прямо передо мною означилось лицо Ренаты, испуганное и бледное, с расширенными зрачками. Она хотела что-то спросить у меня, но я отстранил её с такой силой, что она едва не упала, ударившись о выступ дома, а сам пробежал дальше, не произнеся ни слова…»
Свидетельство о публикации №219020401406