Дым

               


На земле нашей русской, долгой, протяжной, так много раз бушевали пожарища, что кажется, будто каждый из ныне живущих, да и тех, кому только предстоит родиться здесь, пропитан запахом гари.
Или это всё же запах костра где-нибудь в самой глухомани леса векового, старого, а вокруг люди сидят и руки к пламени тянут, глаз с огня не спуская?
А может, это в степи, как ладонь ровной, горит собранный саксаул, и тоже – люди вокруг. Только один из них вдруг привстанет, потянет носом воздух, а потом ухом к земле припадёт и гул услышит. Копыт конских бой. Опять, стало быть, раскосая кривоногая смерть верхом на лошадях налетит, растопчет едва разгоревшееся пламя, похватает за русые косы женщин, приторочит их к сёдлам и умчит в бесконечность степи, оставив у костра изрубленные тела мужчин…
А если это дым от костра на берегу живописной речки, коих великое множество спешит по нашей земле к рекам большим, которые торопятся слиться с огромными, чтобы опрокинуть все свои воды в самый холодный на планете океан?
Или, всё же, это дымная гарь стелется от в очередной раз горящей Рязани или Москвы? И плачут снова стоящие рядом погорельцы, прижимая к груди самое дорогое, с чем остались, - детей. А к ногам их жмутся косматые вислоухие дворняги. И в глазах их отражаются умирающие огни на том месте, где совсем вот вчера ещё стоял  дом, которому они служили, который охраняли. Не уберегли, стало быть…
Но в любом случае «… дым отечества нам сладок и приятен…» и «… любовь к отеческим гробам, любовь к родному пепелищу…» - это именно те слова, которые за  нас всех  прокричали миру русские классики, обессмертив таким образом нашу национальную идею.
О гробах сейчас Юрий Сергеевич и думал. Точнее, - о гробе…
Сегодня ночью, наконец, умер его отец. Старику было уже почти девяносто. Последние три года он совсем не вставал, и все заботы о его такой вот растительной жизни легли на плечи сына. Иногда он приглашал сиделку, но так, чтобы постоянно, - нет, позволить себе не мог, ибо в средствах был ограничен. Пенсия, плюс какие-то подработки – доход весьма скромный.
Сейчас за окном занимался одноцветный февральский день. Небо, воздух, снежная земля были одинаковы: цвета застиранного больничного или железнодорожного белья. Только «больница» и «железная дорога» - это временно, всё равно конец-то обязательно будет: конец пути или конец жизни, реже – выздоровление.  А нынешний февраль казался бесконечно растянутым во времени. Бесконечно настолько, что, казалось, смешался уже с пространством и стал просто движение материи, стремящимся к пределу. А «пределом» в математике, как известно, является «бесконечность».  Этакая «повалившаяся на бок цифра восемь»…
Такая вот ерунда в голову всё время лезет. Но Юрий Сергеевич решил, что хоронить отца он не будет. Сожжёт и в стену замурует. Это потому, что после его смерти за могилой просто ухаживать станет некому: обрывается династия на Юрии Сергеевиче. Пусто за ним. Нет никого. Хоть сказать, что «не жил» Юрий Сергеевич о себе не может. Четыре брака за плечами. И все четыре – по любви.
Из первых трёх Юрий Сергеевич сам уходил. Везде свои причины были, но до сих пор он уверен был, что дело не в нём: женщины, оказавшиеся рядом, мелки были по сути своей и содержанию. Ни одна из них так до конца и не поняла его искренних устремлений жить по-совести, не идти на компромиссы.
И вот появилась последняя женщина, которая, казалось, самим провидением была послана ему.
Марина была на двадцать лет моложе. Преступно хороша собой. Она совершенно искренно верила, что супруг её не просто скрипач в оркестре театра оперетты, а скрипач выдающийся. Почему он так и не стал первой скрипкой, она недоумевала.
Дом их был уютен, чист и весел. Почти каждый вечер, после спектакля, кто-нибудь из приятелей шёл в эту гостеприимную обитель, где обязательно кормили и поили, а потом говорили обо всём, далеко за полночь, когда хозяйка, убравшая со стола и перемывшая посуду, сидела со слипающимися глазами, потому что вставала рано, ибо до работы ей добираться было больше часа. В конце концов она чуть улыбалась смущённо, прощалась и уходила спать. А компания единомышленников продолжала гудеть за столом, забыв, что и у них завтра репетиция в театре назначена на двенадцать.
Когда Марина заговорила с ним о ребёнке, он даже удивился вначале. Какой ребёнок? Где? Прямо здесь? У них в доме?..
Марина, наверное, забыла, что на руках у Юрия Сергеевича ещё и престарелый отец, что работа его связана с таким высоким градусом эмоционального напряжения, что дома он нуждается в полноценном отдыхе, что, в конце-то концов, прокормить ещё одного человека им будет достаточно проблематично.
И Марина больше не заговаривала об этом. И всё снова шло благополучно. Было уютно, тепло и домовито.
Как-то Юрий Сергеевич в последний рабочий день перед отпуском после спектакля поехал к приятелю. Тот обещал приятную компанию, преферанс и хорошее вино. Атмосфера оказалась действительно очаровательной настолько, что играли почти до самого утра, потом спали. Проснувшись, играли снова. Разошлись только тогда, когда в доме всё было выпито и съедено.
Когда он входил в собственный дом, то по застарелому  запаху  дыма в прихожей понял, что никого нет. Вошёл в комнату и увидел…

… На столе лежала распахнутая книга. Что это «Преступление и наказание» понял сразу, как только прочёл подчёркнутую яркой губной помадой строку. Это были последние слова вдовы Мармеладова Катерины Ивановны, умиравшей от туберкулёза:
«… Уездили клячу!.. Надорвала-а-ась!..»
… Рядом стояла пепельница, переполненная окурками. От них-то и тянуло дымом  по всей  квартире…


04.02.2019


Рецензии
Неожиданный конец... Начало особенно хорошо, каждое слово на своем месте. Но тут бы немного развернуть всю историю, выйдя за рамки миниатюры.

Владимир Еремин   20.07.2019 17:16     Заявить о нарушении