Пощечина современной русской прозе

Булат Ханов
Повесть «Дистимия»

«Оставь надежду, всяк сюда входящий»
Данте Алигьери, произведение «Божественная комедия».

Современная русская литература, в частности так называемая проза, никогда не вызывала у меня восторга или хотя бы намека на мимолетное восхищение. Во всяком случае, большинство работ современников – это унылые бездарные копии прошлого, которые оставляют кислое послевкусие.

«Дистимия» - она не такая. В ней никто не найдет и намека на сентиментальность, что многим читателям, возможно, не понравится. Только рациональность и снобизм. Ее главный герой, который ассоциируется с нетипичным социопатом и анти-позитивистом, пытается найти ответы на вопросы, которые лежат на поверхности мира сего, но никто не имеет и капли желания обратить на них свой взор.
Если говорить в целом, в произведении остро чувствуется дух недовольства этим миром, бунтарство и праведный гнев. Призывы к активным размышлениям над суровой современностью, то и дело заставляют подскакивать на месте, но, к сожалению, на этом все.

Меня всегда удивляло, что весь русский народ, любители подумать, посетовать на насущные проблемы и обсудить это с ближайшим недовольным. Мы готовы до дыр смаковать одну и ту же тему, но, чтобы сделать шаг навстречу к изменениям и прогрессу – найдется масса аргументов для очередного «нет».

В повести достаточно много интересных, свежих мыслей на счет нашего времени, с которыми я согласна полностью или отчасти. Пожалуй, я не буду выписывать их все и растолковывать: ибо когда-нибудь это сделают филологи и литературы, я вижу, что это произведение будет приравнено к русской классике 21 века.
Однако есть несколько изречений главного героя (автора?), которые не дают мне покоя, и вызывают волну негодования и протеста относительно моего мировоззрения. ;
 
Максим Алексеевич говорит, что «Нельзя просто так взять и перекодировать трудового человека, привив ему любовь к Штраусу и здоровому образу жизни…». Я понимаю, что образ рабочего человека, который читает Достоевского и без ума от классической оперы, плохо прорисовывается в сознании, если вообще возможен. Но, мы не должны быть жестоки по отношению к людям, которые дают обществу и государству больше, чем мы думаем: шанс на просвещение, какое оно возможно, имеет место быть по отношению к каждому рабочему человеку.

На одной из программ тренинга, главный герой заметил одного интересного персонажа, который не смог ускользнуть и от моих глаз: «Бабка в шляпке и с веером безликим голосом рассказала о нелегком женском быте».

Я не хочу придираться к каждому слову, я не Белинский. Но эта та строчка, которая говорит о проявлении некоего презрения со стороны Максима к женской половине человечества, и, кстати говоря, оно было проявлено еще в начале повести. Его можно понять, раз уж он разочаровался во всем, до чего можно коснуться или додуматься, кроме себя, то почему же женский пол тоже должен ускользать от лап гендерного социопата?

Та «бабка» ассоциируется с аристократичной личностью, которая, как принято считать, не совершает действий тяжелей, чем светский визит к ей подобным. Ее нелегкий быт — это необязательно посиделки за чашкой чая при свечах. В большинстве случаев, это борьба за малый кусок равноправия, за шанс реализовать себя и свои возможности, не быть посмешищем в глазах мужского общества. К сожалению, эта борьба в любых ее проявлениях будет актуальна, возможно, всегда.

«Главное – это люди. Величайшее счастье не считать себя особенным, а быть как все люди. Тренинги бессмысленны. Они лишь соблазняют вас».
Мэр Каменский.

Реализация своих личностных качеств, проявление индивидуализма и осознанность своего выбора — это отлично! Сейчас это отличает сформировавшуюся личность от человека, который предпочел социальную систему своим предпочтениям и возможностям. Вот только с каждый годом индивидуализация приобретает более откровенную, даже пошлую форму, и становится агрессивней по отношению даже к своим избранникам.

Почему-то вдруг все(!) решили, что например вредные привычки – это выбор, и отнять его никто не может. Согласно общим тенденциям это действительно так, но, если этот выбор погубит (а он погубит!) целое будущее поколение, я не согласна мириться с проявлением индивидуализма в таком виде. Иногда все-таки нужно быть как все, что создано природой – не отнимешь.

В целом повесть прочитана за один раз, ибо написано далеко не нудно, строчки плавно перетекают из одной в другую, хотя атмосфера произведения немного тяжеловата и сумбурна.

Автор, с помощью непринужденной игры слов и вариаций, дал жесткую пощечину тем, кто привык носить розовые очки, лишь меняя их оттенки, с одного на другой.

«Дистимия» с грохотом протаранила потолок современной прозы, дав надежду на возрождение былой русской мысли и пищу для размышления начинающим писателям, который норовят покорить сердца людей, неравнодушных к томным размышлениям в суровой действительности.


Автор: Анна Колдман.


Рецензии
К сожалению, не читал, но вам, товарищ красотка Колдман, верю без оглядки. я остановился на "Петушках", а в них Венечка прекрасно подаёт любовь трудового человека к Штраусу и другим арфисткам.
Спасибо, ваш Царь зв.

Лев Верабук   06.02.2019 19:26     Заявить о нарушении