Сквозь годы 7

     Десять дней стояли морозы. Сегодня - небольшой морозец и солнышко, и я спешу на свидание с природой. Иду через берёзовый лес с пятнами света и тени. Это - мой дом, прекрасный, сказочный дом. Все дворцы, построенные людьми, ничто по сравнению с моим домом, которым сейчас обладаю только я, в котором никого нет, кроме меня. Иду не спеша, надиктовывая текст...
     ...В жизни всегда стремлюсь к пониманию, оно освобождает от абсурда непонимания, оно ведёт к свободе находить во всём новые смыслы, как пути в мир, в жизнь, в себя самого, наконец, найти пути свободы...
     Человек всегда живёт в настоящем, которое, не успеваешь оглянуться, становится прошлым - нстоящее просто использует и, казалось бы, огромное количество ощущений, чувств, рассуждений, бед и радостей, выпавших на долю человека, оказывается до обидного ограничено... В жизни всё намного серьёзнее, чем сама жизнь...
     Ни один текст я не писал так трудно, как этот - меня всё время сбивает с толку переплетение вдохновения и прозы прошедшей жизни.
     Нет, время не может быть враждебно человеку, во всяком случае, ко мне оно благосклонно: я осуществил то, что должен был осуществить, и не сделал того, что могло бы безжалостно ввергнуть меня в пучину иллюзии... Возможно я так думаю потому, что не хочу, или не могу признаться самому себе в иллюзорности своей жизни, своих усилий?.. Но я не могу наказать себя за будущее, как, впрочем, и за прошлое...
     У истин тоже есть возраст - как у людей, как у всего на свете, - есть истины старые от рождения (как та, которая гласит, что всё проходит, всё тонет в забвении, породившая некогда знаменитый державинский образ "реки времени"), но есть истины неувядающе молодые, как истина свободы выбора, гласящая: сам человек выбирает свою судьбу, сам себя созидает и разрушает...
     Мне кажется, что СУДЬБА Николая Васильевича Гоголя как нельзя лучше свидетельствует об этом. Ещё во время срочной службы в армии за активную общественную работу меня наградили собранием сочинений Н.В.Гоголя. Всегда обращаюсь к его книгам, особенно когда "кошки скребут на душе", - помогает...
     Возможно, я ошибаюсь, но у меня сложилось впечатление, что чувство смерти - основное в Гоголе. Этим чувством он поверят жизнь, и потому она так мелка и пошла в его глазах. Отсюда и его негодование на людей. Они для него - "мертвые души", потому что не видят смерти. Это чувство - источник всего его творчества. Контраст жизни и смерти всегда перед его глазами.
     Гоголю нужен мир не таким, каким его создал Бог, а каким он пересоздаётся им самим. Здесь рождается его демонизм.
     В "Портрете", самой автобиографической повести Гоголя, дано заранее объяснение его "катастрофы". Там же он нарисовал "антихриста" и испугался.
     "Мертвые души" писались в Риме, потому что чувством, внушавшимся ему Вечным Городом - городом Вечности, - Гоголь поверял современную ему минуту жизни. И к Италии его тянуло, потому что итальянцы ТЕХ лет, имевшие много крупных пороков, не имели одного мелкого - порока пошлости. Это и подкупило в них Гоголя, всегда так остро чувствовавшего "пошлость пошлого человека" и утомлённого способностью к ней русских.
     Его жизнь - настоящая жизнь романтика, единственная среди русских писательских биографий. Он на деле воплотил в себе лермонтовского "пророка"...
     Гоголь - жертва за Россию, но и первый её разрушитель...

            Продолжение следует...


Рецензии