Эссе о скуке 27 ноября-27 декабря 2010г

Подумав немного я решил написать о таком загадочном явлении,которое именуется скукой.Мне это свойство неведомо,но возможности моего интеллекта позволяют мне обрисовать дефиницию скуки,а возможно,в будущем даже найти вакцину для сего ущербного качества человеческого духа.С моей точки зрения,существуют две формы скуки.Первая и основная разновидность скуки или интро-скука является главным типом этой болезни.Она присутствует в различных формах у очень многих людей. Автору данных размышлений она неведома,но умопостигаема как постигаема для врача-психиатора любая болезнь с характерными симптомами.О скуке очень много писалось и говорилось всякой всячины,но большая часть из тех кто о ней писал и говорил едва ли уяснили для самих себя и прояснили для других сущность проблемы(а среди писавших было очень много известных писателей и поэтов).Основной проблемой большинства скуковедов было то что при всём своём уме и глубокомыслии они не разработали точных дефиниций скуки.Иногда они,как и очень многие люди в наши дни,применяли слово "скука"неправильно т.е. в таких случаях когда вместо скуки было бы правильно написать одиночество,сплин,лень или апатия.А теперь я постараюсь вывести точное определение скуки.Скукой именуется такое состояние индивидуума в котором он будучи внутренне опустошён старыми впечатлениями болезненно жаждет новых чувств и впечатлений.Именно в этой болезненной тяге к новым впечатлениям и проявляется основная форма скуки или интро-скука.Поэтому никогда не следует путать скуку с одиночеством и ленью.Ленивый человек не опустошён,он лежит на диване (как автор данного дневника)и мечтает,наслаждаясь свободным потоком идей и грёз.Он вполне счастлив(если это можно назвать подобием счастья)и не очень склонен менять положение вещей.Одинокий человек чувствует себя несчастным,непонятым и он идёт в люди,чтобы его пожалели,выслушали и одобрили,но чаще всего не находит не одобрительных слов не нежной женской ласки.Мне очень знакомо чувство одиночества равно как и лени,но зато со скукой я слава Всевышнему на Вы. Я могу испытывать страшную тоску,тревогу и одиночество,но никогда не скучаю. Одинокий человек идёт в мир обременённый тяжестью интересных идей,мыслей и гипотез. Скучный человек идёт в мир с пустой головой и пустым сердцем.Он ждёт,чтобы его заполнили ибо он пуст как гроб в котором заколочена крышка,но нет мертвеца.Не случайно поэт Шарль Бодлер сравнил скуку с утончённым чудовищем готовым смеясь разрушить целый мир"проглотить одним своим зевком",а русский поэт Александр Блок писал в своей поэме "Двенадцать"о страшном механизме именуемом скукой,который способен манипулировать толпой.Впрочем,если вы откроете словарь синонимов русского языка,то увидите что слово скука совершенно неуместно находиться рядом с такими словами как хандра,сплин и уныние. Впрочем,если обратиться к этимологии этого слова,то можно увидеть сходство со словом скукожиться т.е. сжаться. Сходство со словом скукожиться или сжаться очень символично.Изначально под скукой и подразумевался внутренний дискомфорт,подавленность связанная с агрессивной внешней средой. Это и есть первоскука или экстроскука, т.е. скука идущая от внешнего мира,а не свойственная личности. Такую скуку испытывает иногда любой индивидуум,когда его загоняют в угол,мешают заниматься любимым делом,думать о любимых увлечениях или(что ещё страшнее для автора данного дневника)мешают мечтать и вколачивают в разум дело и дело прежде всего.Такую страшную первоскуку(экстроскуку),идущую от мира сего и его ужасного повелителя,можно условно назвать скукой чужих дел и мыслей. Нечто скукоподобное приходилось мне ощущать в годы моего пребывания на школьной скамье.Как честный человек,я посещал уроки математики в школе,несмотря на то что органически не переносил её как впрочем и физику,химию,физкультуру и труд.Как честный человек,я был вынужден присутствовать на занятиях в школе и слушать неинтересные мне уроки безуспешно пытаясь вникнуть в их суть.Разумеется,я желал бы мечтать о более интересных для меня вещах.И воспарил бы вслед своей непобедимой мысли,но мечтая я несомненно оказался бы в очень дальних краях Надежды и Любви далеко далеко от школьной парты и сухого и очень неинтересного для меня предмета. Иногда я поступал именно так. И тогда мне защищённому крыльями и панцирем мечты не могла угрожать никакая экстроскука.Но школьные обязанности и маячащая на горизонте"проблема второго года"жгли мне крылья мечты страшнее любого пламени и вынуждали меня вникать и скукоживаться,глядя в уже тронутые тленом человеческой глупости и скудоумия страницы изрисованных и изорванных учебников,в тупосмешливые лица одноклассников,и в озабоченные вечными проблемами низких зарплат физиономии учителей.(Из моего короткого философского дневника за 2010 г. Работа про скуку не была завершена полностью.В момент публикации её на прозе ру я провёл гиперминимальную редакцию данной заметки.)


Рецензии