ОВОД

На высоком холме, покрытом виноградниками и оливами, красовался, играл на солнце всеми цветами радуги княжеский дворец. Жили во дворце князь Никандр, княгиня Анна и их дочь, прелестная юная княжна Мэри, весёлая певунья и хохотушка. Отец любил дочку до безумия. Не было для него большего удовольствия, чем порадовать свою дочурку. Однажды он сказал:
- Скучно тебе одной! Мне посоветовали взять тебе фрейлину. Девушка хорошая, училась в институте благородных девиц. Но умер отец и пришлось ей вернуться к матери. Языки знает, будете с ней болтать по-английски и по-турецки.
  Так появилась Тамара. Это была маленькая изящная девушка с длинной каштановой косой. Коса была толстая и доходила почти до пяток. Она затевала с Мэри интересные игры на английском языке.  В игре тётушка приехала из Польши к племяннице в Лондон. Она плохо знала английский, неправильно произносила и слово имело другое значение. Наподобие такого русского анекдота: едет вьетнамский студент в автобусе. Ему надо выходить. Перед ним стоит женщина. Он ей говорит: «Выходите!» Ударение ставит на предпоследнем слоге. Женщина удивлённо смотрит на него. Он повторяет. «Выходите. Ведь я выхожу!»  Один из пассажиров с негодованием почти кричит:  «Почему моя жена должна выходить вместе с Вами?»  А хочет этот вьетнамец спросить «Вы выходите?» с ударением на втором слоге.
Получалось очень смешно и девушки смеялись громко и задорно. Тамара быстро завоевала любовь княжны.
Однажды Мэри уехала вместе с родителями в гости. Стоял  жаркий, летний день. Тамара отдыхала. Полулежала в красивом шезлонге на берегу маленькой, но живописной речки. В эту речку опрокинулся весь лес от берегов до самого синего неба. Дикая смородина свесила к самой воде свои крупные ягоды. Зелёный молодой хмель вьюном поднимался по высокой, сухой ели. Тамара рассматривала всё вокруг и радостно отдыхала. Какая красота кругом! Вдруг откуда-то с громким жужжанием налетел овод, больно укусил в руку и сел на соседний пень как ни в чём ни бывало.
  Тома сняла с головы кепку и накрыла ею бессовестную муху. Поймала!
- Вот ты мне и попался, тот который кусался! Теперь я тебя казню!
А рука в месте укуса всё больше краснела и распухала.
- Ой, как больно! За это я оторву тебе крылышки!
А овод расправил крылья и заговорил человеческим голосом:
- Я сегодня первый раз вылетел на прогулку. Я ещё маленький! Не знал, что мой укус такой  болезненный.  Пожалуйста, прости меня. Я буду твоим верным другом. Каждый день буду навещать тебя, может быть, я тебе и пригожусь. Девушка отпустила красавца-овода и отправилась домой полечить укушенную руку.  На следующий день Тамара решила угостить овода. На тот пенёк, где он сидел, положила кусочек сахара. И, действительно, увидела, как он прилетел и начал «грызть» своим хоботком сахар. Потом стала делать это постоянно.
Незаметно летели дни, пробегали недели. Однажды князь объявил после обеда:
- Царь Георг хочет женить сына, принца Валентина. Объявил смотрины. Тебе, дочь моя, прислали приглашение.
Мэри взяла пригласительный билет и выбежала из гостиной.  Села под старой оливой  и в глубоком молчании вспоминала, как красавец принц вместе с отцом  приезжал к ним в гости два года назад. Они были недолго, и почти не пришлось ей с Валентином поговорить. Незаметно подошла Тамара, весело сказала:
- Во что поиграем? Давай в барышню-крестьянку. Что-то мы её обижаем: давно в неё не играли! Мэри оживилась:
- А может быть, мы на самом деле в неё сыграем по-настоящему! Сегодня отец заявил, что у принца Валентина назначены смотрины. У меня лежит в кармане приглашение. Мы с тобой меняется платьями, и ты идёшь к нему на смотрины. Всё запоминай, потом мне расскажешь!
И Тамара пошла. Когда она увидела великолепие дворца, у неё закружилась голова. И двери позолочены, и люстры огромные хрустальные, шикарная мраморная лестница с прекрасными бордовыми коврами – всё блестит,  разноцветными огоньками подсвечивается. Тамара испуганно подумала:
«Нет, не запомнить мне всего! Что я своей хозяйке расскажу?»
Гостей было много: и молоденькие девочки, и постарше, и их мамы, тётки, бабушки. Люди переговаривались, смеялись – стоял гул. День выдался жаркий,
в гостиной было душно. Кто-то открыл окно. Залетела муха, потом другая. Вышел в царских одеждах царь-отец. Что-то говорил, Тамара не слышала, переживала, ругала себя: зачем согласилась на такую аферу? Что дальше?  Как убежать отсюда?
Вдруг наступила мёртвая тишина. Вышел принц. Низко поклонился, преклонил колено и весело заговорил:
- Дорогие наши гости и гостьи! Я очень рад вас видеть. Все девушки хороши, как весенние дивные цветы. Я вас всех люблю, но женюсь на самой мудрой и самой находчивой.
В это время дворецкий вынес поднос со стаканами воды.
Опять взял слово царь-отец:
- Вот здесь десять одинаковых стаканов с водой. В одних стаканах вода кипячёная, в других минеральная и в одном – вода из речки. Кто может определить, где, в каком стакане вода из реки, та девушка выходит замуж за моего сына.
Наступила тишина. Громким голосом царь спросил:
- Кто из вас самый храбрый? Какая леди выйдет первой? Вышла высокая статная красавица. Муха опустилась над одним из стаканов. Девушка брезгливо поморщилась и отвернулась от того стакана, над которым кружилась муха.
Она указала тонким пальчиком на какой-то стакан, но громкий голос произнёс:
- К сожалению, Вы не угадали.  Кто ещё отважится узнать в стакане речную воду?
Следующая очень миленькая девочка, увидев муху, вскрикнула:
- Прогоните мух! – и замахала рукой, стараясь прогнать надоеду.
И опять громкий голос оповестил о неудаче и пригласил следующего.
Девушка протянула было руку к дальнему стакану, но откуда ни возьмись, вдруг вылетел огромный овод и укусил  протянутую руку. Девушка вскрикнула, тут же появился лекарь в белом халате,  дворецкий с большим полотенцем – гнать муху к окну. Но овод  поднялся к потолку и спрятался где-то в люстре.
Никто не угадал стакан с речной водой! Наконец, подошла очередь Тамары. Она была последней. Не хотела выходить, но соседка (чья-то мама) её подтолкнула и громко сказала:
- Идите! Не надо бояться! Мир любит смелых!
 Тамара подошла к стаканам и остановилась. Стояла необычная тишина.   И вдруг большой овод, с тихим жужжанием опустился к самому дальнему стакану. Тамара, не раздумывая, указала на этот стакан.
Тут же громкий голос торжественно объявил о её победе. Подошёл принц, преклонил колено и осторожно спросил:
- Кто помог тебе узнать речную воду, отделить её от других?
Тамара, раскрасневшись, тихо ответила:
- Муха.
А царь, довольный находчивостью девушки, громко сказал:
- Ты умница! Конечно, любая муха выберет привычную ей, родную речную воду, а не газированную и не минеральную.  Поздравляю!
После этого всех пригласили к столу. И … что это??  Около принца место пусто!
А где же невеста?  Она исчезла, пропала!
Царь объявил поиск  будущей принцессы. В описании говорилось: небольшого
роста, изящная, с длинной каштановой косой.
А Тамара, запыхавшаяся от быстрого бега, явилась перед Мэри. Выпила три стакана воды, и только после этого начала рассказывать.
Мэри перебила:
- Пока ты бежала сюда, царь Георг объявил розыски принцессы изящной с длинной каштановой косой.
Тамара задумалась:
- Мало ли изящных  девушек?
- Да, но таких волос, наверное, больше ни у кого нет. Узнают тебя по косе.
У Тамары на глазах появилась крупная слеза.
- Что случилось? Почему ты плачешь?
В ответ раздались всхлипывания:
- Жалко резать косу…  Но ничего не поделаешь… 
Девушка распустила волосы и залилась слезами.  Мэри принесла большие ножницы. Успела отрезать одну прядь, как вдруг дверь открылась и вошёл князь,
отец Мэри:
- Что у вас происходит? Объясните мне!
Тамара не выдержала, разрыдалась:
- Я виновата во всём! Простите меня, если можете! Это всё я!
Но Мэри ее перебила:
- Неправда! Я придумала эту игру и отправила Тамару на смотрины!
Князь громко засмеялся:
- Ох, вы девицы-озорницы!  Как же теперь быть? Придётся тебе, дорогая, стать
принцессой. Что ж, будем соседями, и вы сможете продолжать свои игры!
Вдруг дверь открылась, и на пороге стоял раскрасневшийся дворецкий:
- Там…  там…  сам царь-батюшка!
- Ну, что, выйдем, поприветствуем царя-батюшку!
Царь шагал навстречу. Заметно было, что он разгневан. Подал голос князь:
- Не вели казнить, вели помиловать, царь-батюшка! – и князь согнулся в низком поклоне. 
Царь молчал и хмурился. Потом каким-то металлическим голосом произнёс:
- Эта девчонка опозорила моего сына, принца Валентина. Это не останется безнаказанным!
А Тамара опустилась на колени:
- Я виновата: испугалась и убежала. Я готова принять любое наказание.

-Я велю обрить твою шальную голову, ибо она не достойна носить такие шикарные волосы. А когда твои волосы снова отрастут, я велю их снова сбрить!
Бритая, ты будешь чистить хлев и не выйдешь оттуда, пока твои волосы не отрастут после четвёртого бритья! И порку ежедневную будешь получать.
Царь замолчал. Наступила напряженная тишина. Тихо сказал князь:
- Ваше Величество, цирюльник будет только завтра.
- Тогда я повезу её к себе, и мой цирюльник её побреет.
- Ваше величество, позвольте мне проводить мою любимую фрейлину, пожалуйста! - робко попросила Мэри.
В царской карете ехали по просёлочным дорогам через поля и луга. Вдруг увидели юношу, который косил траву.  Мэри попросила:

- Ваше Величество, позвольте мне отстать от вас, нарвать цветов. На этом лугу
они такие великолепные!
Царь, ничего не подозревая, разрешил Мэри отстать.  Как только карета удалилась, девушка помчалась к юноше, который косил.
- Пожалуйста, скорее, бегом беги во дворец. Вызови принца. Скажи: беда, надо выручать Тамару, его, принца, невесту. Беги, разыщи принца Валентина, пусть он встречает царскую карету и своего разгневанного отца. А потом придёшь во владения князя Никандра, вызовешь княжну Мэри, и я хорошо тебе заплачу!
Мальчишка побежал, а Мэри вышла на дорогу и захромала. Пусть подождут!
Она с трудом зашла в карету и стала громко рассказывать, как споткнулась, подвернула ногу и теперь не может ходить, на эту ногу не встать.
А не доезжая до дворца, увидели они принца. Он с нетерпением ждал карету, пошёл навстречу. Отец удивился:
- Почему ты на дороге? Встречаешь? А как ты узнал, что мы едем?
 Я везу ту, которая обидела и опозорила моего сына. Она будет наказана: я велю   сбрить её длинные косы. Мы сейчас же едем к цирюльнику.
Принц опустил глаза и сказал твёрдым голосом:
- Отец, я прошу тебя простить её также, как я простил и радуюсь её приезду.
- Но волосы – это её украшение – надо сбить.
- Отец мой, ведь это моя жена. В этих великолепных, прекрасных волосах я буду купаться! Я очень тебя прошу, прости её! Скажи, что я должен сделать, чтобы ты выполнил мою просьбу? Встать на колени?
Царь-отец, глядя на счастливые глаза своего сына, смилостивился:
- Ладно. Ничего не надо делать. Идите с Богом!
Валентин не подошёл – подбежал к карете и подал руку Тамаре.
Слегка поддерживая её под руку, он оглянулся на отца, кивнул ему в знак благодарности, и они быстро пошли неизвестно куда. Издали видно было, как скованно держала себя Тамара и как постепенно распрямлялась спина, она расслаблялась. Они были уже совсем далеко, когда донесся до отца звонкий, счастливый смех.
 Царь Георг посмотрел на Мэри и улыбнулся:
- Бери мою карету, кучер привезёт тебя домой. Скажи отцу, пусть готовится к свадьбе. Принц Валентин женится.


Рецензии