Четырнадцатая серия. Часть А

По мере реализации давней своей задумки, а именно: попытаться прокомментировать
определенное количество фотографий соответствующим числом записей в дневнике появляются непредвиденные трудности и нестыковки. Что-то мешает планомерному и поступательному движению в заданном направлении, постоянно нарастает какое-то чувство неловкости из-за несоответствия амбициозно объявленного названия проекта действительному его содержанию. Невольно начинает превалировать описательная составляющая, так как подавляющее большинство событий, заслуживающих по моему мнению, упоминания, просто не может быть проиллюстрировано соответствующими собственноручно изготовленными фотоснимками. Иначе говоря, идея начинает выдыхаться, просто в течении некоторого времени я несколько охладел к фотоделу, которое требовало к себе «взрослого», настоящего отношения. Ведь «понарошку» фотографию не сделаешь. Тут все по-настоящему. Фотоаппарат – настоящий; фотопленка – настоящая, если на нее попадет свет, она просто станет непригодной; фотобачок – настоящий, не игрушечный и в него надо правильно и в полной темноте «зарядить» фотопленку; химикаты – тоже настоящие, а не простая водичка из-под крана, их надо правильно растворить, приготовить, применять и хранить, а главное – не перепутать; фотолаборатория домашняя – настоящая, увеличитель, ванночки, красный фонарь, рамка для фотобумаги, пинцет и наличие темной комнаты, в которую нельзя без предупреждения заходить в течении одного-двух часов; обработка отпечатков – опять же специфическая процедура, мокрые и не промытые фотокарточки превратятся в кусочки грязной бумаги. А если учесть, что в детской комнате часто обитала моя старшая сестра с дочкой, пока той не исполнилось четыре годика и они не перебрались назад в Совгавань, то условий для занятий фотографией в течении 1968-1970 года у меня просто не было физически, плюс "Чайка" постоянно ломалась. Так что волей не волей придется пропустить этот период, так как вроде не с руки ограничиваться одними описаниями событий, даже если и сделанными собственноручно, не прилагая также собственноручно изготовленных фотоснимков, так сказать, «на злобу дня». Поэтому ниже я приведу несколько наиболее характерных выдержек из своего дневника, относящихся к периоду «фотобездействия», хотя несколько пленок, все-таки отснятых в то время, просто-напросто были мною уничтожены, как не представляющие «особой» ценности из-за их низкого качества – недопроявка, передержка, засветка и отсутствие резкости, а такжехорошая горючесть. Восполню пробел снимками, которые присылал мне
оставшийся в Совгавани дружок Сергей. Итак, год 1969.

 21/IV – 1969 года.
Я уже почти полгода не заглядывал в свой дневник. Я не написал, что 2 марта Китайцы совершили подлое нападение на советских пограничников. 15 марта китайцы совершили подлую провокацию на острове Даманском. После этих событий четверо советских пограничников получили звание героя советского союза. Это – Стрельников и Леонов – посмертно. Бубенин и Бабанский. 14 января стартовал космический корабль «Союз-4» с гражданином Советского Союза Шаталовым. 15 января стартовал космический корабль «Союз-5» с тремя человеками на борту. Это – Елисеев, Хрунов, Волынов. В результате стыковки этих кораблей было построена и начала свое существование первая ЭКС – экспериментальная космическая станция. 12 января моему дневнику исполнилось 2 года.
Сегодня с утра шел «собачий» дождь. В школе по физической культуре получил «5». Сделал реактивный самолет «Спитфайер-1». Но он потерпел аварию – из-за меня – я его рано пустил. Сегодня у нас не было урока алгебры. На днях получил письмо из Советской Гавани от Климовой Наташи с пресловутой игрой наподобие «Флоринского счастья». Ох и разозлился же я!!!
Сегодня после недельного перерыва пришел в Краевую Детскую библиотеку и обменял книги. Завтра знаменательная дата – День рождения Владимира Ильича Ленина. Нам надо прийти в белых рубашках. По английскому языку мне надо готовиться к диктанту и рассказу о биографии Ленина.

22/IV – 1969 года.
Сегодня знаменательная дата – День рождения Владимира Ильича Ленина. Вечер. Сегодня проводил стационарные испытания ракетных двигателей. Сейчас сажусь делать уроки.

24/IV – 1969 года.
Утро. Сегодня мне надо делать политинформацию, а я ничего не сделал. Сегодня по литературе мы должны писать сочинение по стихотворению Маяковского.

3/VI – 1969 года.
Вечер. Сейчас очень большая облачность. Сегодня я ходил на зачет по литературе. Его сдал. Сегодня мы с Ванделе жгли различные смеси из селитры, серы и угля. Капитально получилось.

19/VIII – 1969
Не знаю что писать. На днях приехала Люда. Может быть завтра приедет Вовка.

26/VIII-1969
Сегодня утром приехал Вовка. Ко мне он конечно не зашел.

1/IX-1969.
30 августа Серега прислал письмо. В нем он указал ответный удар по моей флотилии. Сегодня утром я отправил ему письмо, в котором написал свой очередной ход и чертеж ружье. Также послал ему несколько фотографий, которые я сделал камерой-абскурой, работающей на фотобумаге. Сегодня я первый раз пошел в школу, на этот раз в 8 класс. У нас в школе утвердили кабинетную систему. Сейчас мы носимся из класса в класс. У нас в классе появились две новые девочки. Фамилии я их пока не знаю. Может, вскоре узнаю. Ну с Людой пока еще ничего не случилось. В классе все нормально, разве только Глаз, Горилла и Цидрик остались на второй год и поступили в какие-то училища. Сегодня шел из школы и нашел пятнадцать копеек. Это уже к лучшему. Серега скоро пришлет фотографии девчонок нашего двора в Совгавани. Не знаю, может он и врет. Ответным письмом Серега прислал 53 марки!!! Он просто озверел. Между прочим большинство марок за пятидесятые годы, что же придется начать копить марки. Сегодня с Танькой были в магазине «Башмачок» и купили мне новые полуботинки. Теперь мне есть в чем ходить в школу.

3/IX-1969.
Сейчас утро. На улице солнечно, но есть небольшие облака. Тепло. Сейчас 7 часов 30 минут. Вчера я ходил к папе. От него вместе с ним пошли к одному человеку в гостиницу «Дальний Восток». Он живет в 201 номере. У него мы покушали. Затем я взял сумку с рыбой и пошел домой. По дороге я купил пульверизатор за рубль и круговую логарифмическую линейку – за три рубля 10 копеек. Вчера с папой мы красили пол. Все уделались в краску, но Ольга больше всех. Затем все отмывались растворителем. Вечер. Сейчас на улице идет дождь. Сегодня в школе учительница по русскому языку сказала, чтобы в следующий раз принес ручку с пером. Но у меня такой ручки нету.

6/IX-1969.
11 часов вечера. Вчера я не ходил в школу. Танька пошла сдавать экзамены, а я остался смотреть за Ольгой. Вчера у нас было всего 2 урока. После второго урока все восьмые и девятые классы поехали встречать студентов из Вьетнама. Но первый пришел поезд с японскими туристами. Японцы думали, что это встречают их и получилась хохма. Сегодня в школе я получил 3 по химии и 4 по физике. Сегодня Таня улетела в Советскую Гавань. И Ольга улетела с Танькой тоже. Серега уже 6 день не может прислать письмо. Сегодня примерно в 7 часов вечера начался дождь с грозой. Ну и сверкало!!

7/IX-1969.
Сегодня в 6 часов вечера пошел дождь. Сегодня с Вовкой мы пускали змея. Серега письмо еще не прислал.

9/IX-1969.
Вечер. Сегодня утром было солнечно. Но на улице было холодновато. Вчера я с Вовкой отнес доску в школу. Уже третий день мы «готовимся» вступать в комсомол. «Подготовки» проходят в сплошном хохоте. Уставы ВЛКСМ мы с помощью Капицына стали называть «цитатниками». Сегодня получил «4» по контрольной по химии. Сделал сегодня генератор.

11/IX-1969.
Вечер. Сегодня утром часов в 9 на улице был сильный туман, но день был теплый. Сегодня у нас было 4 урока. Сегодня я с папой ходил в Универмаг за пальто. В Универмаге мы купили мне пальто и рубашку. Я же себе купил дальномер «Блик» за 3 рубля 30 копеек. И все же у меня осталось еще 40 копеек. Я накоплю еще 1 рубль и 14 копеек и куплю набор батареек. Одна из них имеет напряжение 75 вольт. Итак еще 1 рубль 14 копеек и набор у меня. Серега подлец еще не прислал письма, или мое не дошло к нему. Одно из двух.

13/IX-1969.
Утро. Сейчас на улице солнечно, на небе ни облачка. Наверное, тепло. Сейчас, только что я написал Сереге письмо. Мое то письмо, не дошло, оно наверное потерялось в дороге. Но ничего, это уж он получит. День. 12 часов. Сейчас на улице солнечно. Тепло. На небе ни облачка. Сегодня у нас было 3 урока. Вместо 6 по плану. Но в час надо идти в школу на английский. Письмо от Сереги так и не пришло. Вчера я гонял шпану с фонариком. Вечером я взял фонарик и брызгалку. Мальчишки прятались в траве, а я их искал. Когда я нашел кого-нибудь из них, то поливал водой из брызгалки. Сегодня у нас была самостоятельная работа по физике. Я скорее всего получу 5.

16/IX-1969.
Сегодня в школе получил «5» по географии. Вечером я с Людой стоял в очереди за арбузами, вернее, она а не я. Но арбузов мы не купили.

24/IX-1969.
День. Сейчас на улице колотун, но солнечно. На небе легкие облака. 22 сентября я сломал белую шариковую ручку. 2 дня ходил без ручки. Но вчера папа купил мне белую простую чернильную авторучку. Она еще царапает, но писать удобно. И главное. Я вступаю в КомСоМол. Вот это самое главное. Я вступлю в комсомол скорее всего во вторник. Ванделе дал мне несколько фотографий, которые я должен передать Поспеловой. Сегодня я остался на 7 урок. Конечно на английский. Осталась почти вся группа.

1/X-1969.
День. Сейчас на улице идет мелкий дождик. Холодно. Сегодня я примерно на 30% стал комсомольцем. Сегодня я был на совете дружины, специально для тех, кто вступает в комсомол. Когда я пришел, около пионерской стояли: Капицын, Минеева, Матюхин, Юрков. Я подошел, а они постучали в пионерскую и отскочили. Через минуту меня вызвали на совет. Там мне задали несколько вопросов. Например. Где появился первый пионерский отряд? Какие общественные нагрузки я несу? Мою автобиографию. Как называлась первая пионерская газета? Каких пионеров-героев ты знаешь? Что написано на знамени? Девиз пионеров. Почти на все вопросы я ответил правильно. И на совете мне дали рекомендацию на комитет. И еще. Завтра мне надо исправить 2 по истории. Завтра же после 6 урока будет комитет, на котором я буду отвечать устав ВЛКСМ. И после комитета мне официально надо будет вступать в комсомол на райкоме.

3/X-1969.
Вечер. Вчера в 2.30 я был на комитете. Там у меня спросили. Когда родился комсомол? Кто был первым комсомольцем? Что лежит в основе комсомола? Я ответил правильно, только ошибся на 1 день. Комсомол родился в 1918 году 29 октября, а я сказал 28 октября. Спросили, какую нагрузку я несу. Как учусь. Отработал ли я практику. Потом все голосовали. И приняли!!! Сказали, что бы я исправил двойки и доработал практику. Еще сказали, что нужно 3 фотокарточки. Сегодня в школе ничего не произошло. Завтра я сменяюсь с Шепелем монетами. Поспелова обещала принести монету. Какую, она сама не знает. Я сделал себе из фонарика прожектор. Взял и подвесил фонарик под окном. Сейчас включу и на улице перед домом осветится участок примерно 2х3 метра. Ну ладно. Мне уже надо ложится спать. А то папа ругается.

4/X-1969.
Сегодня я ходил в фото. Там я сфотографировался и завтра пойду в 5 часов получать фотки. Оказывается в райком идти в понедельник. С собой надо иметь 3 фотографии и 35 копеек. Приходить в парадной форме. Завтра надо будет подучить устав.

5/X-1969.
(Утро). Сейчас на улице колотун. На небе серые тучи. Солнца нет. Ветра тоже. Сегодня я перепишу устав в тетрадь. Завтра надо будет выучить устав. Завтра я пойду в райком, где меня и остальных окончательно примут в комсомол.


Рецензии