Воспитание личности

В цивилизованном обществе воспитанием человека занимается множество различных государственных ведомств, частных учреждений и общественных организаций… Однако во все времена на нравственное воспитание молодёжи существенное влияние оказывали семья, род. Там складываются нравственные основы, взгляды будущего гражданина на взаимоотношения людей вне и внутри семьи и на многие другие явления. В каждой нормальной семье родители мечтают воспитать из своего ребенка физически здорового, духовного, интеллектуально богатого человека с тем, чтобы он мог занять в обществе достойное место, был успешным и полезным, морально и материально удовлетворенным.

Изучение публикаций педагогов, психологов, родителей, образа жизни моих предков, личных наблюдений и опыта воспитания в семье дает возможность изложить кратко ряд принципиальных моментов, которые, мне кажется, помогут молодым родителям в воспитании человека – созидателя. Жизнь – сложная штука. Человеку в ней в каждой возрастной период приходится осваивать и преодолевать сложные и менее сложные задачи, ожидаемые и совершенно невероятные препятствия на пути к желанной счастливой жизни. Детей к этому нужно готовить. Новорожденный – это уникальный маленький человек, с огромным начальным потенциалом для совершенствования. Чтобы ребенок состоялся, надо помочь ему развить потенциал, заложенный природой и генами родителей, научить его использовать для саморазвития, для освоения окружающих природных и общественных явлений. Что для этого требуется?

Во-первых, между родителями и другими родственниками и малышом должны быть тёплые, добрые отношении; постараться создать в семье максимально возможные комфортные условия для роста, занятий (для игр, учения, общения) ребёнка, организовать отдельную комнату или уголок ребёнка в комнате со столиком, полками для игрушек, книг и др. развивающих современных электронных и иных приборов и инструментов.

Становление самостоятельного молодого человека в семье происходит через преодоления противоречий, в данном случае психологических – между умудренным жизненным опытом старшим поколением и энергичным, необожженным, неопытным, но самоуверенным юным поколением.

Из уст ребёнка уже с двух-четырехлетнего возраста часто звучат слова: «Я сам», «Дай! Я сам!». Он стремится освободиться от опеки родителя, сам хочет почувствовать окружающий его мир. С взрослением это чувство еще более усиливается, и, пожалуй, самым сложным конфликтным периодом в воспитании является время перехода от отрочества к юности (10–16 лет). Важно пройти его без особых конфликтов и обострений. И будет так, если в семье к воспитанию детей все взрослые – отец и мать, дедушки и бабашки – будут придерживаться единых педагогических правил и требований к детям с малых лет и уметь разрешать разные точки зрения по различным жизненным ситуациям с помощью диалога при уважительном отношении к мнению друг друга. Основными причинами конфликтов между юным и старшим поколением служат, во-первых, приказная, запретительная форма отношения к ребёнку, с позиции сильного по отношению слабому (например, «запрещаю!», «не смей делать так!», «поступай только так»…). Во-вторых, пренебрежительное отношение к просьбам, к мнению ребёнка, нежелание и неумение выслушать его, поговорить с ним, как самостоятельно мыслящей личностью, что может приводить озлоблению и отчуждению от родителей. Необходимо бережно, терпеливо готовить детей к сложной и ответственной жизни (как выделывают из куска алмаза бриллиант) не потакая, не оскорбляя, а тактично, с любовью.

Решающее значение в привитии детям дисциплины и чувства ответственности имеет пример родителей, ближайших родственников. Здоровый образ жизни не может воспитать в ребёнке родитель, если сам его не придерживается. Хоть сто раз отец говори своему подростку: «Не кури. Это очень вредно. Табачный никотин убивает человека». Сын наверняка будет курить, подражая отцу и курящим друзьям. Или мать будет говорить дочери или сыну: «Не разбрасывай свои вещи по всем углам», а у самой целыми днями постель не заправлена. Дети зеркально отражают образ жизни родителей. Вот если родители не курят, не пьяницы, аккуратны во всем, верны своему слову, занимаются спортом, физкультурой, дружат с природой, помогают друг другу, тут и говорить детям ничего не надо. Всё само собой впитывается в сознание и превращается в нормальный образ жизни. Невыполнение данного слова, несвоевременное исполнение, опоздание – показатели безответственности перед другими и неуважение к собственному достоинству.

Очень важно научить детей с самого раннего возраста беречь время. Это значит научить планировать режим учёбы, труда и отдыха, бережно использовать каждый час, каждый день; ставить цели ближние (на день, на неделю) и дальше (на месяц, на год). Важно быть всегда нацеленным на завтрашний день, на будущее. Об этом мудро сказал наш замечательный поэт В. Тяптин: «Счастье только тем дается, кто способен видеть даль». Время – самое дорогое в жизни человека. Прошедший час, день, год не возвратны. Всё, что нужно и можно сделать сегодня, никогда не оставляй на завтра.

В раннем возрасте дети невероятно активны. Из них фонтаном бьют желания открывать тайны бытия. Родителям это надо учитывать и не подавлять инициативу ребёнка, полезную для развития его индивидуальности, его склонности, надо уметь слушать и слышать детей. Отсутствие достаточного внимания родителей к просьбам ребёнка, к желанию поговорить, посоветоваться по самым для него насущным проблемам (а для малыша все они «самые, самые») под предлогом – «не досуг, не мешай» вызывает в нём ощущение ненужности и обижает. Плохо, когда родители запрещают малышу заниматься любимым делом, навязывают свое мнение. В таких случаях он может замкнуться, теряя активную позицию в жизни. Ребёнку важно знать, что в любое время, не боясь осуждения, он может обратиться к родителям за помощью. Родителям, дедушкам, бабушкам неплохо повседневно интересоваться о том, что он нового узнал в школе, какие успехи в кружке или секции, с кем общался… Может быть, для этого отвести удобное для всех время, например, вечером после ужина. Беседы с детьми не должны превращаться в однообразные нравоучения в грубой назидательной форме. Хорошо, когда они проходят в спокойной для родителя и ребёнка обстановке. В такой семье ребёнок тянется к родными, делиться новостями жизни каждый день. В таком случае детям можно вовремя помочь правильно ориентироваться. По хорошим новостям высказывать свое одобрение, а если не очень, вместе порассуждать и определить нужную позицию. Тем самым учить мыслить, думать своей головой, делать выводы и принимать решения.

В нашей семье мать-педагог с первого класса сына Игоря ненавязчиво приучала прилежно выполнять домашние задания в определенное время, т.е. отработала с ним режим учения и досуга. Со второго класса ребёнок без подсказок повседневно по режиму выполнял домашние задания и все десять лет был школе ударником. Мы никогда не требовали с него учиться только на отлично. Главное, чтобы он был духовно и физически всесторонне подготовлен к труду и самостоятельно умел решать свои проблемы. Будучи второклассником, вместе с другом сын сходил в глазовский спорткомплекс, и они записались в секцию спортивной гимнастики. Занимался в ней Игорь до 8 класса и получил первый спортивный разряд. Ох, как он радовался этому. И мы тоже! Устроили по этому случаю праздничный ужин с приглашением его друзей. Дальше он увлекался хоккеем, карате. В младших классах занимался в авиамодельном кружке «Дома технического творчества», затем – в радиотехническом. Увлечение молодости стало его профессией. Он легко, с запасом в два балла, поступил на факультет радиоприборов Ижевского механического института и закончил его.

Желательно периодически, особенно по вопросам, касающимся всех членов семьи, проводить семейный совет. Семейный совет важен для воспитания солидарности. На совете мы обсуждали распределение и выполнение общесемейных работ (с учётом возраста): таких, как работа на садовом участке, в подворье, уборка комнат, стирка, заготовка продуктов, готовка питания, ремонт строений, комнат, их оформление, сценарий подготовки к праздникам (обсуждение списка приглашенных, меню, праздничных развлечений), повседневных занятий с дошколятами, сценарий совместного проведения праздничных и выходных дней до 12–15 лет (походы на природу, в музей, цирк, гости, на каток). В сельских семьях круг работ намного шире. Решения на Совете принимаются с учетом мнения большинства. Семейные советы, дружное проведение общесемейных работ и совместного досуга прививает ребёнку умение работать с коллективом и в коллективе, воспитывает организаторские навыки, исключает возможность появления в семье иждивенца. В нормальной семье не должно быть, с одной стороны, праздно живущих господ (госпожи) Обломовых; с другой – выполняющих повседневно разнообразную, нудную, но нужную для всех работу, несмотря на то, что и те, и другие работают и учатся. Например, у нас работы в саду, в основном, ведет отец; в сезон посадки и уборки – все вместе. Семейная солидарность в организации питания проявляется в распределении обязанностей между всеми членами семьи: отец заготовитель всех основных продуктов по заказу матери (картофель, овощи, крупы, мясо, птицу, рыбу, фрукты, специи…). Мать и бабушка согласовывают с членами семьи и (по желанию большинства) определяют меню, кашеварят, а дети по очереди моют посуду; и по мере взросления вместо родителей начинают ходить в магазин за повседневными хлебо-молочными продуктами и сладостями, а также стирать… В праздники члены семьи вместе готовят стол и всё, согласно принятого на семейном совете сценария, наряжают жильё и готовят развлечения. У нас в семье все мужчины имеют и умеют готовить свои фирменные блюда и это радует наших женщин. Внук, Роман, например, готовит отличные блюда из куриных крылышек, жареное мясо на вертеле, фирменную пиццу; сын умеет готовить практически любое из первых и вторых блюд. Он мастер делать заготовки из грибов, ягод и фруктов, солить рыбу, а я любитель всё это выращивать и заготавливать, кашеварить приучен с детства, но у супруги получается всё вкуснее – она дружит с кулинарными книгами и специями. Меня привлекает лишь в праздничные дни для оформления блюд и стола.

Никогда не забывать, необходимости неназойливого родительского контроля за исполнением детьми своих обязанностей дома и вне дома, знать друзей и их родителей. При необходимости – вовремя дать совет, который дети воспринимают как должное ввиду непререкаемого авторитета родителей, старших братьев и сестер, дедов и бабушек.

Очень важное нравственное правило в воспитании – никогда детям не врать! Лучшее горькая правда, чем сладкая ложь. Только в этом случае мы можем знать, в какие сложные ситуации попадают дети и вовремя им помочь советом или делом. Взаимная откровенность, правда между старшими и детьми – источник доверительных отношений в семье. Если дети уверены в родительской поддержке и  в добром совете, нет чувства страха наказания за проступок; в какой бы сложной ситуации они ни оказались, никогда врать не будут. Удмуртскую мудрость надо помнить: «Ложь и страх (или стыд) в одном кармане лежат».

С детства воспитывать понимание добра и зла, любви и ненависти, чести и достоинства, дружбы и предательства… Для этого, в сегодняшней безнравственной информационной среде, нужно уметь хорошо использовать примеры из повседневной жизни, книг и фильмов, сказок прекрасных отечественных и зарубежных писателей: А.С. Пушкина, Льва и Алексея Толстых, К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, Х. Андерсена…, несущищих свет добра, чести и гуманизма. Заложенные в сознание в детстве и отрочестве идеи гуманизма, остаются надолго в памяти и поступках человека.

Воспитание физически здорового поколения – это не только школьные занятия физкультурой, прогулки на природе. Оно предполагает обязательно санпросветработу: объяснение ребёнку, почему вредно пить и курить, чем опасны наркотики и азартные игры, почему надо чистить зубы и мыть руки, хорошо знать физиологию своего организма, не принимать бесконтрольно «чудо» лекарства, бады, непрерывно рекламируемые СМИ (ради прибыли, а не столько для здоровья). Родителям максимум внимания нужно уделять профилактике болезней, защите иммунитета без использования «чудо лекарств», а доверяя тысячелетнему опыту народов и быть в этом примером для молодых. Утверждение великого медика-мыслителя Гиппократа: «Пища должна быть лекарством» – и сегодня актуальнейшая формула здоровой жизни.

Правильное воспитание, успешная учёба, работа, физическое, умственное и нравственное здоровье и долголетие зависят от равномерной и регулярной умственной, физической и эстетической нагрузки. Физическая и психическая подзарядка организма требует самоорганизации: утренней зарядки, посещения спортивных секций, активного отдыха по выходным и праздникам на природе; побольше движения пешком, на велосипеде, в том числе на работу, учёбу и обратно. Эстетическое, нравственное воспитание плодотворно в кружках художественной самодеятельности и народного творчества; при посещении музеев, театров, походов по историческим местам и природным заповедникам… Главный эликсир здоровья – здоровый образ жизни: повседневный труд в радость, здоровое питание, активный по возрасту досуг, дружба с живой природой, постоянное общение с ровесниками.

Воспитание самостоятельной личности может успешно идти только параллельно с всесторонним физическим, умственным и психическим развитием ребёнка. Об этом гласит народная поговорка: «В здоровом теле здоровый дух».

В настоящее время сын Игорь с дочерью Ириной и сыном Романом посещают интересную спортивную секцию «Айкидо» по японским силовым инерционным упражнениям. Инициатором был внук Роман. Через несколько месяцев Ирина сходила в спортзал, посмотрела на занятия брата и тоже записалась. Отцу стало интересно, он посмотрел и тоже начал посещать секцию. Теперь все трое с удовольствием занимаются. Роман и Ирина стали лучшими в своих группах. Роману руководитель группы уже доверил обучение группы детей младшего и старшего возрастов. Он с малых лет с меньшими детьми умел ладить, они к нему тянутся. Через некоторое время и Ирину стали привлекать к тренировке новичков. Оба они участвуют в показательных выступлениях. Зимой Ирина и Рома (до восьмого класса) вместе с родителями, иногда с дедушкой и с друзьями ходят на каток и лыжные прогулки, а летом, в выходные, катаются на роликовых коньках. Все мы любим выезжать на «охоту» за ягодами и грибами.

Сын Игорь в младших классах научился играть на бабушкиной гитаре, а затем внук Роман, подражая отцу и бабушке, сам с помощью компьютера научился играть на гитаре, превзошел по мастерству отца, затем отлично освоил электрогитару, барабан и другие инструменты, к тому же он поёт. Вместе с другом ещё в восьмом классе организовали эстрадный ансамбль со своим поэтом-песенником, со своими солистами и солистками. По праздникам выступали на классных, школьных вечерах, приглашали их и в соседние школы. Ирина в школе занималась в танцевальном кружке и легкоатлетической секции. Занятия в секциях и кружках, дружба с природой укрепляют иммунитет, здоровье, дают им хорошую психологическую разрядку. Трудовое и нравственное воспитание невозможно без системной полезной нагрузки ребёнка по возрасту. Трудиться в поте лица – большое счастье для человека. Безделье и лень – основные условия порождения многих человеческих пороков. Надо любить детей, но никогда не жалеть загружать их посильным трудом, желательно вызывающим у них интерес, но главным всё-таки должно быть то, что надо делать, а не только то, что хочу (не хочу). И, будьте уверены: у детей, понявших, что труд есть главный источник и условие радости и счастья жизни, впереди всё будет хорошо.

Ещё одна народная мудрость гласит: никогда не баловать детей «лишними» деньгами и дорогими, тем более бесполезными, подарками. Перебор в этом порождает разгульного бездельника, барина - иждивенца, не ценящего труд и подверженного порокам… Нормальная физическая и умственная загрузка в учебное, рабочее и свободное время с пользой для себя, для близких и общества приносят моральное удовлетворение, радость, а приятная усталость (к концу дня) настраивает на позитивные мысли о завтрашнем дне, не оставляя ни желания, ни времени для пустопорожнего времяпрепровождения, на бесцельные прогулки по вечерним улицам, безнравственные поцелуи у всех прохожих на виду; оберегает от случайных, ненужных встреч и связей. Молодой человек всегда должен быть занят полезным интересным делом, помимо основной учёбы или работы иметь хобби, заниматься в секциях, кружках… дающих физическое и духовное наслаждение, помогать близким и друзьям.

Семья – это коллектив, где рождается и воспитывается человек. Старшие в семье учат младших тому, чему учат их родители, и тому, что приобрели своим жизненным опытом и учёбой. Когда лад в доме, в семейных отношениях, то он прививается детям и отражается в зрелом возрасте на их порядочном, ответственном отношении к жизни в обществе, к учёбе, работе, друзьям, к любимой (и к любимому), к будущим детям.

В ХХI веке в мире идет формирование постиндустриального информационного общества. Эта цивилизация, кроме плюсов, несёт для человека немало минусов. Конец прошлого и начало нового веков ознаменовались бурным проникновением во все сферы человеческой деятельности электронно-информационных технологий. К сожалению, кроме использования для целей облегчения труда и повышения комфортности жизни людей, новые технологии широко применяются для ведения информационных войн, для воздействия на нравственное состояние общества и отдельного человека… Массовая компьютеризация общества, проникновение электронных приборов в каждую семью (телевизоров, компьютеров, фейсбуков, айфонов, мобилок…) втягивают в виртуальную жизнь миллионы людей, в том числе с самого малого возраста. Если нравственно и физически здоровый человек, и то не каждый, может управлять собой, то дети тонут в виртуальном «сказочном», криминальном, безнравственном мире в ущерб освоению реальной окружающей жизни. Многие из них ещё не умеют по-настоящему на ногах двигаться, а уже с 2–3летнего возраста вместе со старшими братьями, сёстрами во всю ведут боевые виртуальные игры, могут и сами включать компьютер, им управлять и смотреть что попало. А родители с восхищением рассказывают, какой у них продвинутый ребёнок, не понимая, как это пагубно влияет на неокрепшее детское здоровье и  его психику. У меня тоже какое-то время в 90-е годы было подобное ощущение, когда внучата начинали забывать всё на свете, увлекшись действиями на экране. Учёными физиологами и психологами доказана необходимость соблюдения техники безопасности пользования электронными приборами по времени и по возрасту. В Японии (одна из самых компьютеризованных стран в мире) в 80–90-е годы убедились в том, что раннее массовое привлечение детей к освоению компьютерных технологий, к виртуальным играм уводит их от освоения реальной жизни, ведёт к инфантильности, неполному пониманию человеческих отношений и ослаблению творческой инициативы. Они взяли курс на постепенное отвлечение детей от чрезмерного увлечения компьютерной вездесущей жизнью. В детских садиках теперь в Японии все дети заняты полезными увлекательными делами без виртуальных игр. Мы это тоже поняли, что бдение у экранов пахнет «керосином»; публикации об этом появились и у нас. После детского садика сразу приучали внучат к режиму дня, составляли вместе с детьми расписание, когда и что делать, записывали в него время просмотра телевизора или видеофильма, или игру по интернету соответственно возрасту ребёнка (от 15–20 минут до 2 часов в старших классах). Они привыкли и без каприз отключались на другие занятия: прогулка вместе со старшими на лыжах, на каток, на игры с друзьями, в спортивную секцию или кружок по интересам. Очень важно детям, согласно своему возрасту, развивать путём проб и ошибок все органы чувств: вестибулярный аппарат, мускулатуру, язык, умение контактировать и общаться с ровесниками обоего пола, со старшими родственниками и другими людьми. Контакты в реальной жизни учат детей коллективизму, спорные вопросы решать путём диалога. Очный контакт раскрывает мысли, чувства собеседника глубже, полнее через восприятие его жестов, мимики и интонации голоса. Многочасовые сидения перед экранами айфонов, телевизоров и мониторов компьютеров приводят к психическим и физиологическим проблемам, лишают опыта общения с людьми. Сегодня человек, не выходя из дома, без контакта с педагогами может при желании учиться, получать знания по избранной специальности; без общения с клиентами выполнять их заказы; получать из сети почти любые нужные для ведения бизнеса сведения (по экономике, законодательству, спросу и предложению…); наполнять своё свободное время множеством высокодуховных передач по образованию и науке, по культуре и искусству (послушать оперу, любимых певцов, побывать в музеях, путешествовать по уголкам мира), спорту и туризму, здоровому образу жизни, любви и дружбе…

В информсетях множество вредных для человека сведений, нарушающих его позитивное развитие. Так, молодёжь с раннего возраста поддается просмотру виртуальных боевиков (учится агрессивности), жестоких вымышленных и реальных событий в кинофильмах; увлекаются безнравственными передачами, утопают (особенно мужская половина) в порносайтах. По ряду причин у девушек, женщин меньше времени для бдения перед экраном. Человек в виртуальных событиях физического участия не принимает; при этом получает огромные эмоциональные перегрузки. Эмоции тупеют, он теряет нормальную ориентацию в реальной социальной среде. Виртуальный мир не может научить человека милосердию, сопереживанию, вниманию к близким; не может научить детей дружить и любить. Без контакта человека с человеком нет ни дружбы, ни любви. В последние десятилетия появилась мода искать друга жизни, жену… через интернет. Это нонсенс. Как можно найти физиологически, психологически и духовно совместимого спутника жизни без реального общения?

От многочасовых путешествий по социальным сетям человек от психологического переутомления получает головные боли, головокружение, усталость зрения… В народе телевизор и другие электронные экраны называют зомбоэкранами. Но, несмотря на это почти всё население дома, на работе или в кармане имеет прибор с экраном для работы в соцсетях. В паутине сети бесконечное множество разнообразной полезной информации, но и масса откровенного никому не нужного мусора, в том числе и рассчитанного на щекотание низменных человеческих инстинктов и многое другое, направленное на нравственное разложение населения, в первую очередь – молодого поколения. К сожалению, немало людей, которые из соцсетей выгребают в свой мозг именно этот мусор. Длительное зависание в сетях лишает человека способности нормально общаться с окружающими людьми, полноценно работать в коллективе, вести успешные переговоры с партнёрами, с друзьями, порождает стеснительность перед девушками (женщинами). Мужчина, как свидетельствуют учёные США, теряет мужское начало и зачастую переходит к «отшельнической жизни». Дети и даже взрослые становятся «веб-наркоманами» – это уже большое горе для самого потребителя «мусора» и его близких. Они сидят на этой игле целыми днями и бессонными ночами, изматывая себя физически и доводя до полного психического истощения, психоза, что нередко приводит к трагическому исходу.

Мы живём сегодня в условиях постиндустриального потребительского общества, в условиях острейшей конкурентной борьбы за получение максимальной прибыли, где сильные безжалостно вытесняют слабых из сферы своей деятельности. Чтобы не быть выкинутым в число армии безработных, человеку труда нужно обладать по избранной специальности высочайшей квалификацией, кроме того закалять своё здоровье, психику, воспитывать настойчивый, целеустремлённый характер. Очень важно научиться анализировать результаты своих и чужих успехов, провалов, делать из них выводы и намечать меры для ликвидации и недопущения их впредь.

Соблюдение перечисленных и многих других нравственных норм, образа жизни в воспитании детей с самых малых лет до зрелого возраста – непременные условия того, чтобы личность состоялась, обрела самостоятельность, т.е. стала человеком «самостоящим» твёрдо на земле. Такой человек обязательно найдет свою дорогу к счастью, при этом совершая полезные дела для семьи, для себя, для общества, в котором он живёт и трудится.


Рецензии