В Мокрушинской пещере

                В Мокрушинской пещере
8 марта мы небольшой группой по большому снегу пробиваемся к мысу Лисученко. На вершине хребта Татьяна Р. получила по сотовому сообщение.
-Телефон заработал,- радостно сообщила она нам. Внизу связи не было. Это от Данилова Виктора. Он приглашает меня в Мокрушинскую пещеру. Кандидатов много. Звонит мне заранее и спрашивает, сколько мест зарезервировать. Саша, Надя вы поедете?
-Да! -отозвались они хором.
-А вы, Владимир Сергеевич?
Я не любитель лазить в пещерах. Посетив одну Алексеевскую пещеру, желание это укрепилось надолго. Мрак, грязные трудные проходы, большая вероятность разбить фотоаппарат. Но Татьяна вложила в вопрос столько чувств, что отказаться было неудобно. Тем более в женский день.
-Еду!- решительно ответил ей.
-Ну, и хорошо. Звоню Данилову. Резервируем четыре места.
Впервые о Мокрушинской пещере узнал из книги В.К.Арсеньева «По Уссурийскому краю». Видел фотографии, которые мне показывали спелеологи Владимир Трофименко, Вячеслав Петров и Юрий Глушаков, которые посещали эту пещеру много раз. В этот же вечер после похода залажу в интернет. «Мокрушинская пещера находится на юго-западе горы Зарод высотой 461 метр, на левом берегу ключа Пантовый, притока реки Мокруша- правый приток реки Тумановки, впадающей в бухту Северную залива Владимира. В восьми километрах от поселка Веселый Яр. Первым обследовал в 1906 году пещеру Арсеньев. Она является памятников Природы РФ. Представляет собой крупнейшую карстовую пещеру Дальнего Востока. Пещера двухъярусная. В первом верхнем ярусе расположены четыре зала, соединенные узкими коридорами-тоннелями. Система залов имеет общую длину три километра. Самый большой и красивый зал верхнего яруса- четвертый. Пещера уникальна по богатству и разнообразию сталактитов, сталагмитов, сталагнатов, каскадных натеков. Множество пещерного жемчуга и известкового теста. В нижнем ярусе находится подземное озеро 300 кв. метров. Глубина озера достигает 11 метров. Есть еще один зал, который назван Заозерным. Спуск в нижний ярус пещеры к озеру впервые осуществил в 1947 году  известный Приморский спелеолог Е.Г.Лешок. В 1949 году экспедиция ОИАК под руководством  П.И.Костомарова составила полный план пещеры и провела фотосъемку. В 1978 году Владивостокскими спелеологами открыта новая часть пещеры в нижнем ярусе- Заозерье». Как же образуются пещеры? Нахожу также в интернете. Строитель карстовых пещер вода. Она не просто строит подземные пещеры и лабиринты. Она еще и украшает их сталактитами и сталагмитами. Как же вода создает эти каменные скульптуры?  «Известняк состоит из углекислого кальция, который плохо растворяется в воде. Однако если вода содержит углекислый газ, а его много в тех водах, которые проникают по трещинам сверху, то он вступает в химическую реакцию и образует двууглекислый кальций. Двууглекислый кальций растворяется в воде гораздо лучше. В растворенном виде он путешествует с водою по трещинам, пока не попадает в пещеру. Поскольку это соединение неустойчивое, здесь оно разлагается обратно на воду, углекислый газ и малорастворимый карбонат кальция. Капли, падая с потолка пещеры, строят причудливые колонны и разнообразные скульптуры. Из капель, просочившихся с потолка пещеры, как сосульки, нарастают вниз сталактиты. Из капель, падающих на пол пещеры, снизу постепенно растут столбики- сталагмиты. Иногда эти формы срастаются друг с другом в единые колонны, которые могут достигать несколько метров в диаметре. Украшенные сталактитами и сталагмитами пещеры бывают похожи на роскошные дворцы и храмы со скульптурами удивительных животных, растений и людей». 
И вот 13 марта в 10 часов утра мы подъезжаем к горе Зарод, в которой находится знаменитая Приморская пещера. Кто первый нашел эту пещеру, история умалчивает. На поляне у ключа стоит автомобиль ГАЗ-66 и большая палатка. Она мне знакомая. Я в ней провел много ночей, сплавляясь по рекам в Якутии, путешествуя в пеших походах в Саянах, на Камчатке и в горном районе Кодара. Она принадлежит знаменитому Партизанскому путешественнику Геннадию Козлову. Это значит, он тоже привез сюда группу туристов. Все они в пещере. Данилов объявил: -Завтракаем. Потом вместе идем в пещеру. Сказав ему, что есть не хочу, и пойду в пещеру к группе Козлова, полез по тропе к вершине сопки. Метров через тридцать увидел входное отверстие. Вот здесь 110 лет назад стоял у входа Арсеньев. Какие чувства возникли у него, когда он сделал первые шаги в пещеру? Что он думал о будущем этой пещеры? Кто-то из моих товарищей рассказывал мне, что пещеру в 90-е годы прошлого века приватизировали. Выполнили какие-то работы по благоустройству, а вход загородили металлической дверью. Через некоторое время этих предпринимателей якобы убили. Туристы дверь сорвали. Она вновь стала доступна всем, кто сюда дойдет или доедет. Но с тех пор, как поставили дверь, ледяных сталагмитов в первом зале больше не стало. Не появлялись они и после того, как сняли дверь. Неужели произошли необратимые процессы? А жаль! Я видел на фотографиях эти сталагмиты. Их было до сотни. Некоторые достигали до двух метров высотой. При освещении зала лучами солнца через вход, красота была фантастическая. Это огромная потеря для туристов-фотографов. Перед тем как войти в пещеру, присоединил к фотоаппарату вспышку СВ-700. На объективе поставил режим автофокусировки. Шагнул в темноту. Постояв с минуту, разглядел зал. Он действительно был, как пишет Арсеньев, около сорока метров длиной и высотой до 30 метров. В середине зала стоял необычной формы валун метра два высотой. Чуда не случилось. Ледяных сталагмитов в зале не было. Досадно. Подошел к валуну и попытался его сфотографировать. Нажал на спусковую кнопку затвора. Характерного щелчка не последовало. В фотоаппарате раздался писк. Смотрю в видоискатель. Нажимаю вновь пусковую кнопку. Писк и красный знак. Автофокусировка не срабатывает. Повернулся к входу, где был яркий свет. Нажимаю на спусковую кнопку затвора. Есть снимок. Это значит, автофокусировка в темноте не работает. Включаю фонарь и направляю свет на валун. Пытаюсь сделать снимок. Бесполезно. Перевожу кнопку на ручную фокусировку. Навожу резкость на валун. Снимок получился. Значит, так и придется делать, то есть фотографировать с помощью ручной фокусировки. Напротив входной двери в конце пещеры колодец. К нему не подхожу. Иду по тропе, выложенной из плоских камней. Она привела к следующему залу длиной около 30 метров и шириной до 20 метров. Далее идет низкий проход, который приводит в третий зал. В обоих залах много натечных образований. Есть сталактиты и сталагмиты. Чтобы сделать снимок, приходится, осветив объект светом фонарика, положить его на какой-либо камень, после чего левой рукой навести резкость на объективе и только затем фотографировать. Конечно, это неудобно. Но мой налобный фонарик настолько слабо светит, что не освещает даже мои ноги. Купил что подешевле. Оказывается, себя же и обманул. В третьем зале встречаюсь с группой Козлова, которые возвращались из четвертого зала. Они шли готовиться к спуску в нижний ярус пещеры, то есть к Озерному залу. Среди туристов увидел знакомые лица. Тут и Наташа, с которой путешествовал в Восточном Кодаре.
-Владимир Сергеевич, присоединяйтесь к нам. Я знаю, что ваша группа не будет спускаться к озеру. Какой смысл приезжать в такую даль и не увидеть Озерного зала?!
-А Гена меня возьмет?
-Я попрошу его. Если не согласится, то спуститесь вместо меня. Я уступлю вам свое место. Лишь бы вы отсняли все там профессионально.
При словах: «отсняли профессионально» мне стало жутковато. Если бы Наташа знала, как я приготовился к съемке в пещере, то никогда бы не произнесла этих слов. У одного из туристов из группы Козлова увидел на фотоаппарате нечто вроде вспышки, но эта была не вспышка, а большой фонарь, который крепился в гнезде для вспышки. Позже узнал его имя-Сергей Брюханов из г.Владивостока.
-Вы работаете на автофокусе? -спросил я его.
-Да. –ответил он.
-И фотоаппарат срабатывает?
-Да.- вновь ответил он.
Мне стало грустно. Лучше бы я купил такой фонарь, чем эту вспышку, которая бессмысленна, если автофокус не работает.
Когда пришли в первый зал, Наташа действительно попросила Козлова взять меня в эту группу. Козлов долго молчал, а затем произнес: -С одним условием. Ты переходишь в нашу группу и остаешься с нами. У нас посещение озера займет весь день. Конечно, согласился, но сказал, что у меня нет спальника и коврика.
-С Рашидом в будке переспишь. Там есть печка. Спальник не понадобится.
Начались приготовления к спуску в колодец. Козлов с товарищами крепили веревки за сталагмиты и другие, известные им по прежним спускам камни. Все это для меня оказалось таким же темным делом, как и сама эта пещера. Процесс крепления веревок занял почти час. После этого Козлов лично проверил обвязку у первого, который готовился к спуску в колодец. Кажется, это был кошевой атаман Уссурийского казачьего войска Виктор Шилин. Козлов прицепил карабин веревки с карабином на обвязке, после чего произнес: -Ну, первый, с Богом! Пошел! Шилин шагнул куда-то в темноту. Через некоторое время, спустившийся, доложил по рации: «Спуск завершен. Выбирайте веревку». После этого начали спускать снаряжение: плот, весла, аккумуляторы. Сбросили лестницу. Затем вниз пошла Наташа. За ней два школьника-кадета, которых привез их воспитатель и учитель Шилин. Еще три кадета, готовились спускаться во второй группе. Всего спустилось вниз шесть туристов. Пока спускали последних, первые уже накачали плот. Каждого спускавшегося Козлов инструктировал, как нужно владеть веревкой при спуске. Лично проверял у каждого обвязку и лично на каждом пристегивал карабины. После спуска первой группы, наступил перерыв. Примерно через полчаса по рации передали, что они обследование озера завершили и можно начинать подъем. Впереди меня стояли два кадета и еще одна в группе Козлова женщина Ира. За ней уходил вниз ее муж Олег Халиков. Я отправлялся предпоследним. Козлов проверил на мне обвязку. Пристегнул карабин на спускаемой веревке к моему карабину на обвязке, еще раз показал, как нужно работать с веревкой на спуске и произнес: -С Богом! Я шагнул спиной в темную бездну. Начал выполнять движение как меня научил Козлов. И, почувствовав, что спускаюсь, начал успокаиваться. За выступом на дне колодца увидел фонари спустившихся туристов. Знал, что глубина колодца 23 метра, но показалось раза в два больше. Огни где-то были далеко-далеко внизу. Впрочем, через несколько минут я уже стоял рядом с ними. Кто-то из них меня поздравил с успешным спуском. За мной сразу же начал подниматься по лестнице Виктор Шилин.
Да, подумал я, спустится то спустился, но смогу ли я так ловко подниматься по лестнице? Ведь я ни разу в жизни не лазил по ней.
Только после того, как Шилин исчез где-то вверху, оглядел зал. Увидел огромный, более пяти метров, блестящий сталактит. Под ним стояла Ирина, подняв вверх обе руки. Попросил ее застыть в этом положении. Навел резкость и сделал снимок. Справа от этого сталактита, был сталактит в виде занавеса золотистого цвета, похожий на орган. Жаль, что несколько «струн» этого органа были обломаны. Ну как могла рука подняться на такое чудо природы?!
Последним спустился Козлов. Подкачали плот. Двое кадетов уселись за весла, а я с Козловым и Сергеем Брюхановым приготовились к фотографированию. Ирина села в середине плота. Если бы я знал, что такой получился расклад на плоту, то непременно взял бы у кого-либо большой фонарь. Ирина бы освещала, а я только фотографировал на автоспуске. Мой налобный фонарик освещал только туристов, находящихся на плоту. До стен его свет не доходил. Пользовался тем светом, который был у Сергея. Старался как можно быстрее навести на объект, если Сергей его фотографировал, и нажать на спусковую кнопку. Другого выхода у меня не было. Фокусировать на то, чего не видишь, невозможно. Снимки на мониторе меня явно не удовлетворяли. Резкости не было. Порой крутил кольцо резкости наугад. Это было глупо, но ничего другого я сделать не мог. Аккумулятор, который спустили вниз с большой лампой, разрядился. Первая группа еще успела обследовать Озерный зал с хорошим освещением. Нам предстояло каждому надеется на свое освещение. Самым подготовленным для съемок в пещере оказался Сергей. У него и налобный фонарик светил как прожектор. Что интересное мы увидели в Озерном зале? В первую очередь блестящий натек в виде водопада. Еще сталактиты и сталагмиты в виде колонн. На одном большом натеке увидели целое войско сталагмитов. Увидели каменного божка. Он стоял под самым потолком. Попросил Сергея навести на него свет. Сделал несколько снимков, но уверенности в том, что снял нормально, не было. Покрутившись в Озерном зале, вернулись к залу, где находится колодец. При возвращении Козлов показал путь в Заозерный зал. Кто-то из туристов, кажется кадет, спросил Козлова как бы сходить в Заозерку. Козлов ответил: -Ну, в следующий раз. В следующий раз. Не все сразу. Там страховку надо навешивать. Закончив съемку, вылезли в зал на дно колодца. Вытащили плот. Теперь предстояло самое главное. Подняться наверх. Сначала поднялась Ирина. Она легко, как мне показалось без особого усилия, поднималась по лестнице. Через несколько минут исчезла из поля зрения. Еще через короткое время по рации доложили, что Ирина поднялась. За ней поднялись два кадета. Они также лезли вверх без особых усилий. И Сергей лез довольно уверенно. Вот и моя очередь. Козлов пристегнул карабины. Еще раз мне объяснил, какие я должен делать движения ногами и я полез. Сначала по железной лестнице. Затем нащупал деревянную перекладину, оперся о нее и полез вверх. Поднимали медленно. Свет моего налобного фонарика совсем погас. Не видел даже ступенек, на которые я должен был опираться ногами. В какой-то момент нога со ступеньки соскользнула и я повис на страховочной веревке. При этом меня каким-то образом перевернуло вокруг лестницы. Я попытался развернуться, но в результате сделал еще один оборот вокруг лестницы, при этом запутал и вторую веревку. Пытаясь руками как-то раскрутиться, еще больше запутался в веревках. Неожиданно меня дернули вверх. Раздался сильный щелчок, и я камнем полетел вниз. Пролетел с полметра и повис на страховочной веревке. И этого мгновения хватило, чтобы внутри все похолодело, и успела мелькнуть мысль: Конец! Крикнул Козлову вниз: Гена, веревка на лестнице оборвалась! Что он мне говорил, я не слышал. Что кричали мне сверху, я также не слышал. Немного придя в себя, понял, что этот щелчок получился не от обрыва лестничной веревки, а страховочная веревка соскользнула с перекладины, когда меня резко потянули вверх. Попытался подниматься по лестнице вверх, но это сделать было невозможно. Веревки были запутаны вокруг лестницы. Стал кричать Козлову, что я запутался вокруг лестницы и подниматься не могу. Он в ответ мне что-то кричал, но эхо, которое раздавалось в колодце, носило его голос каким-то сплошным потоком. Ничего разобрать не мог. Еще раз пять крикнул Геннадию, что я запутался вокруг лестницы и не могу подниматься. Наконец, услышал от него, что меня будут поднимать вместе с лестницей. Козлов освободил лестницу от железной лестницы и меня медленно стали вытягивать вверх. Я совершенно ничем не мог им помочь. Висел на страховочной веревке, как куль. Как хорошо, что наверху достаточно было мужиков, чтобы вытягивать меня из колодца. Тянули, понятное дело, медленно. С отдыхом. Вот и карниз. За ним пологий спуск. Но этот карниз надо преодолеть. За него можно зацепиться. Кое-как оттолкнулся от него и лег на камни. Бездна была уже позади. Еще десяток метров и я рядом с товарищами. Они явно устали. Начались разборки и упреки. Но что я мог поделать, когда запутался вокруг лестницы? Они и удивлялись и возмущались, каким это образом я мог так перекрутиться вокруг лестницы, да еще и прихватить вторую веревку. Я ничего не мог связно им ответить. Слава Богу, что оказался вне колодца жив и здоров. Поднимался я из колодца около полчаса. Как потом сказал Козлов, что это рекорд Мокрушинской пещеры. Ни один еще турист так медленно из колодца не поднимался.
Происшествие, которое произошло со мной в колодце, много раз обсуждалось вечером у костра и в дороге. Но уже со смехом.
Из всех снимков, что я сделал в пещере, хорошими оказались менее десяти процентов. Почти все снимки, сделанные в Озерном зале, были некачественные. Кроме урока для фотографа как не надо  и как надо фотографировать в пещере, я еще извлек следующее. Арсеньев нашел второй зал «снежной белизны», но ни в одном зале, даже в Заозерном, снежной белизны стен я не увидел. В связи с большой популярностью среди жителей Приморья, пещера стала объектом постоянного посещения. В Первом зале верхнего яруса туристы останавливались на ночлег. Разводили костры. Стены залов явно закопчены. Много сталактитов и сталагмитов поломано. На многих натечных образованиях выцарапаны надписи типа: «Здесь был Вася». Со слов старых спелеологов загрязнение и разрушение полостей пещеры с каждым годом катастрофически увеличивается. И еще, уважение к Геннадию Козлову, значительно выросло. И не потому, что он взял меня в свою группу. Я воочию увидел его мастерство, знание, выдержку и величайшую ответственность, как спелеолога и как руководителя. Прочувствовал коллективизм и солидарность всех туристов, в том числе и школьников в осуществлении этого сложного мероприятия.
Фото-путешественник, член Российского Союза Писателей Владимир Маратканов            


Рецензии