Вспоминая

                ВСПОМИНАЯ

Не могу сейчас вспомнить, при каких обстоятельствах  мною была приобретена книга «Заповедное Приморье». Да это не так уж и важно сейчас. После книг В.К.Арсеньева «Дерсу Узала» и «В дебрях Уссурийского края», которые были прочитаны еще в юности, да книги А.И.Куренцова «Мои путешествия, которую прочитал сорок лет назад, ничего равноценного о Приморье не находил. И вот передо мной увесистый том на 500 страниц неизвестного мне писателя Евгения Суворова. С первых же строк книга захватила, увлекла и… потрясла. Прочитал ее на одном дыхании за несколько дней. Перечитал подчеркнутые строки. Да это же Арсеньев и Куренцов вместе взятые! Это –Большая энциклопедия Приморской флоры и фауны! Только написана не скучным академическим языком, а человеком, хорошо владеющим словом и горячо любящим наш край.  Конечно, ни о какой встрече с этим удивительным писателем Евгением Суворовым даже и в мечтах не было.
На открытии моей персональной фотовыставке в музейно-выставочном центре г.Находки ко мне подошел мужчина ниже среднего роста, плотного телосложения. На его груди висел довольно солидный фотоаппарат.
-Можно вас спросить? Заинтересованно произнес он.
-Конечно, спрашивайте, -ответил я.
-Судя по снимкам, вы побывали в Тернейском районе. Мне тоже приходилось там бывать. Вот это горное озеро на снимке,- он показал рукой на одну из фотографий, -где оно находится?
-Это озеро Узловое. Искали его долго. С приключениями. Даже несколько статей было написано о поиске этих горных  озер. Находится в верховье ключа Смеховки, впадающему в реку Кему.. Оно есть на карте, но найти трудно.
-Скажите, а на какой высоте оно расположено?
-Точно не могу сказать, но примерно на 1200-1400 метров над уровнем моря.
-Да.. печально произнес мужчина. Мне уже не подняться на такую высоту. Хотелось бы посмотреть это озеро.
-Мы ездим на север края почти ежегодно, каждую осень. Можете к нам присоединиться.
-Съездить то можно, но подняться к озеру,- при этом он, показав на грудь, где сердце,- добавил: не позволит.
Посмотрев еще раз на эту фотографию, как-то очень уж вежливо произнес: - можно вас сфотографировать у этих фотографий?
-Конечно, конечно. Скажите куда встать.
Он, оценив освещение висевших фоторабот, показал мне, где встать. Затем быстро сделав несколько снимков, поблагодарил меня и отошел. Через несколько минут со мной заговорил корреспондент городской газеты.
-Вы знаете, с кем сейчас разговаривали? Я стоял недалеко от вас и невольно прислушался к вашему разговору.
-Нет, не знаю. Ответил я журналисту.
-Это писатель Евгений Суворов.
-Вот это да!!!
Прочитав на моем лице чувства, которые меня охватили и, поняв, что я читал его книги, он улыбнулся.
После этой встречи Суворов стал почти регулярно появляться на открытиях выставок художников и фотохудожников. Мы стали общаться, как старые знакомые. Обсуждать картины или фотографии, на которых были изображены  виды Приморского края. Еще через какое-то время повстречал его с огромной собакой в районе центральной площади. Он сказал, что окончательно переехал жить в Находку. Так как я почти каждый вечер выходил гулять, то встречи наши стали регулярными. Узнав, что краеведы города ежемесячно собираются в центральной городской библиотеке, заинтересовался. Стал расспрашивать ,как проходят эти встречи. Кто выступает. Попросил позвонить ему о очередной встрече краеведов. Конечно, почти все краеведы книги его читали и были счастливы видеть автора известных книг, как говорится «вживую».  После первого посещения вечера краеведов  Суворов признался, что выступления ему понравились и очень хорошо, что в находке собираются краеведы.
-У нас еще в этой библиотеке  собираются родоведы и дважды в месяц художники и фотохудожники. С гордостью объявил я Суворову.
-Я человек очень занятый, но если на ваших встречах будет что-то интересное, то вы обязательно меня предупредите, и я постараюсь прибыть.
Узнав, что я веду поиск оригинальных скал, Евгений Алексеевич рассказал, что в Лазовском заповеднике в бухте «Заря» есть скалы, которые меня могут заинтересовать, и что там же находится знаменитая скала «Кит». Я давно мечтал найти и сфотографировать эту скалу, но не знал, где она находится. Почувствовав мое желание увидеть эту скалу, Суворов как-то радостно произнес:
-Хорошо. Постараюсь вам помочь. Сегодня же созвонюсь с директором заповедника и договорюсь о пропуске на территорию заповедника.
Уже через день после этого разговора, Суворов позвонил мне и сообщил, что разрешение получено. Мой сосед Алексей, страстно любящий природу, охотно согласился свозить нас в эту бухту, расположенную недалеко от села Глазковка. В автомашине мы- это я, Алексей, его жена и подруга жены, как завороженные слушали рассказ Суворова о образовании заповедников Приморского края. Позже Алексей признался, что за два дня общения с Суворовым, узнал о крае больше, чем из всех им прочитанных книг. Я же кроме скалы «Кит» нашел еще несколько необычных скал, тем самым пополнив свою коллекцию фотоснимков.
Как-то гуляя, Суворов, вспомнив о мой выставке, заговорил о цветах.      
-Владимир Сергеевич, на выставке у вас была фотография монотропы. Где вы ее нашли? Ведь это редкое растение.
-Не моя это заслуга. Я с членами клуба «Элегия» в 2002 году был в экспедиции на севере Приморья. Там мы сплавлялись по реке Кеме, ходили на вершины гор, собирали грибы и ягоды. Женщины, гуляя по лесу в районе ключа Такунжа, нашли целое семейство этих, как они говорили, толи грибов, толи цветов. Я лишь сфотографировал. За оригинальность этого растения решили назвать их «инопланетяне». Тогда ни один турист из нашей команды, а нас было более пятидесяти человек,- люди самых разных профессий и все бывалые таежники, не мог определить это растение. Позже член нашего клуба Валентина Бардина не поленившись, ради любопытства съездила во Владивосток, где ученые, как она рассказывала, очень даже удивились, увидев фотографию монотропы. Пришлось ей подарить институту эту фотографию.
-Да, много еще тайн хранит наша тайга. -С гордостью произнес Суворов. -Я мечтаю найти и сфотографировать голубую лилию.
-Так у меня есть фотография голубой лилии, и я знаю, где она растет.
-Не может быть! Остановился Суворов. Где вы нашли эту лилию?
-На мысе Лисученко. Там ее полно. Растет и эдельвейс. Еще много каких-то цветов, которые я не знаю.
-Где это мыс Лисученко?
-За Врангелем.
-Не был там. Хорошо знаком с Тернейским районом, но за Врангелем не был. От вас узнал о мысе Лапласа и о скальном комплексе Замок в бухте Спокойной. Вы покажете дорогу к мысу Лисученко?
-Разумеется, но голубая лилия растет и на одном мысе нашего полуострова Трудного. Только там ее немного. Не более десятка цветов. На мысе Лисученко целые поляны этих цветов. Там же я встретил белую лилию. Нашел белую, голубую и оранжевую лилии, растущие рядом.  Есть у меня такой снимок.
-Все! Надо обязательно побывать на мысе Лисученко.
-Этот разговор о лилиях произошел весной этого года. Где-то в это же время Евгений Алексеевич несколько раз мне говорил, что он сейчас работает над своим сайтом под названием «Заповедное Приморье». Через какое-то время предложил мне принести диск с моими Камчатскими снимками и очерком о путешествии по Камчатке.
-Помещу ваш очерк и снимки на своем сайте, если вы не возражаете.
-Я даже мечтать об этом не мог.
-Очерк у вас неплохой. Только с вашего позволения я немного его сокращу. Ну, о снимках и говорить нечего. Они редкие.
Таким образом, буквально через несколько дней, мне позвонили с Запада страны мои одноклассники и поздравили меня с очерком и фотоснимками. Это ли не радость!
В субботу 16 июля у меня был намечен поход на мыс Лисученко с целью разведки. Появились ли там голубые лилии?   Утром, взглянув из окна и увидев, что небо затянуто тучами, тем не менее, поехал во Врангель, а затем, через сопку 360 метров, по хребту, через капониры к мысу Лисученко. Вот и мое заветное место. У самой вершины красовалась голубая лилия. Сделав несколько снимков, решил сорвать один цветок и показать Суворову как доказательство существования этого редкого цветка. Приехав домой, достал лилию, но представив реакцию Евгения Алексеевича, который всю свою жизнь боролся с браконьерами, идти к нему с цветком побоялся. Решил сделать большую фотографию и показать ее. В фотомире аппарат оказался сломанный, в другой фотомастерской- большая очередь. Сдав снимок, поехал к товарищу на дачу. Уцелела ли она после тайфуна? Возвратился домой через два дня. В первую очередь поехал в центральную библиотеку сдать журналы. Там и узнал о страшной вести.
И как всегда, перед ушедшим, чувство вины. Не успел отблагодарить.
Фото-путешественник, член Российского Союза Писателей Владимир Маратканов   


Рецензии