На Ванчин

                НА ВАНЧИН

«В верхнем течении река Ванчин прорезала между горами Дед и Канихеза один из отрогов хребта Сихотэ-Алинь. Именно здесь в районе Большого Ванчинского водопада на протяжении двух десятков километров редкие по красоте пороги, каньоны и скалы.» «По таежному Приморью» П.И.Костромин

По мнению известных туристов Станислава Кабелева, Ростислава Завьялова, Владимира Хорева, геолога Вячеслава Петрова, биолога Владимира Манаева река Ванчин /Милоградовка/ самая интересная в Приморском крае. По утверждению Геннадия Козлова, сплавлявшегося по многим рекам Дальнего Востока, река Ванчин по сложности и красоте не уступает многим известным для туристов рекам России.
Пешие переходы можно совершать вплоть до истоков Ключей Каменского, Прямого и Длинного на которых имеются водопады и необыкновенной красоты каньоны. В местах разлива реки, а на реке есть места, где она разливается до несколько десятков метров, в солнечный летний день, если смотреть на реку со скалы, то по выражению геолога .Петрова, можно увидеть «все минеральное царство земли». Все дно реки усыпано камням самоцветами. Камни переливаются, светятся, искрятся. Волшебство какое-то. Вот где бы поработать видеокамерой.
Лучшее время для сплава- май месяц. Для пешего туризма -сентябрь.
Нам удалось побывать у этой реки во второй декаде октября. Удалось- это самое подходящее слово к этому походу. Пожалуй, и само слово «поход» несколько сужает то понятие, которое его связывает с туризмом. Больше подходит слово «путешествие». Во-первых, надо собрать подходящую команду единомышленников. Каждый должен выдержать несколько дневных переходов от 30 до 40 километров с рюкзаком в 20-30 килограмм. Уметь разжечь костер во время дождя. Не бояться тигров и медведей, увидев их следы. Не хлюздить в трудные минуты. Во-вторых, выбрать правильный маршрут. В –третьих, найти транспорт, чтобы максимально облегчить путь и материальные средства.
К самому привлекательному месту этой реки, а по мнению большинства туристов, таким местом является район Большого Ванчинского водопада, прозванного «Чертовым мостом», добираются двумя путями. Первый-это через деревню Лиственную, сворот на которую обозначен на трассе Лазо -Милоградовка. Дорога за деревней идет вверх реки по полям, которые тянутся до красно-коричневого каньона, где имеется минеральный источник. Расстояние от деревни до каньона около 15 километров. Затем лесной дорогой еще около 18 километров и мы у Большого водопада. Почему Большой? Загадка. Он не более трех-четырех метров по высоте. Судя по конфигурации гор, за этим водопадом в давние времена лежало огромное озеро. В какой-то момент вода нашла в скале слабое место, разрезала ее и, вырвавшись на свободу, образовала множество порогов и каньонов. Представьте себе реку, стремительно несущуюся в каньоне  шириной до 20 метров, которая врывается в щель шириной около двух метров. Даже раскаты грома у этого водопада глохнут. Не слышны. За водопадом стоит скала, отвесные стены которой достигают более ста метров. Не слышал, чтобы хоть один турист побывал на вершине этой скалы.
От Лиственной до Большого водопада пять переходов через реку. После сильного дождя проехать через реку Ванчин нет никакой возможности. Это надо учитывать водителям, которые собираются в это время путешествовать или которые оказались в период непогоды у этой реки.
Второй маршрут-это по пади Солнечной /река Таухинская/. Сворот с трассы Лазо-Милоградовка на 165 км. Перед селом Сокольчи. Именно этот путь был избран нашей группой. В состав группы вошли непосредственные участники похода: Александр Мухамедчин-докер морского торгового порта Находки, житель г.Партизанска-Анатолий Гуров и автор этих строк. Сопровождающие: водитель грузовичка Григорий Лебедев и художник Виктор Маслов. Все вместе мы заехали в верховье реки Таухинской. Маслов и Гуров, схватив удочки, сразу же устремились к  реке, где в небольших водоемах им уже мерещились стайки форелей и пеструшок. Григорий, взяв ведро, удалился в лес за лимонником. Мы с Сашей остались у автомашины для заготовки дров и приготовления ужина. Рыбаки вернулись грустными, без единой рыбешки. Благо Маслов заранее дома приготовил уху из красной рыбы, приобретенной в магазине. Григорий был удачнее. Он  принес с полведра лимонника. В чайник забросили две пригоршни лимонника и несколько гроздей ягод элетероуккока. Кто-то попытался возразить, что, мол, на ночь нельзя пить такой чай, но было поздно. Вместо чая получился эликсир. Он подействовал только на меня. В палатке лежать было невозможно. Кружилась голова. Тошнило. Просидел всю ночь у костра, охраняя покой спящих товарищей. Утром, распрощавшись с Григорием и Виктором, мы втроем отправились к перевалу. К удивлению, несмотря на его высоту 600 метров, преодолели его легко. Дорога к Ванчину оказалась хорошей и, при желании, Григорий мог бы нас довезти до самой реки. Мы же шли три часа. Незадолго до нас от перевала к реке Ванчин прошел тигр. Его четкие следы остались у каждой лужи и, как говорят охотники, были еще теплые. Ни один опавший лист не лежал на этих следах. Анатолий нас успокоил. Тигр, мол,  молодой и нападать ему на нас нет никакой необходимости.
Вот и знакомая поляна. Здесь на высоком берегу реки между толстыми кедрами стоянка рыбаков, охотников и туристов. Место обжитое. За дровами надо было уже углубляться далеко в лес. Решили, не мешкая, в этот же день сходить к Большому Ванчинскому водопаду. Благо день оказался как по заказу для фотографирования. Солнце. Белые облака. Голубое небо. Напившись чая, тронулись вниз по реке. Саша с Анатолием попытались половить в огромных водоемах и на перекатах, но не испытав ни одного поклева, отложили удочки и взяли в руки фотоаппараты. Сопки и скалистые берега реки были окрашены в осенние цвета. Преобладали золотисто-розовые цвета. Но каньон был в тени. Октябрь -не самое лучшее время для фотографирования реки Ванчин. Солнце едва-едва поднималось выше хребтов и освещало лишь высокие склоны берега. Большой Ванчинский водопад оказался в тени.
Заметно похолодало. Усилился ветер. На скалах до ураганного. Возвращались к бивуаку почти бегом. И вновь, проходя грязные участки доро, отметили, что тигр прошел по нашим следам, то есть фактически преследовал нас. Только ли любопытство, по заверениям Анатолия, проявляла эта большая кошка?
Вернувшись к поляне, натаскали дров. Разожги костер. В первую очередь вскипятили воды и напились чая. Затем  приготовили суп из тушенки. Ужинали в темноте, когда Млечный путь проходил точно над нашей поляной. После ужина долго сидели у костра. В палатки лезть не хотелось. Даже у костра было неуютно. С одной стороны подпекало, а с другой- тело замерзало. Ветер яростно трепал пламя костра и дым, бросая то в одну, то в другую сторону. Покрутившись у костра, все же решили ложится спать. Мы с Анатолием в одну палатку, а Саша в свою одиночку. Долго не спалось. Разговаривали о дневных впечатлениях. Ночь тянулась бесконечно. То засыпали. То просыпались. И уже было не  понять, где заканчивается сон, а где начинается явь. Вдруг послышались тяжелые шаги. К палатке кто-то явно подходил. Зверь! Пронеслось в голове. Но кто? Тигр? Медведь? Кабан? Барсук? Этот кто-то подошел к моему изголовью. Обнюхав палатку, отошел. Тигр! Слышал ли Анатолий? Задать ему вопрос не решился. Он спокойно посапывал и, как позже выяснилось, ничего не слышал. Но Александр натерпелся. Он, услышав приближающиеся к его палатке шаги, сначала подумал, что к нему идет Анатолий. Он дольше всех не ложился спать. Но почему он шел без фонарика? Мелькнула мысль у Саши. Этот, кто шел к его палатке, обошел ее несколько раз. Обнюхал. Затем фыркнул и замотал головой. Это результат вечерних стараний Александра, который до полуночи мочился вокруг своей палатки. Поняв, что у палатки тигр, Саша схватил в руки свисток и фальшвейер. Но ни свистеть и тем более зажигать фальшвейер не стал. Полежав с полчаса после того как тигр удалился, он вылез из палатки, разжег большой костер и остаток ночи провел у костра. Возможно, по этой причине Саша на следующее утро с нами не пошел. Мы же с Анатолием отправились на исследование ключа Каменского, русло которого находится в одном километре от нашей поляны. Хорошая тропа шла около трех километров. Через каждые 20-30 метров на деревьях были меты в виде коричневой краски. Точно такие же меты мы с Анатолием видели у каньона за водопадом Черный Шаман на Средней Амгу. Меты эти ставил руководитель Владивостокского клуба «Жень-Шень» В. Китаев. Когда мы заметили, что меты на деревьях всегда исчезают у развилок ключей, то есть в тех местах, где они для туристов крайне необходимы, то совершенно убедились, что здесь прошел Китаев. Хитрит. Скрывает подступы к водопадам. Но Анатолий вел безошибочно. Он каким-то чутьем предугадывал, что меты обязательно появятся именно на этом ключе, аи не на другом. Так оно всегда и выходило. Неожиданно мы вошли в каньон, в котором было несколько небольших, но красивых водопадов.
-Смотри, Сергеич, вскрикнул Анатолий изумленно. Какие огромные ямы в скалах! Что тут происходит в большую воду?! Даже представить себе не возможно.
Действительно, каньон был необыкновенный. Никогда ранее мною невиданный ни на одной реке Приморья. За каньоном, к нашему удивлению, меты на деревьях не исчезли. Решили еще пройти вверх этого ключа. Шли более двух часов. Вот уже ключ превратился в небольшой ключик, который можно было перешагнуть.
-Все! Сергеич. Дальше идти нет никакого смысла. Даже если и есть где-то водопады, то при такой воде они будут совершенно не интересные.
-Согласен, Толя. Пора возвращаться. Да и по времени мы уже должны поворачивать назад.
Вернулись, как и вчера в сумерках. Александр встретил нас с радостью.
-Я уж стал волноваться. Темнеет, а вас нет и нет. Третий раз подогреваю чай. Усталость быстро загнала нас с Анатолием в палатку.. На этот раз сон пришел к нам почти мгновенно. Утро встретило холодом. Вылазить из спальников не хотелось, но Саша забрякал по котелкам и мы с Анатолием нехотя выползли из спальников, оделись и вылезли из палатки. Подогретый вчерашний суп и свежий чай ждали нас с Анатолием. Предстояло возвращение. Тигриные следы на дороге нас уже не удивляли и не пугали. Через пять часов мы стояли у трассы. С первой же попытки остановили грузовик. Водитель с ветерком довез нас в кузове до села Лазо. Еще через четыре часа ожидания в автовокзале и, наконец, мы мчались в комфортабельном автобусе Дальнегорск-Владивосток, шедший через Находку. Анатолию предстояло выходить во Фроловке и пешком идти до Партизанска. Мы, посочувствовав ему, пожелали удачи. Еще через час шагали по пустынному Находкинскому  проспекту к своим домам.

Фото-путешественник, член Российского Союза Писателей Владимир Маратканов
 
       
 


Рецензии