Прощание с матерью

Рассказ из книги Александра Афанасьевича Стукалова "Край мой Смоленский":

У А.Т.Твардовского в Смоленске умерла мать. Он позвонил в редакцию "Рабочий путь", с которой его связывали многие годы сотрудничества, и попросил прислать фотокорреспондента.
- Родственники желают сфотографироваться у гроба матери,- сказал он.
Я отыскал дом №4 на Запольном переулке, поднялся в 26-ю квартиру. Дверь мне открыла незнакомая  женщина, и в это же время из комнаты напротив вышел Александр Трифонович.
- Вы из редакции?- спросил он,кивнув на мой фотоаппарат.- Я не очень одобряю сниматься у гроба, но вот родные настаивают.
В небольшой комнате в гробу,убранном цветами, лежала покойница Мария Митрофановна. Несколько венков стояло у изголовья.
- Командуйте, как удобнее нам стать,- шепнул мне Александр Трифонович...
Уже потом в лаборатории, печатая снимки,и после на кладбище, когда шли похороны, я всматривался в скорбное лицо великого поэта, на котором отразилось бесконечное горе.
Он стоял с непокрытой головой, чуть поодаль от выротой могилы. К нему подходили братья по перу - смоленские поэты и писатели, пожимали руку, говорили слова соболезнования и сочувствия.
Александр Трифонович в ответ молча кивал головой - люди отходили. Родственники стали прощаться с усопшей. И он подошел  к гробу, положил правую руку на лоб матери, застыл на какое-то мгновение с закрытыми глазами. губы прошептали какие-то слова. Потом медленно отвернулся и отошел в сторону.
В этот день Александр Трифонович вернулся в Москву ,а я на другой день выслал ему печальные фотографии. Вскоре получил от него заказную бандероль. Открыв конверт, обнаружил в нем маленькую книжечку его новой поэмы "Теркин на том свете" с дарственной надписью: "Александру Стукалову от автора С журналистским приветом - А Твардовский".
А вскоре после этой печальной поездки поэт написал подборку из четырех стихотворений под общим заголовком "Памяти матери". Было это в 1965 году.


Рецензии