Виктор Пелевин. Смотритель
Тема в книге вполне пелевинская – речь идет о вымышленном мире Идиллиум, но написать это сочинение мог кто угодно. Ничего типично пелевинского в книге практически нет. В первой книге я обнаружил лишь одно высказывание, которое заставляет вспомнить о мастере точных, коротких и запоминающихся фраз. О 19 веке автор "Смотрителя" высказался так: "в моде были артиллерийское искусство, романы в стихах, венерические болезни и борьба за народное счастье". Во 2-й книге подобных высказываний чуть больше.
Разделение текста на 2 книги искусственное, и вызвано исключительно маркетинговыми причинами. Не знаю почему, но скуки больше в первой книге, а Пелевина во второй.
Мне показалось, что автор двухтомника - одаренный писатель, но почему же у него получился такой скучный роман? Я полагаю, по той причине, что в произведении ничего не происходит. Всю первую книгу автор излагает историю Идиллиума, а события в ней вполне исчерпываются одним предложением: молодой кандидат в Смотрители готовится к своей миссии, занимаясь секс-практиками и изучая теорию Идиллиума, а когда действующего Смотрителя убивают, кандидат занимает его место, пройдя через процедуру проверки… Это сюжет для рассказа, но не романа. Во второй книге новый Смотритель продолжает изучать Идиллиум и учится использовать силу Флюида – вот и все. Правда, вторая книга читается с большим интересом, чем первая, хотя действия в ней тоже немного.
В целом книга напоминает добротную имитацию под Пелевина, и при ее чтении нет того неподдельного восторга, который вызывали у меня "Чапаев и Пустота", "Т" или "Ананасная вода для прекрасной дамы". Это чтение исключительно для убийства времени. Роман также подойдет для людей, отправляющихся в далекий путь на поезде - прочел несколько страниц и задремал. Некоторые люди в поездах спят плохо – для них "Смотритель" настоящая находка!
Свидетельство о публикации №219020400984