Сценарист Лев Толстой

Лев Толстой. "Война и мир".

Лев Толстой работал над своим главным романом более пяти лет (в 1863-1869 годах). Срок немаленький. Но через 2 года после завершения этой титанической работы писатель назвал "Войну и мир" "многословной дребеденью". Прав ли был Лев Николаевич в такой нелестной оценке романа, который сделал ему имя?…

Пожалуй, прав. Гигантский труд по созданию вселенной романа, заселенной десятками людей, по сути, не имеет никакой иной цели, кроме удовлетворения творческих амбиций самого автора, которые пожелал воздвигнуть себе не просто памятник, а грандиозный монумент, который с момента его создания выделяет Льва Толстого на фоне всех остальных русских писателей.

Разумеется, даже кандидат в мастера спорта по литературоведению сможет открыть тайны бытия и в этой "многословной дребедени", не говоря о заслуженных филологах нашей страны. А что может обнаружить в "Войне и мире" среднестатистический читатель, не отягощенный филологическим образованием? – Всего лишь сценарий драматического сериала для домохозяек о жизни эксплуататоров трудового народа, разбавленный размышлениями автора об историческом процессе, о роли личности в истории, о войне, сражениях и полководцах - Наполеоне, Кутузове и других военачальниках русско-французской войны 1812 года. Сценарий, словно созданный для экранизации на американском ТВ – с обязательным хеппи-эндом.

Толстой за сто лет до появления "мыльной оперы" на ТВ создал основу для настоящего телехита - посильнее "Далласа" или "Санта-Барбары". Действие постоянно скачет из одного дворянского дома в другой, из салона в салон, переносится то в Вену, то на поля сражений. Читатель перемещается с героями из Москвы в Петербург, и обратно, охотится на волков, танцует на балу..  Всей этой дребеденью переполнена первая книга, которая больше рассчитана на женщин, а вот вторая, наполненная под завязку событиями Отечественной войны, больше понравится читателю-мужчине. В принципе, любой читатель (он же потенциальный зритель) найдет в романе то, что будет интересно ему: благородные бабы – разговоры и любовь, благородные мужики – армейские будни и сражения.

Сходство "Войны и мира" со сценарием сериала усиливается тем, что Толстой делит весь роман на множество обособленных сцен, большинство из которых словно рассчитаны на отдельные серии. Любой драматический телесериал состоит из маленьких историй, которые нанизываются на один сквозной сюжет. В "Войне и мире" использована та же самая конструкция. Несколько ключевых персонажей время от времени появляются перед читателем, автор рассказывает определенную историю с этими героями, а потом отправляет их в гримерку – отдыхать, пока читатель занят эпизодом с другими персонажами. Часть описываемых сцен даются нам в режиме реального времени, но некоторые главки романа вмещают сразу недели и месяцы жизни какого-либо персонажа (первых значительно больше, чем вторых, что для сериала безусловное благо).

Единственное, что портит сценарий Толстого – размышления автора на исторические темы, которые суммарно занимают страниц 100-150 (особенно их много в конце двухтомника). Толстой запутался в своих философских мыслях сам и запутал всех читателей, которые рискнули дочитать роман до конца. Зачем в произведение о Болконских и Ростовых автор решил вставить свои мысли о движущих силах истории – одному богу ведомо.

Странно, но до сих пор настоящего долгоиграющего сериала по "Войне и миру" так и не создано (вероятно, по финансовым причинам) – в СССР и на Западе выходили лишь киноэпопеи и телевизионные мини-сериалы. Тем ни менее, на протяжении многих десятков лет книга сама по себе выполняла функцию телесериала в отсутствие телевидения. Для убийства лишнего времени, которого у российского дворянства была навалом, "Война и мир" подходила идеально. Книгу при желании можно было растянуть на долгую русскую зиму, а то и несколько. И затем неоднократно перечитывать.

Можно ли назвать этот сценарий реалистичным произведением, в котором правдиво отображена тогдашняя непролетарская жизнь? Разумеется, нет. Жизнь и смерть элиты 19-го столетия, изображенные в романе, немножко похожи на настоящие – примерно так же, как любой современный телевизионный сериал напоминает нашу реальность. Любой сериал - всего лишь кино, а "Война и мир" всего лишь роман, который не более реалистичен, чем "Чапаев и Пустота" Пелевина.

Что больше всего меня удивляет в связи с этим произведением – это патологическое стремление деятелей нашего образования заставить школьников прочесть "Войну и мир". Начался этот идиотизм еще в советское время и продолжается до сих пор. Какой-то начальственный дурак однажды решил, что без изучения двухтомника Толстого культурного и грамотного человека вырастить невозможно, а то, что Пушкин или Гоголь прекрасно обходились без чтения "Войны и мира" – этого деятеля ничуть не смутило, как не смущает всех его столь же интеллектуально одаренных последователей.

Не знаю, когда в министерстве образования появится хоть один разумный человек, который выбросит "Войну и мир" из школьной программы – с такими людьми у нас сейчас огромные проблемы. Но когда-нибудь это случится. Однажды придет Спаситель и избавит юных россиян от необходимости читать неподъемный сценарий о дворянской жизни. Ну, разве не очевидно, что читать сценарии телесериалов в эпоху их расцвета – это глупость?! Сериалы нужно смотреть!


Рецензии