Черный ворон - черная птица счастья. Часть 2

Начало: http://www.proza.ru/2017/04/21/2157
Как известно – хочешь насмешить Бога – расскажи ему о своих планах. Я так мечтала в тот год увидеть малышей Крокуса и Кроши. И я их увидела.
Мертвыми.
Что случилось – я не знаю, так и не поняла тогда, и не знаю до сих пор.  Сначала я нашла одного птенца. Еще походя к гнездовой территории «моих» воронов я поняла, что что-то не в порядке. Сильно не в порядке. Издалека мне показалось, что кто-то обронил черно-красный платок на землю и я подошла посмотреть поближе, что же это такое.
Увы, это был не платок. Это был птенец ворона. Уже достаточно крупный – лапы, клюв и голова почти как у взрослого ворона, но трубочки перьев на крыльях еще не окончательно раскрылись, и летать по этой причине он ще не мог. А грудка и живот у него были кем-то разорваны или расклеваны – отсюда и красное…
Что это было? Кто это мог сделать? Хищник ли – куница, соболь, ястреб? Но хищник унес бы добычу и съел бы ее до конца, не стал бросать… Ветер ли сбросил из гнезда еще не до конца умеющих летать птенцов? Но кто-то в таком случае, убил их уже на земле. Кто? Собака? Та же куница? Человек? Но человек вряд ли стал бы убивать живых птенцов, ведь на птенцов ворона существует хоть и небольшой, но стабильный спрос… И человек, даже самый безумный и жестокий,  убил бы сразу, а здесь птенец был явно истерзан и простите за подробности, частино съеден… Какой-то пернатый хищник не успел до конца доесть свою добычу и был вспугнут разгневанными родителями? Я так никогда и не узнала правды. Видеть мертвого птенца ворона мне было невыносимо, и я похронила его тут же, неподалеку от гнезда. Неглубоко – у меня не было при себе никаких инструментов. А через пару дней я нашла еще одного – тоже убитого, чуть подальше от гнезда. Видимо, кто-то или что-то заставило их, еще не умеющих летать, спрыгнуть из гнезда и разбежаться от него кто куда – но спастись им было не суждено. Один успел убежать чуть дальше… Этот птенец находился в той же стадии развития и в той же стадии раскрытия перьев, что и первый – видимо, погибли они в один день. За сутки до трагедии бушевал жуткий совершенно нетипичный для мая ураган с градом и порывистым ветром – может именно это и послужило причиной гибели птенцов? Но даже если и основной, то увы, отнюдь не единственной. Птенцы, скорее всего, выпали из гнезда еще живими – и кто-то, какой-то хищник убил их уже на земле. Если бы только мне оказаться на месте трагедии на час, на два часа раньше!!! Но не дано нам все предусмотреть и все предвидеть…
Меня ждало еще одно горе – какое-то животное, видимо, собака, выкопало похороненных мной птенцов. Есть не стало – просто выкопало и бросило. Я поняла, что придется похоронить их по-настоящему – унести оттуда, чтобы никто уже больше не смог потревожить их покой и закопать глубоко, замаскировав сверху. Я принесла черный пакет, лопату, сложила туда птенцов… мне до сих пор тяжело говорить об этом… Их голубые глаза так и остались открытыми – я не смогла их закрыть. Даже мертвыми они были такими мягкими, пушистыми, такими красивими – даже смерть не смогла изуродовать их… Я отнесла их так далеко, как только смогла, выкопала глубокую яму, аккуратно и нежно положила их, засыпала, а сверху замаскировала грунтом, палками, листьями, дерном, травой… Так они и лежат там вместе – как лежали в гнезде… Я потом еще несколько раз ходила смотреть это место – никто не потревожил их покой…
Но радость и беда, как известно, всегда идут рядом. Я нашла только двух мертвых птенцов – больше не было, как я не искала. А в гнездах воронов, как правило, выводятся по 3-4 птенца – и это давало надежду, что кто-то  из них все-таки мог спастись, выжить. Две недели я ходила по лесу, затаив дыхание, отключив способность слышать любые другие звуки, кроме крика птенца ворона. Несколько раз мне казалось что я слышу. Тихо-тихо и очень далеко, практически на границе слышимости– и я бежала туда, надеясь увидеть… Но все было тщетно. Родители тоже вели себя очень скрытно, стараясь как можно меньше попадаться мне на глаза, а приносимую мной пищу уносили куда-то в сторону. Куда? Проследить не было никакой возможности.
Но шила в мешке не утаишь – и наконец-то, я его увидела. Он прилетел за Крошей – за своей мамой. Гладенький, блестящий, такой трогательный, требовательно разевающий свой розовый ротик в трогательном «аааааааа!!!!!» И такой бесценный – ведь он один выжил из всего выводка. Как ему это удалось? Видимо, он был старше других птенцов, и к тому моменту, когда ветер сбросил на землю его братьев, он уже умел перепархивать или даже по-настоящему летать. И заботливые родители увели его подальше от места трагедии… Я долго сомневалась, самочка он или самец – но в в конце концов пришла все-таки к выводу, что он мальчик. Тем более, что пролетав несколько дней за мамой, он потом, как банный лист, прилип к отцу – и больше уже от него не отлипал до самой осени – до поры, когда птенцы воронов навсегда покидают своих родителей.
Я всегда считала, что у птиц, и в частности, у воронов, основную часть воспитательной работы берет на себя мать. И видимо, так оно и есть до вылета птенцов из гнезда, и может быть, какое-то первое время после этого. Но у воронов (во всяком случае, в моей паре было именно так) – основную воспитательную работу взял на себя отец. Вольно или невольно – не знаю, но Кронпринц – так я назвала птенца – от папы практически не отходил. Часто бывало так: на мой зов на кормление прилетали папа и сын, а Кроша в это время демонстративно находилась где-то в стороне. В чем смысл такого разделения – я так и не поняла. Может быть, если бы в этом помете выжило больше птенцов, часть из них летала бы за мамой, а часть – за папой – не знаю. Наверное, так проще найти пищу. Но почему не прилететь всем вместе когда зовут кушать? В поведении птиц еще очень много загадочного…
Еще один крайне интересный момент – не знаю, связан ли он с трагедией погибших птенцов, или это тоже нормальное поведение вОрона – но как только Кронпринц научился как следует летать, все трое покинули район гнезда и переместились в совсем другой район леса.
Интересно, что ребенок оказался смелее своих родителей. Когда я клала им пищу и отходила, первым на еду садился Кронпринц. А уже потом, соблюдая все предосторожности, его родители. Точнее, сначала он был очень осторожным – сидя на веточке, внимательно смотрел, как мама или папа съедают то, что я им приношу. А потом явно осознал, что я – существо безобидное и даже полезное, и… бросился на еду первым, пока мама с папой все не съели.
Еще один интересный  момент – наблюдательной вышкой в нашем районе они почему-то избрали крышу нашего дома. Я всегда радовалась, когда выходя их дома, видела там двух воронов. И вот теперь я наблюдала там не двух, а целых ТРЕХ воронов! Красота!
А как известно, зрение птиц значительно лучше, чем зрение человека. Я уже писала с самого начала, что мое знакомство с Крокусом и Крошей началось с того, что они обнаружили мое за ними наблюдение. Но эта парочка к такому пристальному вниманию уже привыкла, и перестала обращать на меня внимание, а вот для Кронцпринца это было в новинку. Мы живем на двенадцатом этаже. И надо было видеть его физиономию, когда пролетая над нашим балконом, он вдруг увидел меня! Он, кажется, даже забыл, куда летел и зачем. Он сделал несколько кругов над моим балконом, каждый раз зависая надо мной и поворачивая голову то одним, то другим глазом. Наконец какие-то выводы для себя видимо сделал, и спокойно уселся на крышу.
Птенцы воронов живут с родителями приблизительно до конца августа- сентября. В редких случаях – до начала зимы. Но первые «попытки к самостоятельности» они начинают проявлять уже где-то к середине июля. Сколько мне пришлось пережить тревожных дней, когда Кроша и Крокус прилетали вдвоем, без ребенка! Но потом, к счастью, вся семья воссоединялась.
Еще один интересный момент – птенцы ворона, когда хотят, чтобы родители их покормили,  издают громкий требовательный крик – кто его слышал, уже никогда ни с чем не перепутает. Это звучит примерно как громкое отрывистое «АААААААААА!!!!!!!!!». Как только птенцы начинают есть самостоятельно, издавать подобные крики они перестают – просто исчезает необходимость. Хотя какое-то время они еще могут ими злоупотреблять – как и человеческим детям, им еще какое-то время хочется почувствовать себя маленькими…
Но как оказалось, смысл детского крика не только в этом. Молодые вороны, после отделения от родителей и до 2-3 лет (то есть до момента создания пары) живут довольно крупными молодежными группировками – по 20-30 птиц. Думаю, те периоды исчезновения Кронпринца на несколько дней, были связаны именно с поиском молодежной группировки – найти ее не так просто, вся территория, пригодная для жизни воронов, поделена на гнездовые территории пар, и молодым порой проходится пролетать несколько десятков, а то и сотен километров в поисках незанятой территории. Но Кронпринцу повезло, видимо, молодежная группировка оказалась где-то неподалеку – потому что мне еще несколько раз доводилось видеть его после окончательного отделения от родителей, также и доводилось несколько раз видеть группу от 5 до 10 молодых воронов. Так вот, когда Кронпринц уже был «на полпути» отделения от родителей (чаще его можно было видеть с ними, но иногда он улетал к своим сверстникам), мне довелось видеть такую картину: на крыше нашего дома сидели Крокус и Кроша (вдвоем), Принца с ними не было. В это время откуда-то из-за леса вылетела группа около 10 воронов (несомненно, группа молодежи). И вдруг один из молодых, издав детский крик «аааааааа!!!!» отделился от группы и сел рядом с Крокусом и Крошей! То есть в данном случае детский крик сыграл роль идентификационного сигнала, эдакого пояснения для мамы с папой: «Это я, ваш сын, не прогоняйте!»
Окончательное отделение птенцов ворона от родителей происходит примерно в конце августа (иногда позже). Но Кроша оказалась строгой мамой и уже в середине августа она явно стала гнать Кронпринца. Например, он садился на ветку, и тут прилетала растопыренная, возмущенная Кроша, и с криками «кра-кра-кра» спихивала его с веточки. Обиженный ребенок в таких случах либо просто перелетал на другую веточку, либо летел к отцу – Крокус оказался гораздо более миролюбивым родителем.
Но природа берет свое, и где-то в начале сентября я, наверное, в последний раз встретила Кронпринца. Очень надеюсь, что в их веселой молодежной группировке все хорошо, и он счастлив. Сегодня, я его, конечно, уже не смогу отличить от любого другого ворона. Да это и не важно. Будь счастлив, малыш!
На фото - Кронпринц.
Продолжение: http://www.proza.ru/2019/02/08/294


Рецензии