Эпоха абсурда

В настоящее время создалось странное положения именно в связи с творчеством и творцами. Культура сразу и существует ("ещё") и не существует ("уже"). Мы находимся в состоянии малоосознанного абсурда,мы пользуемся ещё - по привычке,старой системой ценностей,но не верим им и в жизни давно уже живём под эгидой системы лжеморали,когда "низшее" принимают за "высшее",а творчество и творцов прославляют лишь на словах.
Итак,творчество и творцы в современном обществе.
Но сперва о том же в связи с эгоизмом и эготизмом.
Как известно,эгоист полностью включён в мир,использует его "радости" по максимуму,чувственные удовольствие и материальное благополучия - вот его "звёзды" на земле.
Эготист имеет ценностью самого себя,но даже не как "Я", а как внутренний мир, субъективность как таковую,самоценную реальность,противостоящую всякому миру.Мир нечто внешнее,чуждое,иллюзорное,враждебное субъекту. Часто эготизм может перерастать в патологию сознания и представлять её.Это не идеология,не этика,не рефлексия о мире и личности. Это выражение типа личности,её судьба,от чего нельзя уйти,что нельзя преодолеть.Если человек рождён эготистом, так тому и быть.А если при этом он ещё склонен к творчеству,то само его творчество для него самоценное и не нуждается в мире, даже в качестве реализации результатов его в виде книг,картин и т.п. Его внутренний мир является для эготиста первым, истинным,единственной ценностью жизни.Возможен ли полное проявление эготизма практически? Абсолютно полное нет, эготизм по преимуществу тоже редок,но случается. Само положение эготиста противоречиво. С одной стороны утверждение своей самости как высшей ценности,самоценность внутреннего мира, самодостаточность "Я". Что создаёт эготист - в себе и для себя, что живёт с ним и умрёт с ним,ради себя,а не ради другого.Важен сам процесс творчества,а не его результаты,не реализация его продуктов в жизни. С другой стороны само творчество (вместе с "Я") превращается в видимость,иллюзию,ничто,в бессмыслицу.Ведь творчество по своей природе не только самовыражение "Я",но распространение себя в среде (реализация продуктов своего творчества - материальная (книги и пр.) или психологическое - утверждение своего "Я" как ценности в мире людей,диалог с другими, общественный резонанс. Творчество личностно,но его продукты - и для других,для мира как такового,плох он или хорош. Можно теоретически считать мир иллюзией и переживать его как нечто чуждое себе,но пока мы живём в мире чувственным образом,мы вынуждены считаться в большой мере с его правилами,законами,традициями,состоянием культуры,с мнением и оценкой нас другими людьми. Утвердить своё "Я" можно только в мире и за счёт мира."Я" не в силах удержаться в самодостаточности.Уже просто мышление требует мира своих объектов,а деятельность не может ограничиться только внутренней деятельностью. Я,заключённое в самом себе как в камере,если даже считает её истинным миром,постепенно чувствует себя безумным,бесцельным,бессмысленным,абсурдным, как ничто в форме бытия."Я" понимает,что оно не лучше "Мира".Сама сила творчества в нём слабеет.Качество его,особенности,результаты не имеют совершенно никакого значения.Творчество-Пустота-Безумие сливаются воедино.Бытие,оформление и развитие "Я" происходит лишь в связи с "Ты" и "Они",в согласии или конфликте со средой.Творчество социально по природе - его полноценность и полнота осуществляются только в социальной среде - оно должно осуществиться как процесс и реализовать как-то плоды своих усилий."Я" становится "чем-то" для "другого человека" и только тогда познаёт себя лучше,чем до того.Говорят же:"Не находя собеседника,мы начинаем разговаривать с камнями!"
И тут оказывается,что современная эпоха готова очень многих творцов насильно сделать эготистами,причём без всяких перспектив творческого "прорыва" в мир. Это и есть выражение абсурда самой нашей жизни.И следствие общего аморализма.Нынче время профессиональных коллективом,но и там нет согласия и очень много конкуренции, плюс профессиональный снобизм.Для любителя-одиночки у профессионала никогда нет времени,он скорее будет мешать отдельному таланту,чем помогать ему. Отдельному творцу,особенно не достигшему высокого социального статуса и чина,противостоит множеству более успешных "деятелей" в его возрасте. Но как часто социально и творчески успешными становятся именно малые таланты,а то и графоманы!Публикация книг зависит от наших денег,а не таланта.Можно опубликовать 30 книг за месяц,сделать хорошую рекламу и стать знаменитостью.Очень богатые люди здесь успешнее всего.Бедствующий в финансовом отношении отдельный творец в среде отчуждения - что он может? Его отвергают не читая.Его идеи и творения никому не нужны.Поможет ли ему Союз Писателей,эта кормушка для "своих" бездарей? Найдёт ли он спонсоров? Есть ли творческие союзы, в которых общение "творцов" не было бы по сути чисто формальным,где все носятся со своим "Я",не замечая по настоящему другое? Разумеется,среди богатых и успешных могут быть большие таланты,как и среди материально несостоятельных творцов-любителей могут окопаться и графоманы.Но в целом наша Культура стала служанкой Бизнеса,Чинов и аморальных "деятелей". Судьбу творца в большой мере сейчас определяют разного рода случайности,связи и деньги. А если он "не такой" в смысле моральном или даже по характеру эготист - какие бы шедевры не создал он в закутке,всё впустую.Но многие такие творцы вовсе не эготисты - их вынуждают быть таковыми.Не забудем и обилие информации,авторов книг,например, когда читателю очень трудно подчас отыскать в этом хаосе всякой всячины своего,родственного по духу и интересам писателя! В философии и психологии отдельный творец вряд ли найдёт себе помощника.В искусстве скорее можно пристать к группе единомышленников.Но общий аморализм и такую группу делает весьма недоброкачественный. Об оторванности творцов от народа - это уже не новость.Во все века народ,в своей массе,был чужд всему,что казалось важным отдельным творцам. Даже в эпоху Возрождения были титаны мысли и творчества,но и они были чужды народу,главной ценностью которого было одно - быт.Духовная элита эта была к тому же лишена единогласия по многим существенным вопросам жизни и культуры.Все эти трудности существования творцов и творчества в мире были всегда. Но сейчас всё предельно обострилось,так что порою кажется,что бытие сейчас это лишь форма небытия,т.е.нечто абсурдное.
Абсурдно то,что и в высшем своём развитии искусство,творцы,оказываются совершенно не нужны обществу, при всём богатстве своего внутреннего мира и творчества, творцы оказываются бесполезны, их творения,энергию,достижения социум,власть наша,не могут использовать разумно,рационально,с выгодой и для творцов и для общества.Поэтому и говорят некоторые мыслители о Конце Искусства,о начале эпохи модернизма с его антигуманизмом.Но модернизм есть аморализм,социальный аморализм создал его и питает.Человек потерял сам себя и стал придатком вещей,денег,чинов,аморализма под маской моральности. Классика постепенно становится чем-то старомодным, а с нею на помойку отправляется и вся её этика.Этика индивида,народа и государства могут совершенно не совпадать. Социальную этику нормы давным давно и очень хорошо раскритиковал ещё Н.Бердяев.
В итоге всё сводится к Абсурду.Он выступает как общий дух в мире бездуховности и бездуховность в мире духа. Талантливые творцы есть и в то же время их как бы нет. Творчество существует,но нет условий его полноценной реализации. В жизни приоритет быта,в искусстве графоманства. Множество людей не покладая рук активно мешают другим людям жить и творить.Ум,творческий потенциал нации не могут разумно использовать во благо государству,народа и культуры. Высшее считают низшим,а низшее высшим. Аморальность столь же сильна в мире,как и тыщу лет тому назад. Зло стало изощрённее,утончённее,выступает в множестве форм и надевает множество масок.Высоким словам не верят,а замену им не находят и производят обычное перевёртывание многих ценностей:что было хорошо стало плохо и наоборот.В аморальной среде и творчество становится конкуренцией,бизнесом,борением эгоистических воль за слау,доходы,чины и пр.
Абсурд стал незаметно нашей жизнью,сутью,настоящим,нашей этикой, в модернизме и эстетикой. До сих пор ещё мы не осознали нашу эпоху как эпоху Абсурда, мы ещё считаем наш мир разумным,мы ещё говорим о "настоящей морали","Искусстве", "культуре"... Мы любуемся цветами,не замечая,что они лежат на гробу Культуры.Показуха мешает нам увидеть сокровенное, формальное мы часто принимаем за духовное. Это путь эготизма - путь отчуждения человека от человека и мира.Это ещё и отчуждение от мира настоящего,разумного, полноценного.Совершенного общества не будет никогда.Но негативные крайности его могут погубить искусство и культуру окончательно и само творчество превратить в форму безумия. Если душа погружается в эготивизм,то тело ещё полностью живёт эгоистически,ищет лучшее,устраняясь по возможности от худшего. Не борьба с худшим,а устранение,отстранение,создание иллюзии что его нет и "всё хорошо". Если абсурд жизни полностью был бы осознан,с ним стали бы бороться... Но разумной бы была эта борьба с испорченными умами и душами - я не знаю...
Плывёт Корабль Дураков в океане жития. Живы его пассажиры или нет - всё одно. Ведь жизнь их по своей сущности жизнь мёртвая, её видимость,имитация,подобие.Истинная жизнь - синтез разума и чувства и их творческое,разумное использование - на практике и в теории.Непонятно,историческая ли это стадия жизни-Абсурда(нечто преходящее) или это начало полной деградации всего человечество. В последнем случае у нас нет хорошего будущего - и дальше будет только хуже.


Рецензии