Щедрость женского сердца

      Прозвенел школьный звонок. Дверь классной комнаты распахнулась, и стайка ребят выпорхнула на переменку. Я увидела учительницу в тесном окружении детей. Она заканчивала беседу с одним из  своих воспитанников:
      - Знаешь, ты постарайся, пожалуйста, представь себе, о каких необыкновенных людях  собираешься рассказывать. Найди такие слова, чтобы слушатели это поняли. Поработай с материалом хорошенько. Найди в нем какую-то изюминку, сразу заинтересуй публику, а потом развивай свою мысль дальше.
      Я слышала слова уже не ремесленника, добросовестно обучающего своего ученика, а мастера, поэта, умного чуткого друга, переживающего не только за общественное мероприятие, но и за формирование будущей человеческой личности. Даже постороннему глазу было видно, что здесь детей учат творчески мыслить, любить по -  настоящему свое дело и выполнять его на совесть. Лицо наставницы выражало доброту и участие, к кому бы из ребят она не обращалась. Встретив ее ласковый взгляд и получив напутственное слово, удовлетворённые дети выходили из комнаты, и глаза  каждого такого ребенка излучали какой-то необыкновенный внутренний свет.
      Это была Делибалтова Светлана Петровна, преподавательница немецкого языка, восемнадцатой средней школы города Бендеры.
      Скромный, но  абсолютно безупречный вид этой симпатичной изящной женщины, явно свидетельствовал  еще и о  высокой  эстетической культуре, которая весомо добавляла ей  авторитета в глазах всевидящих учеников. Глядя на ее моложавую стремительную походку, вряд ли можно было поверить, что за спиной учительницы стаж более трех десятков лет. 
      Заметив присутствие постороннего человека, она попросила детей выйти из помещения, заранее извинившись перед ними.
      Собеседница рассказала о себе, что она дочь военнослужащего, жила некоторое время в Германии и с немецким языком знакома с детства. Хотя, выбор профессии, в большей степени, определился ее тягой к детям. Работала она и в ПГУ (где-то до девяносто девятого года), одновременно не оставляя занятий в школе. Но, большая нагрузка заставила ее сделать выбор,  конечно же, в пользу любимых учеников.

      Дверь методического кабинета была чуть приоткрыта. Подошла очередная группа учащихся. Ребятня негромко щебетала, терпеливо дожидаясь приглашения на урок,  хотя звонок уже оповестил о начале занятий. Конечно, шестиклассники не стояли по струнке, на то они и дети, да еще такой неспокойный переходный возраст. Но никто не ломился в двери,  не толкался, не кричал. Не было слышно и беготни в коридоре. Учительница обратилась к ожидавшим:
      - Заходите! – и дети тихонько, как гусята, вошли в класс, чинно расселись по своим местам.  На их лицах не было ни малейшего волнения, какое бывает обычно, когда плохо выучен урок. А,  ведь не секрет, что частые стрессовые ситуации, становятся, ох, какой серьезной угрозой здоровью и не только детей.
      Глядя на школьников, создавалось впечатление, что они пришли не на урок, а на сеанс интересного фильма и с нетерпением ждут его начала. Я не стала задавать им риторических вопросов типа: «Нравятся ли вам уроки немецкого?», - а тем более, об их отношениях с преподавателем.  Интерес к предмету и ученическая признательность  к учителю были очевидны и так, без всяких объяснений.
- Дети, -  обратилась я к ним. – А двоечники в классе есть?
- Есть! -  отозвались несколько голосов.
- И много?
      - Нет, только один, - ответили все и дружно показали на последнюю парту, где одиноко сидел грустный плохо одетый мальчик. От такого нелестного внимания он съежился и опустил глаза.
       - Как же так? Не нравится учиться или нет способностей к языку? - удивилась я.    
       - Да, нет, Ванечка хороший мальчик, - вздохнула Светлана Петровна. - И никакой он не отстающий, просто очень редко посещает школу. Да, и то, двойки у него случаются лишь иногда, а в четверти  стоит тройка.
      Если бы нерадивого ученика грубо ругали, возможно, он и разозлился бы. Но, от таких теплых сочувственных слов,  ребенку стало еще обиднее за свою разбитую детскую жизнь, в жестокости которой, он вовсе  не был повинен. Мальчик отвернулся и прикрыл лицо сумкой,  стыдясь не столько чужих укоров, сколько своих безудержных горьких слез, которые предательски беззвучно поползли по детским щекам.
      Не сговариваясь, мы мгновенно пресекли этот тяжелый разговор. Неблагополучные семьи и страдающие дети – это очень серьёзная  и нелёгкая проблема для всего нашего общества.  И решать ее следует, конечно, не только на уровне школы.
       - А тройки у вас есть? – последовал очередной вопрос.
       - Нет! -  закричал дружный ребячий хор.
       - Как, совсем?
       - Совсем!
 - И текущих нет?
       - Нет!
       - Не может быть, - недоверчиво возразила я.
       Ведь иностранные языки, насколько помнится  еще со школы, всегда считались наиболее сложными для изучения. Чтобы лучше овладеть ими, классы   разбивались даже на две группы. А, что касается немецкого, с его падежами и склонениями, так и говорить нечего -  сплошные муки для некоторых.
Меня разбирало любопытство:
      - А, как же вам удалось добиться таких потрясающих успехов?
      И Светлана Петровна рассказала, что  своим опытом поделились с ней украинские коллеги, которые повсеместно проводят такие занятия. В методике такого обучения - два основных аспекта. Первый – основан на образном восприятии текста. Учитель читает. И, если дети понимают текст, то отображают его тут же, в своих детских рисунках. Но, это, конечно же, для ребят младших классов. Они воспринимают это уже не как обучение, а как элемент игры. Дети увлеченно вырезают картинки, подписывают их,  составляют из них тексты и т.д. Время от времени, ученики поднимаются со своих парт и дополняют написанное жестами и движениями. Иначе говоря, к ярким зрительным образам, дополнительно подключается  мышечная память,  и, что очень важно - присутствует  эмоциональное  восприятие. Но, главное, что дети сразу проявляют заинтересованность к данному предмету. Применяются в обучении  и чисто тактические уловки. Допустим, тяжело запоминаются неправильные глаголы. Для этого ребята составляют с ними осмысленные словосочетания, подкрепляют их рисунками и опять же, своими движениями.
      - Конечно же, возни много, что и говорить, - продолжает Светлана Петровна, - придумывай, рисуй, вырезай, наклеивай, но в этом дети с удовольствием помогают мне. Главное, заинтересовать их, а потом они уже и сами тянутся к знаниям. В  старших классах количество дидактического материала уже меньше, и методика преподавания несколько иная, - продолжала свой рассказ Светлана Петровна
      - Светлана Петровна, именно за эту методику вы, в свое время, получили почетное звание «Учитель года»? – поинтересовалась я.
      - Да, арбитром была комиссия из управления народным образованием.
      Смотр состоял из трех туров. Первый – это творческая работа, т.е. твоя индивидуальная методика преподавания. Об этом мы уже говорили. Второй этап соревнования – урок в чужой школе. Он был самым ответственным для меня. Не знаешь этих детей, не представляешь даже, как они тебя воспримут, поддержат ли? Но, опасения мои оказались совершенно напрасны. Я даже не ожидала, что чужие ученики с таким горячим интересом будут участвовать в моём уроке. Большое спасибо им за это.
       -  Ну, а третья ступень?
       - Это была самая интересная часть программы. Шоу!
Нам сказали:
      - Хоть пойте, хоть танцуйте! Можете импровизировать, сколько вашей душе угодно!
      Готовились мы с учениками к этому выступлению, конечно, заранее. Само собой разумеется, речевая часть была вся  на немецком языке,  с параллельным переводом для присутствующих.
      Тут Светлана Петровна с удовольствием стала вспоминать, насколько красочно и весело проходило это шоу: как она с учениками пела под фонограмму, плясала с ними,  в какой остроумной форме дети рассказывали о ней, какие яркие плакаты представляли о своей школьной жизни. Их выступление  зал воспринял бурными овациями.
      - И, что, во всех трех турах вы победили?
      - Да. Но, я никогда не смогла бы подняться на этот трон без дружного участия детей.
      - А, как другие преподаватели, поддерживают ли вашу методику обучения?
      - Конечно, приходят на уроки, интересуются. Но, обычно, обмен опытом проходит в рамках городских семинаров.
       - Мне кажется, что полезные идеи не утрачивают со временем свою актуальность? – спросила я, подсознательно желая, чтобы очарование от ее уроков не исчезало никогда.   
       - Конечно, накапливаем крупицы полезного опыта из прошлой работы, ищем инновационные подходы к решению современных текущих проблем и непременно делимся ими со своими коллегами.   
      - А, Вы, заходите к нам на урок, - пригласила она меня на одно из своих занятий в десятом классе.
 
      - Гутен таг. Зетцен зи зихь, - так начался урок немецкого языка.
 Но, то, что было дальше, уже не поддается никакому описанию. На моих глазах произошло полное перевоплощение - перед классом была уже не простая  учительница,  а талантливая артистка. Обаятельный «гид» приглашал  к путешествию по Швейцарским  достопримечательностям, обращаясь к  своим «туристам»:
      - Вы чувствуете  вместе со мной, насколько это прекрасно! – и Светлана Петровна с наслаждением втягивала в себя,  якобы, «кристально чистый горный воздух Альп». 
      Но, вот речь пошла о культуре страны. Интонация ее голоса сразу стала меняться: то восторженно повышаясь, то таинственно понижаясь, почти до полушепота. Все это сопровождалось выразительной пластичной жестикуляцией. Рассказ преподавателя умело привязывался к действительности. Попутно вспоминались известные  фирмы,  такие, как «Орифлейн» и т.д. 
      Подошло время опроса. В одно мгновение по столам разлетелись раздаточные карточки.  Дети быстро,  безо всяких предисловий, всего лишь по жесту учителя, быстро отвечали на поставленные вопросы, попутно импровизировали. Безучастных учеников  не было вообще. Неожиданно раздался звонок, и мне стало жаль, что урок так быстро закончился. Кажется, дети почувствовали то же самое.
     Очень тепло простилась я с ребятами и со Светланой Петровной. Почему-то мне захотелось прийти сюда еще раз.

      И все-таки, не какая-то особая методика - стержень успеха в учительской работе. Огромная любовь к детям, к своему делу, вот, то основное, что делает Светлану Петровну Делибалтову настоящим энтузиастом своего дела и помогает воспитывать подрастающее поколение достойными гражданами нашей Приднестровской Молдавской республики. 


Рецензии