Почти по Гоголю

       Владик родился в конце ноября 1939 года. Когда ему не было еще и двух лет началась война.

       Отца забрали на фронт сразу. Мать, погрустив месяца три,  бросилась как в омут с головой в новую любовь. Она объяснила  своей задушевной подруге и напарнице по сельмагу Клавке, что получила известие о ранении любимого мужа, и  что ей немедленно надо к  ехать к нему в госпиталь в среднюю Азию. Заодно попросила подписать бумагу, что та отпускает напарницу Капиталину без ревизии так как целиком и полностью доверяет ей. ( ВЕдь раньше в ревизиях недостач  не было.)Прослезившись, подруги расстались. Но до этого коварная Капитолина успела взять некоторую сумму из кассы сельмага на проезд до места назначения, а после расставания прихватила с собой еще и Клавкиного законного супружника и отца их общих  пятерых детей погодков, старший из которых еще только собирался в первый класс. Капка польстилась на мужа подруги потому, что того не забрали в армию по причине увечья левой руки еще в детстве. Но в остальном он был орел на все сто!
Короче, дохвасталась  Клавка.

       В селе долго судачили, а мать Капки ,оставшись на руках с внуком младенцем , стала часто болеть и ходила низко подвязав платок и не глядя в глаза встречным. Весь грех Капки упал на голову её матери. Войну бабушка с внуком пережили питаясь картошкой , лебедой да молоком единственной козочки -кормилицы. Причем, половину надаиваемого молока бабка Меланья  относила к покинутой жене -Клаве. Владик не помнил ни отца ни матери и называл свою бабушку мамой .

      После войны в их с бабушкой дом ввалился детина, оказавшийся старшим сыном бабушки- Афанасием, вернувшимся с войны целым и невредимым. Афанасий устроился на работу, а вечерами и ночами гулял долго и с удовольствием, наверстывая потерянные войной годы. Наконец , погуляв достаточное количество лет и оплодотворив при этом всех желающих обзавестись потомством красивых девок в округе, он решил жениться, объясняя при этом  подростку племяннику принцип выбора жены:Во первых нецелованная, во вторых из строгой семьи , в третьих послушная, в четвертых не больно умная - у меня на двоих ума хватит, красивую не надо; возомнит себе, чёрт не распутает. А главное работящую! Чтоб  сносу в работе не было. Не капризную, что дадут пусть в том и ходит ,не баре. Услышал Бог Афанасьевы молитвы : помог он найти Афанасию жену о которой тот мечтал: работящая, молчаливая, туповатая, послушная. Вот только в постель к ней Афанасия не тянет. Как гулял так и гуляет. А к жене по пьяни иногда подвалит, когда чует, что уж ноги до красоток не донесут.

     Время между тем идет, вот и Владик в возраст парнячий вошел, тоже девок пощупывать начал. Красивым парнишка уродился, веселым, глаза шальные, волос вьётся, поёт, как соловей заливается, заслушаешься. От девок отбою нет. Учеба легко давалась: в полученном Аттестате зрелости только хорошо и отлично

     Но тут горе горькое навалилось на  Владика. Умерла горячо любимая бабушка. Умерла тихо и не заметно, никому не мешая. Нашли её утром в своей постели уже холодную. Врачи определили, что смерть наступила в 10 вечера. По русскому обычаю хоронить надо на третьи сутки , то есть уже завтра. Срочно созвали родню (мать Владика, уехавшая в начале войны, так ни разу и не объявилась, а отец его ,тоже вернувшись без ранений, осел где- то под Ленинградом, обзаведясь новой семьей. А сына даже не захотел повидать, будто тот был виноват  в чем то.)

     Принесли из сеней большой трехметровый стол, используемый только на свадьбах да похоронах. Задрапировали его простынями со всех сторон                как постамент до самого пола,-мышь не проскочит. -Очень торжественно получилось-            
 отметили родственники, не убитые горем до такой степени как  Владик. Стащили с чердака домовину,* давно уже приготовленную бабушкой для себя. Обмыли ее, обрядили и положили в тесовый гроб в горнице.

     Нашли копальщиков , отправили с ними на кладбище одного из родственников мужчин,- указать место для копки могилы. Женщины на кухне занялись приготовлением поминальной еды, которой требовалось очень много- в их краях только безногий посчитает тяжким преодолеть 5-7 километров, чтоб поесть и выпить вволю за упокой новопреставившегося, не зависимо от того, знаком он был с ним при жизни или нет. Мужей отправили в погреб за самогоном, тоже приготовленным заранее бабушкой на свой помин. Даже после смерти никого не хотела обременять бабушка своей персоной.

     Владик рыдал не переставая.( Один за всю родню) Ему было стыдно, но он ничего не мог с собой поделать. В тот день он не думал о себе, о своем сиротстве. Он оплакивал родное существо, роднее которого не было на всем белом свете. Наконец ему нашли занятие: отправили ловить рыбу в реке, которая протекала сразу за огородом. Он там и рёвом своим никому не помешает и рыбы достаточно принесет- рыбак он знатный.

     Днем посылали за единственной в округе читальщицей." Облом" как бы резюмировали сейчас: читальщица уехала далеко, гостить к родственникам. Церковь давно была переделана под винный склад. Еле стоящие на ногах после готовки женщины стали думать: кого оставить в комнате с умершей на ночь, как того требует обычай. Пошли искать своих мужей, посланных утром в погреб за самогонкой. Кого то нашли на сеновале, кого то в козьей загородке, кого то в углу двора. Не нашли только Афанасия. Бабы боялись смотреть в глаза Афанасьевой жене: даже в такой скорбный и святой день этот кобель умотал к очередной любовнице. И бабы как то враз и вдруг порешили, что лучшего кандидата для коротания ночи с бабушкой им не найти: НУ, конечно, это  Владик- её  любимый внук!!!

     Привели в горницу Владика, не евшего с утра( в горло ничего не лезло), изможденного рыданиями и горем. Он уже не рыдал, но тоже валился с ног. Бабы решили : организм молодой- выдержит. Дали указания : следить за свечками, когда начнут догорать, заменять новыми. Читать молитвы -вот бабушкина тетрадка и её корявым почерком они написаны. Понятно плохо, но ты молодой,  разберешь. Да,главное то, чуть не забыли: внутри у мертвых бывает, что остается воздух. И этот воздух иногда внезапно выходит, даже бывает. что со звуком. так что не дрейфь. Она твоя бабушка, в жизни ты от нее только хорошее видел. даст Бог и ночь хорошо скоротаешь.

     Бабы посадили Владика на табуретку рядом с гробом и ушли спать в клеть  (это другая изба не парадная ,через дощатые сени от основной). Владик посмотрел на бабушку : она лежала горделиво выпрямившись, помолодевшая с разгладившимися морщинами и как будто немного улыбалась.Наверное ей снилось что-то хорошее в момент смерти, а может это её уже торжественно принимают в Раю?

     Владик немного успокоился, стал разбирать корявые бабушкины строчки с молитвами, старался заучить  " Отче наш "- он был написан более разборчиво. Стояла мертвая тишина. В открытую форточку задувал ветер. Он шевелил ситцевую занавеску на окне, саван на груди бабушки, даже простыню закрывавшую стол-постамент. Владик изредка поглядывал на часы- ходики, висевшие на стене.

     Ровно в 12 ночи послышался скрип половиц, кряхтение, а затем тонкий свист, постепенно переходящий в скромный храп. Владик терпел. Читал и перечитывал молитвы четко и громко. " Отче наш" он уже успел выучить наизусть. Но бабушке надоело скромно похрапывать и она захрапела мощно как иерихонская труба. Бабы запретили  Владику трогаться с места, но он всё таки  пересел с табуретки около гроба на диван,  стоящий напротив окон у стены, и вжался в него, не переставая читать молитвы как заклинания. Невозможно передать ужас, пережитый Владиком в эту ночь.

      В 6 утра запели петухи: вначале один, потом второй, третий, а затем разом целый хор петушиных глоток: КУ-КА-РЕ-КУ!!!

      Простыня,  имитирующая пьедестал под бабушкиным гробом, заволновалась и оттуда как из за театрального занавеса выкатился дядя Афанасий: розовый, выспавшийся, довольный. Да и как же иначе? Ведь бабушка Владика завещала свой дом ему- своему старшему сыну!

     Сразу после похорон, Владик собрал свои немудрящие вещи, зашел в сельсовет за справкой о том, что жилья не имеет, что с 1941 года не знает местожительства своих родителей; и поехал в город устраиваться в общежитие того института, куда собирался поступать.

     А на память о последней ночи рядом с бабушкой на всю жизнь осталась метка-седая прядь на левом виске. 
               

*домовина-простонародное гроб.
 


Рецензии
Меняются времена, но люди остаются прежними... не повезло Владику на родню.
Ночка выдалась парню не из весёлых... действительно по Гоголю. Может и наладит он свою жизнь. Хочется в это верить.

Олег Литвин 2   17.01.2021 17:09     Заявить о нарушении
Отличительная черта человечества- верить в хорошее. Дай то Бог Владику в дальнейшем счастья! Олег, благодарю за отклик! С уважением Надежда.

Надежда Мотовилова   17.01.2021 17:42   Заявить о нарушении
Уважаемая Надежда!
С таким удовольствием прочитал талантливо написанную публикацию, кстати, в конце вспомнив, что где-то читал уже это. Решил написать рецку ... а там моя, старая и синяя. Вот везёт мне с Вами! Может, когда и встретите её, как и в прошлый раз. жаль, конечно... С уважением к Вам, Виктор. Иду к следующим минькам.

Виктор Сургаев   13.05.2021 04:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.