Суюры

Джованни жил летом у дедушки. Дед учил его читать знаки темноты, шелест веток и далёкий плеск воды; ходить по земле, не оставляя следов в море звука и почти не отбрасывая тени.
Много знал дедушка и старался передать внуку. Называл его по-простецки – Ваня.
Часто говорил:
-Если ты, Ваня, вдруг суюра увидишь, не пугайся.  Перекрестись и скажи: «Господи, Иисусе Христе, сыне Божии, помилуй нас!»  И суюр не тронет. Только не останавливайся и не рассматривай их. Этого они не любят. Не было их никогда тут. А теперь откуда-то появились.
И обычно прибавлял ворчливо:
- А всё говорят, нет ничего, ни телепатии, ни предвидения. А пророк Исаия предсказал их появление в степях и пустынях аж во 2ом веке.  И вот вам, пожалуйста.
Джованни спрашивал:
-А кто это – суюры?
Дед отмалчивался и приговаривал:
- Не пугайся, только молитву прочитай.
Сегодня за завтраком вдруг сказал:
- Уж видели их, суюров. Это степные демоны. Встретишь – сразу убегай. Не смотри на них. И ходить за поворот тебе запрещено.
Не доходя до поворота дороги,  можно было подойти к самому краю пруда и покидать крошки хлеба уткам.
Джованни взял крошек и пошёл к пруду покормить  уток и заодно посмотреть, как цветёт тина. Беззаботно кидал хлеб в пруд; подлетели вороны и вездесущие воробьи. Мальчик и им выделил крошек и с интересом наблюдал, как они падают вниз и сразу же испуганно возвращаются к пустоте воздуха, но, потом, осмелев, собирают крошки и  осторожно расхаживают по земле. Он и не собирался идти за поворот, но уж очень хотелось увидеть бескрайнюю степь, там и воздух был совсем другой, не такой, как на участке возле дома. Да и время было раннее. Дедушка говорил, что суюры  собираются только по ночам. И Джованни заглянул за кусты, которые росли на повороте дороги.
На огромном красноватом  валуне сидел старый степной демон. Желтоватые раздвоенные клыки придавали ему свирепый вид, длинная шерсть на носу и раскосые глаза вселяли страх.  Мальчик застыл в ужасе.  Вдруг зверь издал три коротких громких рычащих звука.  Сразу примчались ещё два суюра, подскочили к Джованни и, подхватив его своими когтистыми лапами, потащили куда-то. (Рис 1  Суюры)
Около красного валуна остановились. Ноги не слушались Джона, он падал. Тот, что сидел на валуне,  властно сказал:
- Встать!
Джованни, качаясь, встал. Двое поддерживали его по бокам.
Тот, что сидел, также властно скомандовал:
- В Жёлтую башню смертников!
В Жёлтой башне, в камере, где оставили Джованни, в стены было вделано две железные скамьи. На одной сидела девчонка, по возрасту, как он. Она тихо и радостно прошептала:
- Я тебя знаю. Ты приезжаешь к деду Филиппу из Италии каждый год. А я живу рядом, следующий дом за  вашим.
- Как ты сюда попала?
- Я купалась в пруду и вдруг увидела чудовище около красного валуна. От страха чуть не утонула. Вышла на берег, успела одеться.   Подошли двое,  меня  схватили и привели сюда.  Держат здесь уже второй день. Говорят,  должен быть суд.
Открылась железная дверь, и косматая рука с когтями протянула большой ковш с водой.
Потом всё стихло. Ни шороха, ни звука. Узкое окно под потолком потемнело. Наступил вечер. Всё заметнее становился холод.
- Ночью холодно. Наверное, уже ночь, – сказала Катя и выразительно посмотрела на окно. – Давай попробуем посмотреть в окошко. Может, можно как-нибудь вылезти. Вставай, а я встану тебе на плечи.
Девочка выглянула в узкое окошко и ахнула, покачнулась и чуть не свалилась с Ваниных плеч.
- Ой! Страшно! Иди теперь ты посмотри!
Вокруг огромного красноватого валуна плясали тени.  Они были освещены ярким светом луны.
Широко раскрытыми глазами смотрел Джованни на эту ритуальную пляску демонов. Длинная серебристая шерсть мерцала в лунном свете, кривые когтистые лапы были вытянуты, а спины как-то вогнуты вовнутрь.  Они рычали, мурлыкали и повизгивали. А когда луна исчезла за облаками, они запели хриплыми голосами. 
Катя не выдержала:
- Мне тебя не удержать! Слезай!
Ребята уселись на железной скамье и, поражённые увиденным, молчали.
Прошло немало времени, и Катя тихо сказала:
- Они убьют нас, наверно.  Так что мы с тобой прощаемся.
Но Джованни твёрдым голосом возразил:
- Нет! Ведь это всё сказка. А сказки кончаются хорошо.
- Что, по-твоему, в сказках никого не убивают?  А  по-моему, сколько угодно. Вполне может быть,  что они нас уничтожат.
Вдруг раздался свист, грохот и громкое рычание. Катя полезла на плечи Джованни посмотреть, что происходит.
- Приехал какой-то суюр с короной на голове. Их царь, что ли?
- Ну, слезай, теперь я посмотрю.
Но ему смотреть не пришлось. С грохотом открылась дверь их камеры, и волосатые кривые лапы потащили обоих к выходу.
Вокруг красного валуна стояли ровным кругом суюры. Ребят поставили в середину возле валуна.
Степной демон, на голове которого было что-то вроде короны, начал говорить.
- Подойди ко мне ближе, мальчик, не бойся! Скажи, но говори правду, кто послал тебя смотреть на суюров?  Что ты должен  узнать?  Кому рассказать?  Отвечай!
Джованни не мог произнести ни слова. От испуга пересохло всё во рту. На лбу выступил пот, стекал струйками по щекам. Неожиданно для себя он начал плакать.
Тот, голова которого была повязана черной лентой, вышел вперёд:
- Я вижу, эти  ребятишки наполнены  отрицательной энергией. Если мы их отпустим, все люди узнают о нас и начнут на нас охоту. Наша тихая жизнь закончится.  Они засадят нас всех за решётку и отправят в зоопарк на потеху их детям. Я предлагаю голосовать, кто за смерть этим детям, кто – за то, чтоб их отпустить домой.
Суюр с короной на голове обратился к Джованни:
- Скажи нам, кто послал тебя и зачем? – потом, тише добавил – не бойся. Тебя послал твой дедушка? Да?
Джованни, заикаясь, тихо произнёс:
- Никто меня не посылал. Я сам  увидел нечаянно.
И после длинной паузы демон опять заговорил:
- Я хочу знать, кто виновен в том, что дети  увидели  суюра?  Они следили, подсматривали?  Нет. И вдруг она увидела суюра. Она виновата в этом? Нет.  Почему Суюр сидит на камне днём?  Днём ему нет места на камнях. Они могут плясать, петь, отдыхать, сидеть на валунах и лежать на земле  только ночью.
Мальчик не виноват, что он увидел суюра, это было днём.  А вот суюр  Хадад виноват в этом. Во-первых, он слишком близко к человеческому жилью расположил свой лагерь. Во-вторых, он сидел на валуне днём.  Ну, и что ещё я хочу сказать?  Если мы убьём этих детей, чтобы они не смогли рассказать о нас людям, то что же получится?  Человек начнёт истреблять, уничтожать нас за своих детей. Нет, давайте отпустим человеческих детей с миром, а сами снимемся с этих мест. В Аргентинские пампасы!  А Хадада  ждёт наказание. Предлагаю не брать его с собой в пампасы.
Слово взял Хадад:
- Да, я признаю себя виноватым. Предлагаю отпустить человечьих детей, не причинять зла людям. А меня простить. Я уже стар.  Завтра мне исполнится 550 лет. Возьмите меня с собой, что я один буду делать? 
И демон  заплакал жалобным хриплым голосом.
Джованни стало так жалко этого суюра, что он вдруг, неожиданно для себя, громко сказал:
- Конечно, его надо простить. А я виноват  в том, что пошёл к повороту. Мне дедушка запретил подходить близко к нему. А я не послушался и увидел суюра.  Я испугался. И они меня забрали…
Демоны засмеялись. Смех их был похож на ржание лошади.  Потом главный суюр с короной подошёл к мальчику, пожал ему руку и сказал:
- Ладно, иди с миром к своему дедушке. Мы ведь зла никому не приносим. – Он слегка подтолкнул Джованни – Иди!
Повернулся к Кате – Идите оба!
Вместе с Катей, радостные и счастливые, бежали они к дому.
Начал моросить мелкий дождь, подул холодный ветер. Над головой было чёрное небо. Но на ребят нахлынула волна радости, ликования  оттого, что они  живы и оттого, что они  не суюры, они – Люди.





Рецензии