Жертвенность очерк 37 Тётя Зина

                «ЖЕРТВЕННОСТЬ»

    Очерк 37 «ТЁТЯ ЗИНАИДА ЛЬВОВНА РАЗУМОВА (ВОЛКОБИНСКАЯ, МАРЧЕНКО) И ЕЁ СЕМЬЯ»


       VIII.   ТЕТЯ   ЗИНАИДА   ЛЬВОВНА   ВОЛКОБИНСКАЯ   И   ЕЁ   СЕМЬЯ:


       8.1. Бабушка Ксения Григорьевна Волкобинская (Волкодав)

       Вот, эти места на Кубани, где разворачивается жизнь рода Волкодавов – Волкобинских:

       Станица Темрюкская, ныне г. Темрюк, где родилась бабушка Ксения. Где вышла замуж и родила детей: трёх сыновей, Михаила, Ивана и Льва, и трёх дочерей, Елену, Нину и Зину. Первенец, Елена умерла еще в младенчестве. Михаил умер в молодости, в 1934 году. С коллегами по работе, на пути в Иркутск, остановились в Златоусте. Сходили в баню. После парной попили холодного пива. Дядя Миша заболел двусторонним воспалением легких и умер. Похоронен он на кладбище Златоуста.
       Остальные дети моей бабушки прожили сложную жизнь.

       Хутор Солёный, близ станицы Ахтанизовской, где учительствовала наша мама, где вышла замуж за Луку Петровича Ищука, где родились мои сёстры, Люся и Галя.

       Хутор Верхняя Ставрополька между Крымском и Абинском, где родились мы с братом, Витей.

       Город Славянск-на-Кубани, где я закончил школу. И где похоронена бабушка Ксения.

       Посёлок Октябрьский Красноармейского района (чуть севернее Ольгинского кордона), где живёт сейчас семья моего старшего брата, Бориса.

       Посёлок Незаймановский, Тимашёвского района, где живёт Большая семья моего дяди Вани Волченко.
       Таковы эти места Кубани!

       Родилась моя бабушка ещё в конце 19 века в семье станичной учительницы, Волкодав. Богатая и рыбная станица Темрюкская, ныне город Темрюк.

       Анализ фамилии Волкодав:
       В Истории Кубанского казачьего войска Щербины, издания 1913 года, я нашёл, как некий офицер, казак по фамилии Волкодав, будучи больным, попросил двух других офицеров выполнить его долг, поехать служить в казачий полк в Польше. Был ли это предок наш, или это однофамилиц, не знаю. Да и фамилии у казаков появились после переселения запорожцев на Кубань в конце 18 века при Екатерине ;. До этого были прозвища. Возможно и «Волкодав» подобное прозвище.

       Бабушка наша познакомилась со станичным писарем, Львом Евгеньевичем Волкобинским. Фотографию дедушки мне показал дядя Лёва уже в зрелом моём возрасте, в 1982 году. Казачью реликвию дядя сохранил в сталинские времена под постоянной угрозой. Какой риск для офицера!

       Дед был из семьи адвоката. Переселенцы из Тверской губернии. И фамилия была Волокобинские.

       Анализ фамилии:
       Волокобинские, пробивавшие волок для перетаскивания судов по суше от одной реки до другой. На Кубани, из суеверных побуждений сменили фамилию, чтобы избежать числа 13 букв, так стали Волкобинскими.

       Трискайдекафобия (или тердекафобия, от древнегреческого ;;;;;;;;;;;; – тринадцать и ;;;;; – страх) – болезненная боязнь числа 13.
       Этот страх считается суеверием, исторически связанным с религиозными предрассудками. Специфический страх перед пятницей 13-го называют параскеведекатриафобией или фриггатрискайдекафобией.

       На сегодняшний день среди исследователей нет единого мнения о происхождении трискайдекафобии.
       По одной из версий, число 13 может считаться «плохим» уже только потому, что оно больше 12, числа, которое является священным у многих народов.

       Кроме того, существует библейское предание, косвенно связанное с числом 13 – на тайной вечере Иуда Искариот, апостол, предавший Иисуса, сидел за столом тринадцатым. С этим преданием связывают самую распространенную в Европе и США в XIX веке примету, связанную с числом 13 – если за обеденным столом собрались 13 человек, один из них умрёт в течение года после трапезы. Позже в христианстве распространилось апокрифическое убеждение, что Сатана был 13-м ангелом.

       По другой версии, страх отчасти вызван и тем, что в еврейском календаре (лунно-солнечный календарь) некоторые годы состоят из 13 месяцев, тогда как солнечный григорианский и лунный исламский календарь всегда насчитывают только 12 месяцев в году.

       Трискайдекафобия имеет корни и в мифологии викингов: бог Локи был 13-м богом в древнескандинавском пантеоне.
       Кроме этого, карта XIII в колоде Таро обозначает Смерть.

       Венчались Ксения и Лев в Храме. Батюшка пошутил во время венчания: «Ну, Ксения, Божья странница, 18 лет давила волков, всю оставшуюся жизнь будешь бить их!» Так она стала носить фамилию Волкобинская.

       О дедушке из воспоминаний сохранилось лишь то, что слышал от мамы. Во время нэпа он имел свое дело, но разорился, принес домой мешок с обесценившимися деньгами. Дети бегали во дворе, размахивали ассигнациями и кричали: «миллион лопнул!»

       В тот, памятный мне приезд бабушки, в конце 50-х годов прошлого века, я ещё не ходил в школу. В доме появилась строгая, сухонькая старушка. И, почему-то, чужая. Что это? Откуда у меня такое впечатление о первом приезде бабушки? Не знаю! Скорее всего, от общего отношения к ней в семье. Ведь другую бабушку Прасковью Григорьевну Ищук, что по линии отца моих сестер, Луки Петровича, любили и звали нежно «бабуся»!

       Бабушка мне казалась недосягаемой. Живёт в каком-то Севастополе, в Крыму. Это так далеко было для меня. Она была недосягаемой и в смысле общения. Не было того тепла, что я ощущал от моей мамы и сестрёнок, Люси и Галчонка.

       Сказывалось ещё негласное обвинение бабушки в той беде, что приключилась с сестрой Галей. Во время войны она переболела полиомиелитом. Так и осталась инвалидом на всю жизнь. Что тогда могла и не сделала бабушка, я не понимаю. Кажется, необходимо было накрыть ребёнка черным платком. Какое действие должно было произойти от этого чёрного платка, не понимаю.

       Следующее воспоминание о бабушке связано с переживаниями за её судьбу. Мужа моей двоюродной сестры Нины, Анатолия, перевели в город Дубна. Начался длительный процесс объединения квартир бабушки и моей тёти Зины в Севастополе. А затем и обмена севастопольской квартиры на Дубну.

       По какой-то причине бабушку из Дубны сначала препроводили к её сыну, Льву, в Москву. Позже, в 1990 году, тетя Зина объяснила мне, что бабушке не хватало крымского солнца и тепла в этой мокрой и туманной Дубне.

       Дядя Лёва сразу отправил бабушку Ксению на Кубань, к моей маме. Где она и прожила свои последние дни. Мы все сочувствовали бабушке.

       Охладели наши отношения с тётей Зиной. Дядю Лёву понимали. Уважали его, что на протяжении всей своей службы ежемесячно высылал своей маме по 25 рублей.

       Каюсь, относился к бабушке в этот период снисходительно. Посмеивался над её некоторыми просьбами: «Витя, – просила она моего среднего брата, – закрой калитку, мухи летят!» Не приведи Господи, нам дожить до такого отношения собственных детей и внуков в своей старости!

       Ещё одно воспоминание о бабушке Ксении связано с важным событием в моей жизни. 14 августа 1974 года моя мама и бабушка благословляли нас с Галей на долгую жизнь вместе. Бабушка просила запомнить, что она, в свои 83 года, благословляла нас. Мы с Галей это помним!

       И самое позднее воспоминание о бабушке Ксении: я в последний раз видел бабу Ксению за два месяца до её смерти. Просилась, взять её и маму к себе, в город Брянск. «Я хоть в кладовочке, буду жить, забери нас отсюда!» Это было первое моё место службы. И первая моя однокомнатная квартира.

       Мама одна скрасила последние часы жизни бабушки. Она капризничала и одновременно просила дочь спасти её от смерти. В апреле 1976 года не стало бабушки Ксении. Брат мой, Борис, взял на себя все хлопоты, связанные с похоронами. Отпевали её в Храме, в центре города Славянска-на-Кубани. Дядя Лёва приехал из Москвы и провожал свою маму в последний путь.

       В 1977 году мы с мамой и Борей поклонились её могиле на городском кладбище.
       В поминальных записках, подаваемых в Храме, прошу Господа Бога, помянуть рабу Божью Ксению и её мужа, Льва. Царство тебе Небесное, моя бабушка Ксения! Мой духовник, иеромонах Агапий, не устаёт нам напоминать: пока живые молятся за усопших, память жива. И душам ушедших в мир иной наступает облегчение.


       8.2. Тётя Зина и её дочь Нина

       Тётя Зина Разумова (сестра моей мамы) родилась 3 января 1917 года. В нашем семейном альбоме сохранилась одна из ранних фотография «Тётя Зина – студентка Темирязевской сельскохозяйственной академии»

       Вот, что рассказала внучка тёти Зины, Юля Радионова:
       «До войны, бабушка и Петр Севастьянович Марченко (1917 г.р.) вместе учились в Темирязевской сельскохозяйственной академии. Там и поженились. Война застала бабушку на практике в Астрахани. А дедушку призвали на флот в Черноморскую базу подводных лодок в городе Поти. Там и родилась моя мама Нина. В конце осени 1943 года экипаж подводной лодки выполнил задание в румынском порту. На базу ушла радиограмма об успехе. Однако на базу лодка не вернулась. Бабушка получила похоронку на мужа»

       В семье Марченко 6 ноября 1942 года родилась моя двоюродная сестра, Нина. В нашем семейном альбоме сохранилась фотография «Нина Марченко, школьница» Интересное предупреждение запечатлено на заднем плане снимка: «Рвать цветы воспрещается!» Сразу видно, жили при социализме.

       Тётя Зина чтила память отца Нины, Петра Марченко. И опасалась за судьбу своей дочери, Нины. Каково ей будет жить с отчимом!? В начале 50-х годов она уступила ухаживаниям офицера Черноморского флота Малаха Разумова. И взяла на себя ответственность за воспитание его дочерей, Беллы и Милы.

       В нашем семейном альбоме сохранилась фотографии того периода:
       Первая – «Семья Марченко - город Севастополь, 8 ноября 1954 года»
       Вторая – «Тётя Зина с Милой» Сохранилась только половинка снимка, а кто на второй – остаётся гадать, и кто ее отрезал – тоже?

       Как рассказала моя племянница, Юля, с Малахом Никитовичем Разумовым тётя Зина прожила около 15 лет. Как она сама говорила, пожалела девочек Малаха.
       Юля сожалеет: «Больше всего страдала моя мама. Я сама поражаюсь, как можно завоёвывать сердце женщины, если к её дочери относишься как к пустому месту!?»

       О детях Малаха Разумова, Белочке и Миле, мне почти ничего не известно.       
       Знаю, что Мила вышла замуж, родила дочь, Иринку. В нашем семейном альбоме сохранилась фотография «Дочь Милы Разумовой, Иринка» Здесь ей 2 годика, 1975 год.

       Нина после школы поступила в Севастопольскую консерваторию по классу фортепьяно. В 1965 году вышла замуж за Анатолия Сабаева (17 ноября 1941 г.р.) В нашем семейном альбоме сохранилась фотография «Нина Сабаева – преподаватель музыкальной школы г. Дубна, по классу фортепьяно»


       8.3. Юлька,  моя племянница

       Я всегда с восторгом рассказываю своим детям, теперь уже и внукам, о своей любимой племяннице Юльке. Родилась она в Севастополе, 28 октября 1966 года!

       Кстати, второе воспоминание о моей бабушке Ксении связано с её приездом к нам, в город Славянск-на-Кубани в середине 60-х годов прошлого века.
       Нина Сабаева готовила дипломную работу в консерватории. И нуждалась в покое от своей дочери, Юльки. Так на целый месяц у нас поселились бабушка с моей замечательной племянницей Юлькой!

       Есть и другой вариант причины их приезда! Об этом Юля рассказала мне совсем недавно, в 2011 году. За Ниной ухаживал молодой человек. Но, замуж она вышла за Анатолия Сабаева. И причиной приезда бабушки Ксении и Юльки стала семейная ссора. Нина некоторое время жила врозь с Анатолием. И вставал вопрос о разводе. Так, что Юльку увезли из Севастополя подальше от родительского конфликта.

       Мне, особенно, понравилось в этот приезд бабушки, как она отзывалась о моих занятиях по хозяйству и по огороду: «Хозяин!» Я с 10-летнего возраста был за главного мужчину дома. Мы жили значительно лучше, чем на хуторе Верхняя Ставрополька. Имели свое хозяйство. Корова Фиалка, с такими глубокими синими глазами, давала молоко. А это и молочные блюда, и сметана, и творог, и сырники, и вареники с творогом. Каждый год корова приносила по одному телёнку. Телята подрастали на продажу. А это дополнительный доход в семье. А какое молозиво мама приготавливала из первого молока после отёла коровы! Два кабанчика подрастали к Новому году. Один на продажу, другой – на убой. А это: сало, мясо, колбасы, жир, солёный окорок, шкварки. В хозяйстве имелись птицы и два сезона были кролики. Куры приносили яйца и пух. Утки шли на мясо и пух. Кролики давали мясо и шкурки.
Главное, всё свое! Где ещё могли бабушка и Юлька так хорошо поправить своё здоровье!

       Юлька – самое настоящее ЧУДО! Меня особенно радовало, что, наконец-то, в нашей компании мальчишек появилась такая славная девчушка с бантиками.

       Вот, как нас с Юлькой укладывали спать. Рано, в 9 часов вечера! Юльку – ещё ребёнок. А меня – потому, что утром в школу. Ну, кто же будет так рано засыпать. И я предлагал племяшке тихонько, чтобы не слышали взрослые, разучить песенку Буббы Касторского из фильма «Неуловимые мстители»: «Я Бубба, Касторский – отличный куплетист…» Юлька быстро запоминала. Ей нравилось, что такое внимание проявляют к её персоне. А главное, не надо спать! Но, требовалось подтверждение её несомненных успехов в исполнении куплетов Буббы. И тут Юлька громко демонстрировала свои способности. Нам влетало от взрослых за эти проделки: мне больше, Юльке – меньше. И мы засыпали.

       А вот, как Юлька училась самостоятельности: утром в выходной день мы с ней просыпались чуть позже, чем в будние дни. Я предлагал племяшке самостоятельно одеваться. Платьице и колготки она сама одевала. А вот, с сандаликами выходила проблема! Юлька не помнила, куда подевала их с вечера. Наконец-то, обнаруживала обувь под кроватью. И предлагала мне достать сандалии. Я настаивал, что это делать она должна сама.

       Вот, логика ребенка! «Это должны делать взрослые!» – безапелляционно заявляла моя Юлька. На вопрос, «А почему не дети!?» – я получил убийственный ответ – «Потому, что там пыль!» И на другой вопрос – «А, что, для взрослых нет пыли!?» Можно было услышать: «Нет! Для взрослых пыли – нет!»

       Далее я прибегал к насилию, Юлька отправлялась под кровать, за своими сандаликами. Однако, конфликт продолжался. Так на крыльце дома Юлька потребовала, чтобы ей подали руку, чтобы она могла спуститься по ступенькам. И после исполнения её желания, Юлька считала, что её дядя наказан за насилие над личностью!

       В нашем семейном альбоме сохранились фотографии того периода:
       Первая – «За месяц до нашей встречи» Юле здесь 1 год и 4 месяца, г. Севастополь, 20 марта 1968 год.
       Вторая – «Моя Юлька!» Здесь мы с бабушкой Ксенией и Юльчиком. Славянск-на-Кубани. 1968 год.

       Помню, как я ревновал свою племяшку к ее первому мужу! Вот есть что-то, позволяющее видеть человека насквозь. Андрей явно был не её мужчиной!

       Юля носит фамилию первого мужа, Андрея Кимовича Радионова. После 2-х лет брака они разошлись. 13 июня 1989 года родилась маленькая Виктория Эдуардовна Радионова.

       В ноябре 1990 года я был вызван в Москву. В Политуправление Внутренних войск МВД СССР. «На ковер» за выступление на Армянском телевидении с протестом против системы.

       Побывал в Дубне. И был в восторге: «Моя любимая племянница Юлька родила такое ЧУДО – Викторию!» В нашем семейном альбоме сохранились фотографии маленькой Вики:
       Первая – «Тетя Зина с Викой и тетя Саша Сабаева с внучкой Наташей Филимоновой!» Это недавно уточнил Артем, младший брат Юли: «А ещё, на фото моя вторая бабушка Саша (по линии отца) с моей двоюродной сестрой Наташей Филимоновой. И сзади на стене плакаты и фото моих любимых тогда рок-музыкантов».       
       Я давно заметил, есть что-то такое, что объединяет всех бабушек на свете: при одном имени внучки такое умиление на их лицах!

       Вторая – «Юля с дочерью Викой!» Вот есть что-то такое в этих девчонках, что задевает мою душу СХОДУ! Обращаю внимание: Вика – маленькая, а уже такая КОКЕТКА! Очень хочется взглянуть на неё, какая она стала теперь, 20 лет спустя!

       Третья – «Ну ОЧЕНЬ СТИЛЬНАЯ девчонка!» Здесь Вика в осеннем лесу в стильном костюмчике!

       19 июля 2008 года Вика вышла замуж за Николая Владимировича Халякина (19 декабря 1982 г.р.) И что мне нравится, как и мой сын, Серёжа, муж Вики – предприниматель, грузоперевозки! (Вот интересно, Николай перевозит грузы в Сибирь? «Будете у нас на Колыме, заходите!» – так говорил классик...) 28 октября 2015 г. у Вики с Николаем родился сынуля. Назвали чудно: Геральд! Во Христе Георгий!

       Мы получили информацию, что Вика увлекается генеалогией! Вот кто сможет быть хорошей помощницей администратору сайта «Древо жизни», нашей Танюшки Ищук!
Юля 9 лет прожила в гражданском браке с Деднёвым Владимиром Александровичем.

       Юля во втором браке 6 мая 2001 года родила дочь, Татьяну. Сейчас она уже школьница, отличница! Танюшка зарегистрирована Деднёвой. Я сегодня слышал по телефону, как они с мамой пишут сочинение. И как Танюшка с гордостью произносит свою фамилию: «ДЕДНЁВА!»


       8.4. Артём, мой племянник

       31 мая 1972 года в семье Нины и Анатолия Сабаевых родился Тёма! В нашем семейном альбоме сохранилась фотографии маленького Артёма:
       Первая – «Моему племяннику Тёме здесь нет и годика! Дубна, 1973 год» Но какой любопытный взгляд малыша в мир: что он несёт мне! Добро, любовь, открытия!? И всегда ли будет СОЛНЦЕ!?

       Вторая – «До обеда ещё далеко! Город Дубна, август 1973 года» Интересное название снимка! Я тебя прекрасно понимаю, малыш, в этом возрасте постоянно чувствуешь себя голодным! И если бы не булочки бабушки…

       Третья – «Артём и Лена – молодожёны. И маленькая свидетельница их счастья Вика!» Мне так нравится эта молодая семья! Я познакомился с Леной в 1990 году. Лена (23 июня 1973 г.р.) в девичестве Попова. У Артёма и Лены растёт сын Виктор (13 июня 1996 г.р.). Удивительно: Виктория и Виктор родились в один день! С разницей в 7 лет. Действительно ВИКТОРИЯ! ПОБЕДА! Двоюродных внучатых племянников, и ТРИНАДЦАТЫХ!

       Четвертая – «Артём – рок-музыкант». Приятно узнать, что Артём, такой же увлечённый музыкой, гитарой, как и 20 лет назад!» Правда, уже без того зажигательного ансамбля начала 90-х годов. Можно сравнить юного рок-музыканта с нынешним остепенившимся МУЖЕМ! И всё равно, мне очень приятно, что мои дети, Серёжа и Оля увлекаются гитарой, что двоюродный племянник Алёша Скичко из Москвы – бард, и мой двоюродный внучатый племянник Лёшик Цирульский из Москвы имеет 2 классических и одну электрогитару!

       Сегодня Артём – серьёзный и основательный мужчина! И столько доброты в нём! Сразу внушает доверие! В 2011 году Артём второй раз женился. Симпатичная женщина, Юля Небылица Виноградова (15 июня 1973 г.р.). Это произошло 1 июня 2011 года. (Также и мы с Галей поженились, скромно, без помпы. И вот уже 41 год вместе!)

       У Юли две дочери – красавицы! Лизонька, старшая (7.10.1990 г.р.), и младшая Алёнушка (22.11.1994 г.р.), На свадебной фотографии с молодоженами и мама Юли – Валентина Александровна и друг Лизы – Руслан. У Лизы и Алёны такая замечательная фамилия Небылица! А у Алены друг – Лёха Корытников.

       В семейном альбоме Артёма и Юли и в альбомах дочерей Юли есть такие фотографии:
       Первая – «Мама и дочь!» Хочу ещё раз повторить, как это хорошо видно: между мамой и дочерью такие удивительные отношения доверия, любви и уважения!
       Вторая – «Это представительница семьи Артёма Сабаева – очаровательная Лизонька Небылица со своим красавчиком Русланом Гайнуллиным».

       Третья – «Это ещё одна представительница семьи Артёма Сабаева – юная Алёнка Небылица со своим возлюбленным Лёхой Корытниковым» Это тот случай, когда говорят: «Не плачь девчонка! Пройдут дожди! Лёха твой вернётся, ты только жди!»
       Четвертая – «Наши Артём и Юля в Египте, 2012 г.» Душа радуется за вас, Артём и Юля! Красивые и Счастливые!

       Пятая – «ВЕДЬМАК!» Это Артём, – ещё тот приколист! Есть вопрос к племяннику: «Где такие доспехи продают?» Артём говорит: «Да это дружеский шарж, так сказать. Коллега по работе пошутил в фотошопе». Понятно! А я ещё заметил, что раньше в плакате была дырка, куда желающие вставляли своё лицо. А теперь фотошоп! Слава прогрессу! А мы уж думали искать в социальных сетях, в каком клубе Тёма состоит, что можно запросто обрядиться в доспехи викинга, индейца!
       Шестая – «Настоящий вождь апачей – Арчингук!» Всё: этот Артём меня полностью ОЧАРОВАЛ!! «Еще одна шутка коллеги» – поясняет племянник.

       Седьмая – «Витя Сабаев!» Ну, что скажу: «Вот тут, Витёк, у нас на двоих с тобой ЛЮБОВЬ к оружию!» А Артём добавляет: «Да и у меня тоже всегда была. Этим он в меня!» Думаю, вот кого необходимо повезти на хутор Верхняя Ставрополька. И обязательно показать Смерть – поляну! Мальчишками, Боря, Витя и я, много чего откопали там, в конце 50-х – начале 60-х годов. Слава Богу, ничего с нами не произошло. Хотя часто были на грани...


       8.5. Простите меня!

       Тётя Зина, Нина и Толя! Сегодня нет никого из них в живых. 12 февраля 1999 года не стало Нины, затем 3 декабря 2001 года – Анатолия, а 23 декабря 2002 года и тёти Зины.

       Это трудно даже представить, что пережили тогда мои племянники, Юля и Тёма. В один миг остаться без родных! Без крепкого тыла! И без помощи от остальных родственников. Каюсь, за лихие 90-е годы потерял контакт с семьёй тёти Зины.

       В поминальных записках, подаваемых в Храме, прошу Господа Бога, помянуть рабов Божьих Зинаиду, Нину и Анатолия. Царство вам Небесное, мои родные! Мой духовник, иеромонах Агапий, не устает нам напоминать: пока живые молятся за усопших, память жива. И душам ушедших в мир иной наступает облегчение.


Рецензии