19. Баланс меча

Какие мечи использовались исторически? В основном их вес был от килограмма, до полутора килограммов. В этот диапазон укладывается основная масса музейных экспонатов. Так казачья шашка весит около 800 гр. Палаш кавалергардский 1 кг. 300 гр. Палаш кирасирский – 1 кг. 500 гр. Отдельные мечи бывают легче – до 600 граммов. Самые тяжёлые двуручные мечи достигают двух, и даже двух с половиной кг. Это предел. Правда, в музеях можно увидеть и гигантские мечи, весом до 10-15 кг. Но это не боевые мечи. Это мечи палачей. Они предназначены для того, чтобы гарантированно снести голову несопротивляющемуся человеку. Для боя же они слишком тяжелы и медлительны.

Большие мечи очень тяжелы, приходится устраивать их рукоять таким образом, чтобы рука держала поближе к центру тяжести. В европейской традиции это достигалось помещением на конец рукояти тяжелого навершия (по-русски – яблока). В японской традиции делалась длинная рукоять, которая своей тяжестью выступала в роли противовеса клинку.

Лёгкие, короткие мечи часто имели противоположный баланс. Напротив, утяжеляли конец меча, удаляя центр тяжести от рукояти. Таков баланс греческого ксифоса, махейры, фальшиона,  абордажной сабли, некоторых шашек и сабель. Такой клинок, хоть и короче, но рубящий удар у него достаточно сильный.

Но я, не имея опыта работы с такими клинками, сосредоточу свои объяснения на катана. У этого меча – традиционный баланс с приближенным центром тяжести к точке захвата. Катана имеет длинную рукоять – одна треть общей длины меча. Это позволяет работать, как одной, так и двумя руками. И центр тяжести находится близко к точке захвата.

Примерные габариты моего муляжа:
Длина 90 см. Из них 30 см рукоять и 60 см клинок.
Ширина клинка 4 см.
Толщина клинка 4 мм.
Вес около 1 кг 200 гр.

Но можно и увеличить вес клинка за счёт толщины. С более тяжёлым клинком вы лучше и быстрее научитесь пользоваться движениями корпуса, для управления клинком. И всё же не советую превышать двух килограммов.

Муляжу надо обозначить рукоять. Например, наклеить  щёчки рукояти, выструганные из дерева, а сверху обмотать их изолентой. Если хотите, можете смастерить и гарду. Но можно обойтись и без неё.

Сувенирные мечи обычно дороги и легковаты, а так же остры, что создаёт дополнительную опасность для новичка.

На худой конец, можно использовать тонкий лом, или железную трубу, толстый арматурный прут, близкий по массе и габаритам.

Итак, массо-габаритный муляж меча готов. Приступим к занятиям.

Первым делом найдём точки баланса. Их две.

ПЕРВАЯ ТОЧКА БАЛАНСА определяется очень просто. Она соответствует центру тяжести. Положите меч на один палец таким образом, чтобы он пришёл в равновесие. Это и есть центр тяжести меча, или первая точка баланса. Можете обозначить её витком изоленты.

ВТОРАЯ ТОЧКА БАЛАНСА определяется двумя способами:

Первый способ акустический. Он удобен для начинающих бойцов, которые ещё не уверенно чувствуют эту точку баланса.

Берём металлическую палочку (ложку, гаечный ключ, или что-то подобное), простукиваем клинок, начиная от первой точки баланса, постепенно приближаясь к острию. Слушаем звук.

Сначала звук будет звонкий, как колокольчик, потом, по мере продвижения к острию, он станет становиться более глухим, жестяным. Потом постепенно звук снова начнёт становиться всё более звонким. Самым звонким он станет на острие.

Чем объяснить этот звуковой феномен, я не знаю. Но он работает.

Вторая точка баланса будет там, где звук наиболее глухой. Пометьте найденную точку изолентой.

Второй способ определения точки баланса механический. Если двинуть рукоять меча вперёд, не мешая мечу поворачиваться, меч без насилия повернётся вокруг некой точки. Но не вокруг центра тяжести, а вокруг точки, расположенной между центром тяжести меча и остриём. Это и есть вторая точка баланса.

Найденные обоими способами точки должны совпасть.

Итак, мы изготовили массо-габаритный муляж меча, мы нашли точки баланса и пометили их. Начинаем тренироваться.


Рецензии
Добрый день, Михаил!
Удивили способами определения второй точки баланса и самим её существованием.

"Вторая точка баланса будет там, где звук наиболее глухой".

Очень интересно.

"Второй способ определения точки баланса механический. Если двинуть рукоять меча вперёд, не мешая мечу поворачиваться, меч без насилия повернётся вокруг некой точки. Но не вокруг центра тяжести, а вокруг точки, расположенной между центром тяжести меча и остриём. Это и есть вторая точка баланса".

Тоже очень интересно.
Конечно, мне непонятно, почему точек баланса две, а не одна?
С уважением, Александр

Александр Галяткин Юлия Фадеева   17.02.2019 10:17     Заявить о нарушении
Поворачивая меч вокруг первой точки (центра тяжести), вы никуда не смещаете центр тяжести, то есть не поднимаете и не опускаете меч. Не тратите силы на подъём. Двигая вокруг второй точки, вы не совершаете насилия над клинком. Обе точки имеют свои преимущества. Нам нужно просто научиться пользоваться обеими точками. Как это применить, проще почувствовать, чем логически проанализировать. (Путь Инь).

Надо поворачивать клинок во время боя?

Надо.

Стало быть, учимся поворачивать. Но чтобы научиться, нужно многократно повторить одно и то же движение, а не менять каждый раз точку вращения. Стало быть нужны стандартные точки вращения.

После отработки этих движений, про точки можно вообще забыть. Они нужны только для отработки. В бою они не нужны. Вы просто дерётесь так, как Бог на душу положит. Тело само станет совершать привычные движения.

А точек баланса объективно две. Первая - центр тяжести. Вторая - центр естественного вращения при воздействии на рукоять Мы же меч за рукоять держим, не за остриё. Следовательно, нам эта точка нужна. Самое быстрое вращение через неё.

Михаил Сидорович   17.02.2019 11:04   Заявить о нарушении