Динозавры учат шахматам. Вступление 1E

Начало смотрите здесь:
Динозавры учат шахматам. Рефлексия 1
http://www.proza.ru/2019/01/30/2105

В комментарии 1А мы сформулировали во вступительной части ряд общих положений, которые полезно постоянно иметь ввиду, знакомящемуся с этими материалами.

Произносимый в программе текст:

«В то же время половина полей светлая. Мы называем их белые поля.»


Комментарий:

Всё время необходимо напоминать и себе самому и Вам, драгоценный Читатель, что мы здесь относимся к переводу на русский язык. Подлинника текста я ни разу не слышал, Тем более, что это, видимо, незнакомый мне язык. А потому работаем с тем, чем располагаем.
Наконец мы добрались «до края» доски!
И надо же такому случиться, что именно здесь мы наконец встречам «светлую сторону Лу…, простите(!), доски!»
Вообще автор хочет донести до ребёнков мысль о том, что клеточки могут быть раскрашены, как угодно, но тёмные оттенки мы именуем «чёрными», а светлые – «Белыми». Всё хорошо, пока перед нами простые версии раскраски доски, и доска именно квадратная. То есть поделённая на квадраты.
А вот если речь идёт о гексагональной доске, то там двумя цветами и чёрно-белой терминологией уже не обойдёшься.
Теперь появились любопытнейшие версии «шахмат будущего» от А. Купченко, именуемые «РадРас» (от «радуга рассвета») в которых доска красится в семь цветов радуги по определённому принципу. И вот вэтих случаях чёрно-белой или тёмно-светлой терминологией не обойтись.
Но сейчас мы отнесёмся к раскраске клавиатуры на фортепиано, к тельняшке и ряду других именно «чёрно-белых» объектов.
Во-первых сразу укажем на генезис таких раскрасок.
Человек за бортом – ситуация, в которой оказавшийся в открытом море реально может погибнуть в самый короткий срок.
Необходим инструмент, позволяющий увидеть его «при любых неблагоприятных условиях».
Таким инструментом и является тельняшка.
Страны разные.
Флаги разные.
А черно-белые полоски на майке у всех одни и те же.
Потому что именно это позволят узреть!
Сложнее понять раскраску клавиш на пианино.
Но в условиях концерта с изменяющейся освещённостью и необходимостью для музыканта контролировать процесс краем глаза с грехом пополам объяснить можно.
Что же заставило человеков открыть именно «шахматную» раскраску шахматной доски?
Это огромная философская тема, где «светлое» и «тёмное» отражают такие понятия, как «добро» и «зло», «свои» и «чужие», «жизнь» и «смерть», «правда» и «ложь»  и так далее и тому подобное.
О!
Я уже вижу толпы разгневанных логиков, которые любой «правде» предпочитают «истину».
Но у нас нет здесь задачи погружаться в семантику и семиотику, или толковать о фрактальности бытия.
Для нас важно понимать одно: раскраска доски – это тема не для трёхлетнего малыша и не для «первого» «знакомства».
Грузить ребёнка комментируемым текстом здесь не следует.
Достаточно ограничиться текстом «Вот шахматная доска».
Показали?
Показали!
Всё остальное – спустя годы!!
Далее автор может выбирать между «чёрные-белые» или «светлые-тёмные» и без дальнейших объяснений пользоваться выбранной парой.
Одной!
Единственной!
Поскольку задача именно в быстрейшем освоении самой игры, а не её внешней атрибутики.
Да!
Конь каждый раз идёт с белого на чёрное, или с чёрного на белое!
Да, слон ходит и бьёт по полям одного цвета.
Но это никак не связано с внутренней логикой перемещения этих фигур.
Это связано с самой раскраской доски.
А раскраска доски возможно связана с задачей её быстрого обнаружения, когда она требуется среди множества других предметов.
Расцветка как бы гарантирует, что взгляд на ней остановится!
На этом позволим себе прерваться!

Вступление  - Первое занятие названное «Выбор урока»
Все кнопки темы «Вступление»:

Вступление 1A.  http://www.proza.ru/2019/02/05/196
Вступление 1B.  http://www.proza.ru/2019/02/05/463
Вступление 1C.  http://www.proza.ru/2019/02/05/504
Вступление 1D.  http://www.proza.ru/2019/02/05/581
Вступление 1E.  http://www.proza.ru/2019/02/05/187
Вступление 5, 6, 7. http://www.proza.ru/2019/02/04/1977


Рецензии