Динозавры учат шахматам. Вступление 1A

Начало смотрите здесь:
Динозавры учат шахматам. Рефлексия 1
http://www.proza.ru/2019/01/30/2105

Общее замечание: авторы Программы в открывающемся окне «Выбор урока», что просто неверно, в самой первой кнопке красной «ленты прогресса», как они сами назвали этот комплекс элементов, постарались сконцентрировано изложить массу важных сведений о доске, и начальной расстановке фигур. Надпись «Выбор урока» следовало расположить выше оглавления. Признаюсь честно, я чуть ли не год даже не догадывался кликнуть на этом «занятии». Вместо этого под пунктом номер один надо было указать что-нибудь вроде «Вступление», или «Доска и фигуры», «Общие сведения» или тому подобное.
Поскольку нам необходимо отрефлексировать ВСЕ графические решения Программы, мы вынуждены эту Первую кнопку на ленте прогресса разбирать в пяти материалах: так плотно идёт «Вводный обзор» во Вступлении.
Именно в этом и заключается ошибка многих авторов учебных пособий и программ, берущихся учить малышей.
Игорь Сухин в этом месте сумел «притормозить» и обнаружил, что на это самое «вступление» требуется масса времени, сил, таланта и энергии педагога, в силу и сверхсложности самой задачи и сверхсвёрнутости ещё не раскрывшегося полностью «цветка мышления» ученика.
Гроссмейстер – автор программы – бегло описывает «пустячки», на понимание которых малышу требуется от трёх до пяти ЛЕТ!
Особое внимание необходимо обратить на понятийно-категориальный аппарат «обзора», в котором весело и сердито вводятся такие понятия как «ряд», «столбик», «восемь», «шестьдесят четыре».
В интернете есть чудо-ролик «Обход конём шахматной доски», во время которого ведущий знакомит зрителя с ходом коня.
Восхитителен момент, когда автор ролика выкладывает сценку с развёрнутым коневым колесом и конь за ноль целых ноль десятых секунды отмечается на всех восьми клетках развёртки формулы своего хода!
У меня, не в интернете, есть видеоролики, фиксирующие моменты «зацепления» у детей, «понявших», «как ходит конь» и реализующих это перемещение на досках разного размера.
Это усилия от нескольких минут до получаса.
И это после 120-180 погружений!!!
То есть через 60-90 недель после начала ритмичных посещений занятий!
Потому что для ребёнка переход от созерцания к осмысленному внутренне организованному перемещению – это грандиозный процесс!
Процесс сложный и долгий, со своими проблемами, поворотами, отступлениями и возвращениями.
И самое главное здесь для педагога – не торопиться, не спешить, не навязывать, а готовить это грандиозное открытие для малыша исподволь – и тогда процесс постижения станет для него эпохальной точкой внутреннего отсчёта, инерциальной системой отсчёта внутри собственного «я».
Мы рекомендуем родителям вешать на стене перед глазами ребёнка пустую диаграмму шахматной доски формата А4, и просто позволить ему долгое время – видеть этот «маячок», эту матрицу.
Без слов и комментариев.
И однажды всё то, что в Программе сообщается на Первой кнопке ребёнок откроет для самого себя сам. Созреет и откроет. Не мешайте ему делать собственные открытия!
И всё написанное выше полезно иметь ввиду, читая наши комментарии к произносимому «за кадром» вступления по поводу представленной графики.

Произносимый в программе текст:

«Ну, вот!  Всё в порядке, девочка.
Давай, приступим.
В любое время ты можешь нажать на красную полоску прогресса внизу экрана чтобы снова сыграть урок или партию.

A
Вот это шахматная доска, где происходят все события.

B
На ней восемь столбцов в ширину

C
и восемь рядов в длину
В сумме это шестьдесят четыре клетки

D
Половина полей тёмные мы называем их чёрные поля

E
В то же время половина полей светлая мы называем их белые поля



Комментарий:

A
«Вот это шахматная доска, где происходят все события.»

Начнём с простенького.
Правильный текст должен звучать так:
«Вот изображение шахматной доски.»
Философское «Где происходят ВСЕ события» следовало бы опустить, а мы его просто пропускаем.
Перед ребенком один из наисложнейших объектов, открытых человечеством.
Это объект, доставленный нам неизвестным сталкероом с неизвестной Зоны Стругацких.
Можно смотреть.
Можно смотреть долго.
Можно смотреть всю жизнь.
И восхищаться.
И изумляться.
И так ничего и не понять!!!
Перед нами матрица – заготовка таблицы Менделеева!
Для всех восьми групп!
Перед нами матрица – раскладка всех шестидесяти четырёх кодонов.
До сих пор не прочитанная!!
Перед нами ответ на вопрос о полном звукоряде Вселенной!
Все восемь октав Божественной музыки!
Перед нами основа и суть Тетраэдальной Логики.
Перед нами Ключ к прочтению Библии.
Перед нами ответ на вопрос о Четырёх канонических Евангелиях.
Перед нами матрица, освещающая основы структуры громадных баз данных.
Перед нами «икона» нового Тысячелетия.
Понятно, что это не «доска» в смысле «природный полимер», а именно базовая матрица человеческого мышления!
Но маленькому ребёнку это можно и нужно показывать, но совершенно незачем перегружать его недоступной ему пока информацией!
Да, Пять – симметрия Жизни.
И об этом чуть позже мы поговорим.
Но ребёнку трёх лет это совершенно не нужно.
Пусть он сам это откроет, когда придёт срок.
Ведь мы не стремимся сократить нормальные девять месяцев на вынашивание плода!
А пока пусть просто посмотрит на неё МОЛЧА!
И потому здесь авторы Программы могли усилить её не говорильней, а волшебной чарующей музыкой.
Или танцем.
Как это прекрасно делает венгерский ансамбль «Ботафого» в своём фантастическом балете «Шахматы».


Вступление  - Первое занятие названное «Выбор урока»
Все кнопки темы «Вступление»:

Вступление 1A.  http://www.proza.ru/2019/02/05/196
Вступление 1B.  http://www.proza.ru/2019/02/05/463
Вступление 1C.  http://www.proza.ru/2019/02/05/504
Вступление 1D.  http://www.proza.ru/2019/02/05/581
Вступление 1E.  http://www.proza.ru/2019/02/05/187
Вступление 5, 6, 7.  http://www.proza.ru/2019/02/04/1977


Рецензии